Андрей Конуров

КАК ДАЛЕКО В СОСТОЯНИИ РАСШИРИТЬСЯ ЕВРОЗОНА?

Кто сказал, что не бывает хороших новостей? В тот самый день, когда министры иностранных дел стран НАТО окончательно решили отложить предоставление Украине и Грузии Плана действий по членству в Альянсе, Еврокомиссия презентовала общественности проект Восточного партнёрства. Таким образом, можно сказать, что нициатива, выдвинутая Польшей и Швецией в марте 2008 года, начинает стремительно наполняться реальным содержанием, и вилы мне в бок, если война в Южной Осетии не сыграла в этом никакой роли. Европейцы, впрочем, этого и не скрывают.

Сколько радости в доме Виктора Ющенко! В некоторых СМИ уже появились по этому поводу комментарии того рода, что Восточное партнёрство идёт на смену Европейской политике соседства (ЕПС), которую в Евросоюзе якобы признали провальной, и что новое партнёрство по смыслу своему, масштабу и перспективам простирается гораздо дальше, нежели морально устаревшее "соседство". Однако это всё - по мнению комментаторов, а они, как известно, могут и желаемое за действительное выдать. В тексте же послания Еврокомиссии сказано вполне ясно, что на самом деле Восточное партнёрство является неотъемлемой частью ЕПС и все шаги, которые будут предприняты в его рамках, полностью лежат в русле Европейской политике соседства. В общем, то же самое, но другими словами. Однако не это, конечно, главное, и собака зарыта не здесь.

Самое главное, о чём говорится в новом документе Европейской Комиссии, - это то, что "Восточное партнёрство" ни в коей мере не является в глазах Брюсселя шагом на пути принятия предполагаемых стран-партнёров на территории бывшего СССР - Азербайджана, Армении, Грузии, Белоруссии, Украины и Молдавии - в число членов Европейского Союза. Хватит, напринимали!

Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, представляя послание общественности, прямым текстом сказал, что в настоящее время Евросоюз находится не в том положении, чтобы обещать кому бы то ни было приём в свои ряды. Хотя в документе и написано, что приближение намеченных Брюсселем партнёров на востоке к границам еврозоны произошло в результате её последовательных и успешных расширений, тем не менее, самое главное последствие этих расширений оказалось весьма проблематичным: в рядах Европейского Союза состоят теперь 27 довольно-таки неоднородных по уровню своего социально-экономического развития стран, отчего внутреннее единство ЕС пошатнулось. Переваривать последствия такого не сдержанного в своё время инстинкта территориального расширения старой доброй Европе придётся ещё очень долго. И кризис, о котором сейчас говорят все вокруг, процесс переваривания не облегчает.

Так что в дальнейшем расширения, если и будут происходить, то очень выборочно, точечно. Никакой кампанейщины здесь Брюссель больше не допустит.

Кстати, напомним: у двух стран - Турции и Хорватии - статус кандидатов в Евросоюз существует вполне официально, но разобраться с этими двумя кандидатами "старой" Европе никак не удаётся: и балканские славяне Брюсселю не совсем европейцами кажутся, и насчёт малоазиатских турок есть большие сомнения.

По информации "Фонд стратегической культуры"

11.12.2008