Носков Юрий

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

ГЛАВА 5. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА

5.27 1078 ГОД - ШАНС ПРЕОДОЛЕНИЯ УСОБИЦЫ

Известный по предыдущему историческому периоду триумвират сыновей Ярослава (Изяслав, Святослав, Всеволод) в основе своей был конструкцией неустойчивой и был одной из главных причин раздробленности Руси.

В 1073 году черниговский князь Святослав уговорил переяславского князя Всеволода изгнать Изяслава из Киева, обосновывая это тем, что Изяслав хочет лишить их власти. Не исключено, что основания для этого были, было и заигрывание Изяслава с Римом через поляков. Киевский стол занимает Святослав.

После смерти Ярослава церковь на Руси попала под плотный контроль со стороны Константинополя, которому не нужна была самостоятельная Русь. В период триумвирата, кроме киевской митрополии создавалась ещё черниговская и переяславская. Что ещё больше усиливало раздробленность.

В 1076 году Святослав умирает, в следующем 1077 году Изяслав с поляками идёт вновь на Киев. Навстречу ему выходит Всеволод. Дело обошлось миром, Изяслав вновь возвращается в Киев, а Всеволод в Чернигов.

После этого к княжеским распрям присоединяются внуки Ярослава (сыновья Святослава), ищущие себе лучшей доли. В 1078 году они приводят на Русь половцев. Изяслав и Всеволод побеждают княжат, но при этом Изяслав погибает.

Киевский стол занимает Всеволод, единственный из оставшихся в живых сыновей Ярослава. И у него появляется возможность провести реформу и ликвидировать причины распрей. Но он до конца жизни так на это и не решился.

* * *

Исторический аккорд описываемых событий можно представить в следующем виде:

7. Международное положение.

Половцы, пользуясь княжескими склоками, продолжали набеги на русские земли. В противостоянии между Римом и Константинополем Киев окончательно выбрал сторону греков, а значит и идеологическую зависимость от Византии.

8. Система управления и статус первого лица.

Система управления и передачи власти осталась той, что установил ранее князь Ярослав, со всеми присущими ей проблемами, которые усугубились теперь ещё и склоками между подросшими внуками Ярослава.