Носков Юрий

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

ГЛАВА 5. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА

5.22 1037 ГОД - СТАНОВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В первой столице Болгарии Плиске, ещё до принятия болгарами христианства, была создана на основе греческого письма старославянская письменность, а Книжная школа Плиски стала центром просвящения в славянском мире. Рим также вёл активную работу по смысловому подчинению себе обширного славянского мира. Кирилл и Мефодий и были самыми известными миссионерами Рима. Они создали для славян глаголицу, но она не пользовалась успехом. Однако, римским идеологам удалось навязать название «кириллица» для старославянского алфавита, хотя Кирилл к ней не имел никакого отношения. Сделано это было, по всей видимости, чтобы скрыть истинных авторов алфавита. Так что для азбуки подойдёт иное название, например, славица.

В становлении образования на Руси можно выделить два этапа. Князь Ярослав умел читать и писать, резиденция же его до 1036 года была в основном в Новгороде, где и началось активное продвижение грамоты. Книги же на Русь шли из Болгарии. Этот период вполне можно считать началом светской грамотности. Так что совершенно не случайны новгородские и псковские светские берестяные грамоты.

У князя Ярослава была возможность продлить и развить светскую линию образования, создав в Киеве, по аналогии с болгарской, Киевскую книжную школу, которая могла бы в будущем дать начало и университету. Но Ярослав пошёл иным путём и далеко не во всем оказался мудрым.

В 1037 году была образована Киевская митрополия, что и стало фактом создания Русской православной церкви. В её ведение князь Ярослав и передал всю сферу образования. Именно поэтому этот год и обозначен здесь как официальная дата становления образования на Руси.

* * *

Исторический аккорд описываемых событий можно представить в следующем виде:

4. Традиционно-мировоззренческая основа.

Принятие христианства в качестве государственной религии во многом определило развитие идейно-смыслового поля Руси. Христианство же это религия книги, поэтому пришлось служителям церковным внедрять и образование, но исключительно под их контролем, что на века заблокировало массовое народное светское просвещение.