Владимир Нестеров

ЕВРОПА: ЭКЗАМЕН НА ВЫЖИВАНИЕ

"Возрождение семидесятых"?

Аналитик Morgan Stanley Спирос Андреопулос 19 ноября выступил на сайте morganstanley.com с весьма примечательным материалом под названием "Возрождение семидесятых". Он проводит параллель между 70-ми годами прошлого века и нынешним временем. Андреопулос пишет, что американское общество в те годы требовало высоких социальных стандартов. Как известно, Белый дом тогда всерьез намеревелся создать общество "социального благоденствия". Федеральная Резервная Система (ФРС), следуя этим требованиям и одновременно финансируя дорогостоящую войну во Вьетнаме, пошла на резкое увеличение денежной массы и уменьшение процентной ставки.

Поскольку действовала Бреттон-Вудская система, по которой курсы валют были привязаны к золоту и доллару, другие страны в ущерб себе вынуждены были скупать напечатанные сверх меры американские доллары. Понятно, что такое положение не устраивало Западную Европу и Японию. В итоге в 1973 году от Бреттон-Вудской системы пришлось отказаться. Наступило время свободного курсообразования. Как следствие, уже в 1974 году уровень инфляции в США превзошел 12%. И только в 1981 году новый глава ФРС Пол Уолкер, подняв процентную ставку до 21,5%, ее обуздал.

Европа же от свободного курсообразования только выиграла. Кошмар молодежного бунта 1968 года остался позади, социальные стандарты росли и европейцы теперь задумывались не над тем, как изменить жизнь, а как сохранить ее в том виде, как она уже сложилась. Собственно, тем же они занимаются и по сей день. Участники движения против пенсионной реформы во Франции на "основы" покушаться не думали. Они всего лишь хотели сохранить статус кво.

Сейчас многое в мировой экономике напоминает начало 70-х годов прошлого века. Экономика, как и тогда, разделена на две части. Только тогда США приходилось иметь дело с европейцами и японцами (СССР со своими союзниками стоял в стороне от "валютных войн" той поры, рассчитывая, что можно будет жить долго и спокойно за счет дорогой нефти - точно как Россия сейчас), а теперь развитые страны противостоят развивающимся. Заметим, что низкие ставки выгодны развивающимся странам, хотя они при этом и сталкиваются с наплывом спекулятивного капитала. Однако, если ставки будут повышены, эта часть мира столкнется с серьезными проблемами.

Есть, однако, и серьезные различия. Тогда Европа, не обременённая, в отличие от США, войной во Вьетнаме, чувствовала себя очень неплохо. Теперь же ситуация иная. С одной стороны, приходится воевать в Афганистане, вместе с американцами. С другой, что еще более серьезно, вследствие глубокого и затяжного кризиса еврозоны, вызванного необходимостью крупных "вливаний" в финансовые системы "проблемных стран" ЕС, - возникла не только угроза краха евро, но и серьезного ослабления, если не распада, самого Европейского Союза.

То есть может случиться так, что, хотя и по разным причинам, Соединенные Штаты вновь поднимутся, как с началом 80-х годов, и станут делить бремя правления миром с Китаем. Хотя вряд ли кто-то возьмется предсказать, как при этом будут достигаться столь любимые в Пекине "гармония" и "единство в многоообразии". Скорее всего, "гармония" будет пониматься как некий кондоминимум, а "единство в многоообразии" - трактоваться как нечто вроде "социализма с китайской спецификой". То есть капитализм - он и у вас, и у нас, но только наш по иному называется.

В "светлое будущее" Европы верится с трудом

А вот в "светлое будущее" Европы верится с трудом. Особенно после "спасения" Греции, с началом "реанимации" Ирландии, а в последующем, не исключено, Португалии, Испании, Италии и т.д. Во-первых, Германия, вытащить всех не в состоянии. Во-вторых, случаи обвала финансовых систем в отдельных странах могут перерасти в сплошную финансовую лавину, способную погрести под собой всю Европу. Во всяком случае, подобное развитие событий не исключается.

Вот, к примеру, о чем пишет 23 ноября британская Times, ссылаясь на мнение известных экономистов: "Пакет помощи Ирландии на сумму 85 млрд. евро может оказаться недостаточным для выхода из кризиса еврозоны". Между тем министр финансов Великобритании Джордж Осборн предупредил, что "британским налогоплательщикам, возможно, придется выкупать и другие европейские страны".

"Этот спасательный круг не спасет евро", - заявляет "Times", добавляя, что все более активно муссируются слухи о том, что зона евро расколется на две - "коренную" и "периферийную": в первую войдут страны с более здоровой и защищенной от передряг экономикой, во вторую - все остальные.

