Носков Юрий

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КРУГ

ГЛАВА 2. ЖИВАЯ ПРИРОДА

ОДУХОТВОРЁННЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР

ПРИРОДНЫЕ ДУХИ-ХРАНИТЕЛИ

РУСАЛКИ

С детства врезаются в память пушкинские строки из «Руслана и Людмилы»:

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей...

Картина Константина Васильева передаёт нам образ пушкинской русалки.

Из сказок мы узнаём, что русалки на Руси вовсе не с рыбьими хвостами, а практически неотличимы от настоящих девушек. Им приписывалась способность превращаться в белок, рыб, птиц. Они давали человеку дары лесные и плоды земледелия, рыбу и зверя, предупреждали об опасностях, указывали, где лучше построить жилище. Поэтому и зовут их берегинями, от слова "беречь". Также известно и другое имя русалок – мавки, от слово «навки», то есть духи нави (мира духовного, невидимого). Природное явление, ставшее основой мифологии о русалках, связано с тем туманом, что рано утром поднимается над рекой и выбегает на окрестные луга, где оседает в виде росы, напоив всё вокруг живительной влагой.

Когда-то общее гиперборейское мифологическое мировоззрение было широко распространено. Так что в Европе они больше известны как нимфы, вилы, наяды. Ничего удивительного и в том, что в Скандинавии, где берега изрезаны фьордами, русалки обрели рыбий хвост. Это вовсе не повод у нас их таковыми изображать. Ещё хуже ситуация с церковной пропагандой, против любимых в народе русалок. Они на протяжении веков внедряли свою версию, по которой русалки это духи девушек-утоплениц.

В изобразительном искусстве образы русалок нашли самое широкое отражение в виде птиц с женскими головами. В XIX веке резчики по дереву любили изображать русалок в домовой резьбе и для украшения предметов быта.

Не обошли своим вниманием берегинь и известные художники. Картина Ивана Крамского «Русалки» наглядный тому пример:

Широко представлены они в фольклоре, литературе и поэзии. Александр Пушкин в драме "Русалка" так описывает их появление:

Веселою толпою

С глубокого дна

Мы ночью всплываем,

Нас греет луна.

Любо нам порой ночною

Дно речное покидать,

Любо вольною главою

Высь речную разрезать,

Подавать друг дружке голос,

Воздух звонкий раздражать,

И зеленый, влажный волос

В нём сушить и отряхать.

А вот, например, одно из стихотворений В.Я. Брюсова:

РУСАЛКА

Она, свои скрывая груди

И лоно зыбким тростником,

На мир, где колдовали люди,

Смотрела из реки тайком.

Ей был понятен их веселий

И их забот вседневный строй, -

Призыв пастушеской свирели,

Костер рыбачий под горой.

Она любила хороводы

И песни дев издалека,

Когда ложилась мгла на воды

И стыла темная река.

Русалки большие проказницы. Чтобы они не сильно хулиганили, в лесу, на перекрестках дорог, у воды им принято было оставлять угощения - мёд, хлеб. У южных славян в период Русалий их специально приглашали на поля для хорошего урожая. Связано это с тем, что русалки водные духи, а значит и способны напоить поля живительной влагой, взять под своё покровительство. Это делали дружины русальцев. Во время ритуальных игрищ женщины перед танцем снимали браслеты и плясали "спустя рукава", как бы превращаясь в русалок-лебёдушек, размахивающих крыльями-рукавами. Это был танец плодородия, описание его сохранилось, например, в сказке о царевне-лягушке.

Из сказок мы также знаем, что иногда русалки обращаются в несравненной красоты женщин, при этом их магические знания сохраняются. В сказке, Иван Царевич, наблюдая из-за дерева купание девиц, что прилетели лебедками, созерцает именно игрище русалок. Его возлюбленная прячется среди них и ему нужно её опознать.

Есть русалки сейчас и не сказочные, а самые что ни на есть всамделишные - сборная России по синхронному плаванию. И нет им в мире равных, иначе и быть не могло.

От русалок передается женская красота и жизненная сила. По этой причине женщины носят изображения русалок в виде птиц с женскими головками на серьгах и браслетах в качестве очень сильных оберегов. Современным ювелирам стоило бы поддержать традицию.