|
Носков Юрий
РУССКИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ КРУГ
ГЛАВА 1. КОЛОВРАТ
СПОЖИНКИ
Бежит, бежит времечко, продвигается Земля Матушка по своему извечному кругу вокруг Друга Милого - Красно Солнышка, подставляя под его живительные лучи то один свой бочок, то другой. Вот и пришло время рассказать о следующей русской языческой Богине - Перунице (Зарнице, Громнице, Мерцане, Славе) и соответствующем ей празднике - Спожинках (Владычице, Госпожинках, Оспожинках, Вспожинках, Дожинках). Богиня Перуница близка Перуну-Громовержцу как по календарю, так и по духу. Молния, как природная стихия, наблюдается не тольков в виде огненного зигзага, на мгновение соединяющего небо и землю, но и в виде верховых сполохов. Вот их и называют зарницами, стожарами или хлебозорами, они и есть стихийный образ Богини. Этот ее образ олицетворяет её обязанности в деле бережения народа и родной земли. Богиня Перуница вместе с Перуном покровительствуют календарному периоду от Перунова дня, делящего лето пополам, до осеннего равноденствия. Этот период в народе называют Спожинки, то есть период сбора урожая. С другой, житейско-обыденной стороны, Перуница является Берегиней созревшего урожая и покровительницей женщин - собирательниц земных плодов, с которых собственно и зачалось земледелие, в первую очередь, это относится к жницам. Она сама первейшая из жниц. Соответствует этим двум сферам ответственности Богини и ее художественное отражение. В первом случае - это дева-воительница, зовущая на защиту, и сама встающая в ратный строй. Наиболее ярко эта суть богини нашла отражение в образе Родины-Матери. А с другой стороны, образ женщины в венке из колосьев, как заря румяной и в златобагряной одежде, в виде обширного покрова, прикрывающего сзади полголовы, приколотого у груди и простирающегося до земли. Имеет богиня и еще один образ - Славы, она приносит награду тем, кто послужил родной земле и русскому миру. Память о ней надежно хранят в своем самоназвании славяне. С богиней Перуницей связано довольно распространенное сейчас женское имя - Катя. Если помощницами Лели являются русалки - духи рек, озер, родников и рощ, то спутницами Перуницы выступают поляницы. Это духи, похожие на русалок, но связанные с полями. Для русского человека земля, на которой он живет, самое святое на свете. Русский народ, Родина, родная земля - понятия неразделимые и уходят корнями в доисторические времена. Многие поэты и писатели не раз обращались к этому образу. Вот, например, строки В. Соловьева: Земля-владычица!К тебе чело склонил я,И сквозь покров благоуханный твойРодного сердца пламень ощутил я,Услышал трепет жизни мировой.Уезжая на чужбину, русские люди брали с собой горсть родной земли, носили ее на груди в мешочке, а после их смерти ее клали с ними в могилу. Умирая на чужбине, часто завещали похоронить себя непременно на родной земле. А по возвращении с чужбины низко кланялись в первую очередь земле, вставали на колени и целовали ее. Земля-заступница дает человеку силу и могущество, стоит только к ней прикоснуться. Сказочные герои, ударяясь о землю, превращаются в богатырей, обретают силу великую. Одной из самых надежных и страшных на Руси считали клятву, при которой целовали или ели землю. При межевых спорах человек клал себе на голову кусок земли или дерна и шел с ним по меже. Проложенная таким образом граница считалась неприкосновенной; если кто-нибудь решался на обман, то, согласно поверью, земля начинала давить его со страшной тяжестью и принуждала сознаться в подлоге. Наше мировоззрение наполнилось содержанием, впитав всю любовь народа к родной земле, во многом благодаря развития земледелия, когда начала доминировать идеология крестьянина-землепашца, а богатство России и ее народа стало напрямую зависеть от земельных просторов Руси и земли, как главного мерила богатства - материального и духовного. Перунице соответствует праздник - Владычица. В эту пору, вторую половину августа, земля бывает именинницей. Матушка-земля живая, а Богиня, как природная стихия и стихия человеческого духа, является ее защитницей. Праздник более известен под другими названиями - Спожинки (Госпожинки, Оспожинки, Вспожинки, Дожинки). Приурочен праздник к окончанию жатвы, во время которого устраиваются в складчину пиры, ранее варили братское пиво и пекли праздничные пироги из новой муки. В это время народ веселится, славит землю и свою работу. Церковные служители иноземных культов, ведя планомерную борьбу с русскими народными традициями и верованиями, ввели в это время свой праздник Успения. Тысячи лет уборка зерновых серпом было женским и довольно тяжелым делом. За ночь не успевает разогнуться спина, а с утра - снова на поле с серпом на плече. Потому, во время жатвы, да и во время всякой тяжелой работы, пели. Сами песни не имели какого-то сакрального значения, ритуальным и магическим была сама работа под песню. Песня дает силу и выносливость. Уж вы жнеи, вы жнеи,Мои молодые!