|
Носков Юрий
РУССКИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ КРУГ
ГЛАВА 1. КОЛОВРАТ
РАДОНИЦА
Бежит, бежит времечко, продвигается Земля Матушка по своему извечному кругу вокруг Друга Милого - Красно Солнышка, подставляя под его живительные лучи то один свой бочок, то другой. Вот и пришло время рассказать о следующей языческой Богине - Живе (Радонице, Вьюнице) и соответствующем ей празднике - Радонице. Богиня Жива вместе с Даждьбогом покровительствуют календарному периоду от весеннего равноденствия до Юрьева дня, делящего весну пополам. Период этот получил в народе название - Радоница. Богиня Жива - богиня хранительница, оберегающая человека на протяжении всей жизни. А применительно к календарному периоду (периоду жизни) отражает радость наступающей Весны и, вообще, начало нового жизненного цикла, отсюда и её название. Живе (Радонице) по смыслу более всего соответствует женское имя Надежда. В народных преданиях и поверьях с культом богини Живы неизменно связывают птицу кукушку. Как и все, что связано с русскими языческими богами и богинями, период, соответствующий Радонице, имеет своё житейское наполнение. С одной стороны, это символ женской юности и всего того, что связано с этим периодом жизни, периода, когда весна уже растопила снега детства, но еще не вступила в свои права живительная ее ярь. Период Радоницы отмечен действом с названием Вьюнец, принадлежащим к незапамятным старым русским обрядам. Стоглав так упоминает о нём: "И на Радуницу Вьюнец и всяко в них бесование". Согласно этого обряда молодёжь ходит по улице - "с вьюнитством", с пением обрядных песен в честь новобрачных. Подходя к дому, поют песни. Молодые угощают взрослых вином, а детей оделяют деньгами. Но наиболее известно это время года в связи с другой традицией - культом поминания предков. С памятью об ушедших в языческом календаре связана не только Радоница, но и еще один праздник - Деды. И если последний проводится в домашних условиях со сбором родственников, то Радоница связана с посещением погостов, обустройством их. В этот период духи предков (навьи) посещают землю, собственно погост поэтому так и называется. Известен обычай, весьма древнего происхождения. Накануне Навьего дня, с вечера, или же рано утром на погосте разводится костёр. Этот обряд называется "греть покойников". Все это явные отголоски древних капищь, а возможно и напоминание о периоде древнего трупосожжения. В Навий день на Радуницу обращаются к умершим предкам с просьбами о покровительстве семье и дому. Молодые испрашивают у них благословение на союз и любовь. В эту пору люди идут на кладбище к могилам своих близких - приводят их в порядок, затем устраивают поминальный обед. На могилке или на столике рядом с нею расстилают скатерть и раскладывают принесенную еду и напитки. Традиционное поминальное кушанье - кутья. Отведав кутью, пьют водку и вино, не чокаясь, вспоминая теплыми словами умершего. Поминальную стопку водки выливают на могилу или оставляют на ней. Уходя, кладут на могилах пироги, чищенные яйца, чтобы могли угоститься души умерших, слетевшиеся незримо или в облике птиц. Крашеные яйца (писанки) являются неизменным атрибутом всего периода Радоницы. В Киевской Руси кроме того известны глиняные писанки. Церковники присвоили эту традицию себе и связали её с пасхой. В действительности традиция уходит в самые дальние глубины этнической истории славян и ариев в целом. Птицы считаются в язычестве-родноверии вестниками предков, в облике которых они могут появиться на земле. Отсюда и такое отношение к яйцу как символу жизни. Археологи находят писанки в древних курганах, в наших музейных этнографических коллекциях хранятся тысячи таких артефактов, являющихся, пожалуй, самым массовым наследием языческих представлений. Они донесли до нас свидетельство о древнейших космологических представлениях наших предков. Широко известна древняя игра, дожившая до наших дней, - катание яиц (писанок). На ровной площадке устанавливается наклонно жёлоб из коры дерева. По нему играющие пускают яйца. Цель игры - попасть в яйца внизу. Если игрок попадает, то забирает и свое яйцо и то, в которое попал. Раскраска и роспись при этом позволяет узнать свои писанки. Церковь на протяжении веков боролась с народными традициями, не прошла она и мимо этого праздника, сместив его по времени и заменив на Родительскую субботу. А на его месте оказалась блуждающая иноземная пасха. Но, что бы они не делали, как бы не запрещали, народ все равно идет в это время к родным могилам, оставляет там поминальную еду. Красиво и образно праздник Радоницы отразил поэт и дипломат П.Д. Бутурлин в одном из своих стихотворений: НАВИЙ ДЕНЬ - РАДУНИЦА
Ярило кликнул клич, - и зерна под землейПроснулись, и поля ковром зазеленели.К касаткам в дивный край, где зреет рожь зимой,Донесся вешний зов, - касатки прилетели!Промчался дальше он! И в этой мгле седой,Где в вечном холоде чудовищной метелиТоскует мертвый люд по горести земной,Он резко прозвенел, как ночью звук свирели...И стала от него Морена вдруг без сил,И вихорь душ к земле и к жизни улетает,Назад к земле, где смерть Ярило победил,К земле, где в Навий день народ среди могилС радушной песнею покойников встречаетОт золотой зари до золотых светил.Можно также отметить, что поминки, мероприятие, казалось бы, сугубо печальное, даже теперь часто заканчаются веселым и шумным застольем, где о покойном вспоминают что-нибудь озорное. В сказаниях многих народов, которые сейчас мы называем единым именем - русские, упомянут мост в языческий рай, чудесный мост, пройти по которому способны лишь души добрых, мужественных и справедливых. Мост этот мы видим на небе в ясные ночи и зовём его теперь Млечным Путем. Самые праведные люди без помех попадают по нему прямо в светлый ирий. И бывает иногда просто необходимо остановиться, поднять взор к небу и увидеть, как пращуры взирают на дела людские. * * * Великие культуры никогда не занимаются выкорчевыванием того, что было прежде. Великие культуры вырастают из могучих корней. В наши дни, продолжая древнюю традицию, богиня Жива отвечает за духовную преемственность поколений. За то, чтобы дети не забывали дела своих предков, а народ своих вековых традиций. И молодежи, вступающей в жизнь, быть в этом помощниками богини, особенно девчонкам, которые взрослеют раньше. | |||||||||