К сказанному можно лишь добавить, что Лондон принимает участие в "спасении" Ирландии не от хорошей жизни. Ситуацию проясняет Daily Telegraph. Газета отмечает, что готовность "придти на помощь другу", конечно, похвальна, но объясняется она тем, что Британия - крупнейший кредитор Ирландии. Британские банки предоставили ирландским примерно 120 млрд. евро кредитов и если ирландцы обанкротятся, то британским налогоплательщикам придется еще раз выкупать собственные банки. То есть платить придется уже не один раз, но дважды.

Что и говорить - мрачный сценарий. Однако все может быть еще хуже, на чем заостряет внимание компетентная Financial Times: "Не сумев создать противопожарный ров в Греции, европейцы надеются, что смогут остановить кризис евро в Ирландии. Но, даже пока идет сбор пакета помощи Ирландии, на рынках ценных бумаг с нездоровым интересом поглядывают в сторону Португалии. Полагают, что следующей за Португалией может стать Испания. А если пожарная команда понадобится такой крупной экономике, как испанская, все будущее европейской валюты окажется под серьезной угрозой".

Автор публикации, известный экономический комментатор Гидеон Рахман, выдвигает предположение, что в конечном итоге единая валюта действительно рухнет. Для выхода из еврозоны у многих стран есть основательные причины: те же Греция и Португалия были бы более конкурентоспособны, имей они собственные национальные валюты, которые всегда можно в подходящий момент девальвировать. Но все же, по мысли комментатора, единственной реальной силой, которая может "прикончить" евро, является Германия. Она вложила столько сил и средств в создание единой валюты, но сейчас ее "негибкую политику" нередко винят в нынешних бедах еврозоны.

"У немцев масса причин быть недовольными тем, как развивается единая валюта. Их страна пережила болезненное десятилетие ограничений зарплат и сокращений государственных расходов. Многие избиратели возмущены тем, что их евро-налоги могут пойти на выплату ранних пенсий грекам или субсидирование сверхнизкого корпоративного налога в Ирландии", - пишет Financial Times.

Немцам было обещано, напоминает газета, что евро будет столь же стабильной валютой, как дойчемарка, и что в европейских договорах будет содержаться запрет на "выкуп" банкротов. Сейчас же очень похоже на то, что клятвы эти будут нарушены. А это, в свою очередь, вызывает растущие опасения, что германский конституционный суд назовет незаконным участие правительства в тушении европейских финансовых пожаров. Все это может в конечном итоге заставить Германию отказаться от идеи единой валюты.

"Юрьев день" по-немецки

Власти Германии, надо заметить, на события уже реагируют и вовсе не так, чтобы это могло сильно понравиться нынешним утопающим. Канцлер ФРГ Ангела Меркель в середине ноября на съезде ХДС в Карлсруэ, где ее вновь избрали лидером христианских демократов, вспомнила про общеевропейскую дисциплину и заметила, что рынки должны разделять трудности, ими же и созданные. Но это, так сказать, эзопов язык руководителя мощнейшего в ЕС государства, а как нам следует понимать высказывание канцлера!?

О чем идет речь, объяснила на следующий день член Исполнительного совета Европейского Центрального Банка (ЕЦБ) Гертруда Тумпель-Гугерель из Австрии. Выступая во Франкфурте-на-Майне с речью "Приоритеты интеграции", она буквально "взяла быка за рога": "Как я недавно вспоминала, только 140 лет назад, в 1871 году Германия создала валютный союз, заменив талер в Пруссии и гульден в Баварии золотой маркой (с 1875 года немецкая марка). Еще тогда ни у кого не возникало вопросов, что если есть одна валюта, значит, должна быть и одна система расчетов".

Далее было еще более интересно. Тумпель-Гугерель напомнила, что при создании евровалюты была введена единая система расчетов Target/Target2. Но с ноября 2009 года в Европе внедряется новая система расчетов SingleEuroPaymentsArea(SEPA) и Target2 Securities(T2S). Система, оказывается, скопирована с внутригерманской платежной системы. Во внедрении участвуют ФРГ, Австрия и Нидерланды.

Вот тебе бабушка, то есть Европа, и "юрьев день" по-немецки. Оказывается, при наличии политической воли можно, в случае чего, никого больше не спасать, а вернуться к прежней валюте, имея при этом испытанную платежную систему. Да и повод подходящий, о котором весьма кстати упомнила Гертруда Тумпель-Гугерель, - 140-летие немецкой марки.

Так что комментатор Financial Times Гидеон Рахман, вполне возможно, не столь уж неправ, когда говорит, что Германия может отказаться от единой валюты. Оно и верно: если корабль начинает тонуть, каждый спасается, как может. А вместе с тем разве не пришло время для ведущих европейских политиков озаботиться национальными интересами!? В конце концов, это тоже проявление "единства в многоообразии".

* * *

В Украине сейчас радуются получению от ЕС Плана действий по отмене визового режима. А чему, собственно, радоваться? Не станет евро, исчезнет и Шенгенское пространство. И о визовом режиме придется договариваться с каждым суверенным государством по отдельности.

По информации - Фонд стратегической культуры

23.11.2010