Жнеи молодые,Серпы золотые!Уж вы жните, жните,Жните, не ленитесь,А обжавши нивку,Пейте, веселитесь!Цель жатвенных обрядов и связанных с ними песен - отблагодарить "матушку землю", кормилицу за долгожданный урожай, с помощью магических действий вернуть земле плодородие и тем самым обеспечить будущий урожай, вернуть жницам затраченные во время жатвы силы. По окончании жатвы начинаются обряды дожинок. Узкую полоску у края поля принято оставлять не сжатой - Велесу на бородку. Ее последние колосья затаптывают, прижимают к земле, чтобы плодородная сила земли не иссякла. Кроме того широко распространен был обряд завивания "бородки". Уж мы вьём, вьём бородуУ Велеса на поле...Завиваем бородуУ Велеса да на широком...На ниве великойДа на горе высокой,На земле чернопахотной...Вейся, вейся, бородаБородушка, вейсяСусек наполняйся!Оставляют небольшой несжатый участок, выпалывают вокруг и между стеблями траву, на очищенную таким образом от сорняков землю кладут кусок черного хлеба с солью, затем завязывают стебли узлом так, чтобы колосья были опущены на землю, а сами стебли образовали нечто вроде дуги, опирающейся концом в землю. Под этой дугой продергивали ранее все серпы, бывшие на жатве ("женили" серпы). Принято было кататься по жнитве, прося землю вернуть силы. При этом приговаривали: "Жнивка, жнивка! Отдай мою силку на вест, на колотило, да на молотило и на криво веретено". Затем женщины из колосьев плели венки, вплетая в них цветы, и возвращались с песнями с жатвы. Сноп, сжатый последним, наряженный куклою, опоясанный красной лентой, называют "дедом", "стариком", "бабой". Его принято было брать с собой в дом и хранить до следующего урожая в красном углу. Существует поверье, что он способен принести достаток, обеспечить будущий урожай, его зерна считаются наиболее ценными и примешиваются к посевным. Когда хлеб начинают жать, полевые духи бегут от взмахов серпа и прячутся в тех колосьях, которые остаются на корню. Вместе с последними срезанными колосьями они попадается в руки жнецов и в их последних - дожиночных снопах приносятся в дома земледельцев. Отсюда и сила их. Известен и еще один обряд благодарения земли - заклинание сжатых полей, "заклинание жнивы". Рано поутру, вместе с зорькой, выходили на поля старые люди и приговаривали, обратясь лицом к востоку: "Мать-Сыра-Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела!". После этих слов заклинатели поливали землю принесенным конопляным маслом. Затем, обратясь на запад, произносили следующие слова: "Мать-Сыра-Земля! Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучие, в смолу горючую!" Вновь возливалось масло на землю, и заклинатель поворачивался лицом на юг. "Мать-Сыра-Земля! Утоли ты все ветры полуденные со ненастью, уйми пески сыпучие со метелью!" Эти слова сопровождались новыми возлияниями, после чего, обратившись к северу, изрекалась окончательная часть заговора: "Мать-Сыра-Земля! Уйми ты ветры полуночные со тучами, содержи морозы метелями!" Сила этого заклинания действительна всего только год, и необходимо повторять его каждое лето. Праздник Спожинок завершает календарный период Спаса и начинает другой - Бабье лето, длящийся до осеннего равноденствия. Бабье лето в свою очередь делится на два периода - молодое и старое Бабье лето. В настоящее время серпами уже давно не жнут. Тем не менее, самая, пожалуй, знаменитая Жница известна всем. Это монумент Родина Мать на Мамаевом кургане. Высота статуи 85 метров вместе с мечом и 52 метра без меча. Монумент сделан из блоков железобетона - 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций. Меч длиной 29 метров и весом 14 тонн сделан из нержавеющей стали. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. А во время Великой Отечественной войны наводящие ужас на врага реактивные минометы получили имя "Катюша". Они стали в те тяжелые годы бесспорным символом грозной Перуницы. * * * Может быть случайно, а может быть, и нет, но день Российского флага попал именно на Владычицу - 22 августа. Глубинный духовный ритм всегда находит способы проявиться. Осталось только Юрьев день объявить днем Российского герба. Учитывая круг обязанностей Богини, в настоящее время служительницами (берегинями) Перуницы являются женщины-военные, а также жены военных, которые делят со своими мужьями, следуя за ними по гарнизонам, нелегкую ношу бережения родной земли. Это самый главный и надежный тыл нашей армии. | |||||||||