|
Носков Юрий
РУССКИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ КРУГ
ГЛАВА 1. КОЛОВРАТ
МАСЛЕНИЦА
Бежит, бежит времечко, продвигается Земля Матушка по своему извечному кругу вокруг Друга Милого - Красно Солнышка, подставляя под его живительные лучи то один свой бочок, то другой. Вот и пришло время рассказать о следующей языческой богине - Масленице и соответствующем ей празднике - Масленице (Проводах зимы). Масленица - богиня первых лужиц-проталинок и самых ранних намеков природы на приближение весны, а с житейской стороны - покровительница гостеприимства, хлебосольства и прочего хозяйского радушия. Кроме того, она еще олицетворяет детский беззаботный период в жизни женщин. А календарно Масленица вместе с Огнем Сварожичем покровительствуют периоду от Сречи, делящей зиму пополам, до весеннего равноденствия. Изображают Масленицу обычно в виде веселой румяной девчушки. Из соломы и тряпок изготавливается кукла и наряжается в женское платье, рубашку и сарафан, на голову повязывают платок, а в руках у нее сковородка. Другим неизменным атрибутом Масленицы являются блины. Эти кулинарные солнышки издревле были излюбленным народным лакомством. Пекутся они из гречневой или пшеничной муки на масле, молоке и яйцах, круглые, во весь объем сковородки. К ним подают разные приправы: икру, сметану, мед и прочие вкусности. Масленица (Проводы зимы), как народный языческий праздник, всегда был и остается до сих пор самым веселым и разгульным весенним праздником. По времени он соответствовал двум важным событиям. Во-первых, появлению первых признаков весны в природе, во-вторых, к концу февраля обычно заканчивался отел коров, и появлялось в изобилии молоко и масло. Кроме того, к этому времени забивали обычно теленка, так что на столе оказывалось не только масло, но и свежее мясо. Собственно Масленица это целый календарный период от Сречи (середины зимы) до весеннего равноденствия и народные традиции с ним связанные. В 1698 году церковное руководство сократило время этого периода до одной недели, привязали его к своим праздникам, тем самым попытавшись вписать его в свою систему координат. Кроме того праздник приобрел свое "расписание", однако, так и остался по своей сути языческим. Дух праздника той поры можно почувствовать, читая Пушкинские строки: Они хранили в жизни мирнойПривычки милой старины;У них на Масленице жирнойВодились русские блины.Каждый день масленицы при этом получил свое назначение. Первые три дня недели являлись как бы подготовительными. "Встреча" Масленицы происходила в понедельник. При этом ее зазывали в гости: "Приезжай ко мне в гости, масленица, на широк двор: на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!" Название дня напоминает нам о Срече, то есть первом дне той исходной Масленицы. Вторник назывался "заигрыши". В этот день начинались масленичные игрища. Появлялись скоморохи и гусляры. Основной забавой в это время было катание с гор, которое готовили ребятишки, поливая их водой. Днем взрослые занимались работами и только под вечер присоединялись к детям. В "Масленую среду" начинали лакомиться масленичными яствами, потому и называют ее "лакомкою". Блины же, как символ Солнца, сопровождают всю масленичную неделю. Причем, первые блины полагается поднести предкам. С половины недели праздничная масленица набирала широту. Работы в эти дни прекращались, и все, так или иначе, принимали участие в общем веселье. В четверг начинался самый широкий разгул; оттого-то и звали его "разгуляй-четверток", или "широкий четверг". Веселье было всеобщим. Кроме катания с гор широко было распространено катание на лошадях. Звенели колокольчики-бубенцы, мчались тройки и просто санные упряжки. Гривы, хвосты лошадей, дуги, сбруя украшались цветами и лентами. В пятница устраивали игру - "штурм снежного городка", как отзвук представления о борьбе зимы с наступающей весной. Вместо упомянутой осады городка иногда устраивались кулачные бои, которые составляли любимую потеху русского народа. Шли "стенка на стенку", доставляя этим немало удовольствия зрителям, а себе причиняя часто и вовсе невеселые последствия: сломанные ребра и выбитые зубы. На первый взгляд может показаться все это дикостью, но на самом деле это было отличным способом снять разногласия и раздоры, накопившиеся за год, причем прилюдно и в пределах определенных правил. Не нужно забывать, что не было раньше ни милиции, ни пенициарной системы. Кроме этого, пятницу величали "тещиным вечерком". В этот день зятьям полагалось навещать тещ. Суббота звалась "золовкиными посиделками". Невестки должны были приглашать к себе золовок. Воскресенье, последний день Масленицы, имело несколько названий: проводы, прощанье, целовник и Прощеный день. Это кульминация праздника - сжигание изготовленного из соломы чучела Масленицы. В этот день требовалось в