|
Носков Юрий
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КРУГ
ГЛАВА 2. ЖИВАЯ ПРИРОДА
ОДУХОТВОРЁННЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР
ПРИРОДНЫЕ ДУХИ-ХРАНИТЕЛИ
Мифология духов-хранителей, отражающая комплексную природную духовность, зародилась и оформилась явно во времена первобытнообщинного строя, то есть одновременно с божественным пантеоном и общей мировоззренческой схемой. Этот период в литературе и истории называют золотым веком человечества. В этот довольно длительный исторический период ещё не было выделения родов, а сам человек ещё не утратил связи с природой, хотя уже и выделил себя из неё. С теми или иными природными средами были связаны ряд явлений, которые и были приписаны неким духам-хранителям, поддерживающим в них порядок. Их зачастую наделяют особым человекоподобным обличьем, так как им присуща не только автономность, но и какая-то логика поведения. Она связана не с человеческой культурой, а жизнью той среды, которую они представляют и олицетворяют. Суть природных духов вполне можно описать и вполне научным языком. Как отдельные деревья вместе образуют лес, так и духовная сущность отдельных элементов той или иной природной среды образует нечто новое, обладающее свойствами не присущими её составляющим, в науке это называется законом эмерджентности. Простая и интуитивно понятная мифология весьма точно отражает эти явления. Церковь, основой которой является культ мёртвых, позволяющий подавить и подчинить людей, объявила природу и населяющую её духов нечистыми. Она веками боролась с жизнеутверждающей народной мифологией, отождествляя всю природную духовность без разбора демонической. Досталось при этом и духам хранителям природных мест. Духи эти в свою очередь отвечали служителям мракобесия взаимностью. В настоящее время изменилась до неузнаваемости окружающая человека действительность, всё меньше остаётся живых естественных природных ландшафтов со своими хранителями. Коснулось это и рукотворных пространств, например, ушли в небытиё овины вместе с их духами – овинниками. Однако появились и новые, где обосновались свои духи, наиболее характерным примером здесь служит сетевой - житель компьютерных сетей и прочих сетей связи, аминистраторы сетей знакомы с его повадками. Далее подробнее остановимся на каждом из наиболее известных природных духов-хранителей: домовом, баннике, лешем, водяном, горовом, степовом, сетевом, а также русалках и поляницах.
| |||||||||