обязательном порядке просить друг у друга прощения за все былое, в том числе и за то, что натворили на масленицу. Древняя масленичная традиция была наполнена ритуалами всяческого прославления молодых семей и насмешками над неженатыми, все это есть не что иное как очередной шаг (после зимних гаданий) обряда знакомств и соединения будущих молодоженов. Широкая популярность Масленицы в народе связана еще и с тем, что в это время проводились ярмарки. Зимние холода уже закончились, но дороги еще были крепкими, так что период был самым подходящим. Сам праздник располагает народ раскошелиться, а купцам это выгодно, и они со своей стороны помогают организовать праздник. С этим же связано и появление в масленичный период Васильева (Велесова) дня. Как же в ярмарочный период не почтить бога покровителя достатка! В наши дни праздник Масленицы (Проводов зимы) также помнят, но празднуется он в один день. Причем в последние годы стало традицией проводить его в том числе и на Красной площади в Москве. Подготовительным элементом масленичных празднеств является сооружение ледяных горок и снежных городков. Катанье, песни, звуки гармоники, смех и веселье являются непременными атрибутами масленицы. Выступают самодеятельные коллективы, проводятся конкурсы, скоморохи развлекают народ. Блины - обязательный атрибут современных масленичных гуляний. Причем, выпекаются они обязательно здесь же, на площадях и ярмарках. А наша масленица годовая,Она гостьюшка дорогая!Она пешею не ходитВсе на троечке разьезжает!У нее кони-то вороные,У нее слуги-то молодые!Они зимушку провожаютИ блинами весну угощают!Одним из зрелищных и запоминающихся представлений масленичного праздника является лазание на столб за "счастьем" (подарками). В центре площади ставится загодя высокий гладкий столб, вверху которого крепится колесо о восьми спицах. Столб за день до праздника обливается водой, чтобы обледенел. Утром на колесо навешиваются подарки. При этом колесо символизирует Сваргу. Во время праздника удальцы без каких-либо приспособлений должны забраться на столб и добыть "счастье", при этом ведущий комментирует происходящие события и всячески подшучивает над очередным героем. Еще одним действом праздника является взятие снежного городка, который был построен ранее. Сам снежный городок символизирует зиму, а атакуюшие - весну. Участники боевых действий делятся на две команды, одна - защищает город, другая - атакует. Борьба заканчивается полным разгромом городка. Существует также обычай сжигать ледяную гору, для чего собирают хворост и всякий ненужный хлам, складывают все это на ледяной горе и затем разводят костер, служащий символическим знамением весеннего солнца, побеждающего зиму. Кульминацией праздника становятся, конечно, проводы Масленицы, которые сопровождаются возжиганием костров. Изготовленная из соломы и наряженная в женское платье кукла участвует, как основной персонаж, во всем празднике, ее сопровождает карнавальная процессия, а в завершение она сжигается под ритуальные песнопения. Ты прощай, прощай,Наша Масленица.Ты прощай, прощай,Наша широкая...Ты пришла с добром,С хмельным пивом и вином.Со блинами, пирогамиДа с оладьями...А мы тебя проводили,Рогожею обрядили,Прощай, масленица!Гори, гори ясно,Чтобы не погасло!Горит костер, в нем горит масленица, народ идет хороводом по кругу и поет. Ярко пылающий огонь должен установить контакт с прибывающим солнцем и придать ему силу. А по завершении уличного праздника народ расходится и разъезжается по гостям. Может быть, по старой традиции, к теще на блины, или как получится. Масленица - это небольшой период предвесенья, но это и весь год действия Масленицы, сжигание куклы символизирует ушедшее время и открытие нового масленичного периода, завершение одного жизненного периода и начало нового. * * * Если говорить о современности, то хорошим почином может стать утверждение конкретной постоянной даты Масленицы, праздник всё же солнечный и не должен блуждать по календарю. Наиболее подходит для этого красный день календаря - 23 февраля. Глядишь, и для тех, кто привык в это время отмечать День защитника отечества, Масленица также не поскупится на угощения. Хотя для чествования воинов в языческом календаре имеется более подходящий день. Стоило бы также найти современную форму для очень ценной традиции урегулирования конфликтов в день праздника, чтобы весну встречать без лишнего негативного груза. В наши дни блинной столицей России стал город Сенгилей Ульяновской области. Здесь умеют печь самые большие и самые вкусные блины, знают множество их рецептов. Так что в этом городе и будет в будущем главня резиденция богини Масленицы. А её служительницами и хранительницами будут впредь выступать многочисленные коллективы кафе, ресторанов, столовых, да и отдельные хлебосольные хозяйки, конечно. | |||||||||