Аркадий Дубнов

МЕЖДУ БРЮССЕЛЕМ И ХЕЛЬСИНКИ

НАТО не доверяет российским архитекторам европейской безопасности

Начало декабря в политическом календаре Европы, как правило, выглядит напряженным. Нынешний год не исключение. Одно за другим в Брюсселе и Хельсинки проходят масштабные мероприятия с участием министров иностранных дел европейских стран, а также США и Канады. Не успела в бельгийской столице 3 декабря закончиться двухдневная встреча глав МИДов НАТО, как дипломатам пришлось паковать чемоданы и срочно вылетать оттуда в столицу Финляндии. Вчера там открылось очередное заседание Совета министров иностранных дел (СМИД) Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), членами которой являются 56 стран. "Мы снова возвращаемся в Хельсинки, где 33 года назад все началось, где с подписанием Заключительного хельсинкского акта в 1975 году родилась конференция по безопасности и сотрудничеству в Европе, трансформировавшаяся позже в ОБСЕ", - не без пафоса говорил в преддверии мероприятия действующий председатель ОБСЕ, глава МИД Финляндии Александр Стубб. "Именно здесь родился великий дух ОБСЕ - хельсинкский дух!" - торжественно восклицал финский министр, сообщивший, что "с тремя тысячами работников и 19 полевыми миссиями ОБСЕ является самой большой региональной организацией в мире".

Председатель ОБСЕ не стал вспоминать о грустном. О том, что в последние годы само существование организации оказалось под вопросом в результате угрозы России серьезно сократить взносы в ее бюджет. Москва, а вслед за ней и часть ее партнеров обвиняли ОБСЕ в "географическом" перекосе в ее деятельности в сторону Востока, в стремлении Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ поставить под сомнение демократические процессы на постсоветском пространстве, ослабив другую задачу организации - обеспечение европейской безопасности. Российская атака на ОБСЕ ослабла только год назад, когда на предыдущем заседании СМИД в Мадриде в результате весьма драматической дискуссии право председательства в организации в 2010 году было предоставлено Казахстану. Астана была представлена в качестве коллективного кандидата от СНГ, поэтому стремление реформировать ОБСЕ в Москве стали связывать с будущим казахстанским председательством.

Недавно отношение к ОБСЕ в Москве стало еще лучше прежнего. Это случилось в середине ноября в Ницце в ходе саммита ЕС-Россия. Хозяин саммита, президент председательствующей ныне в ЕС Франции Николя Саркози заявил там, что считает ОБСЕ самой удобной площадкой для обсуждения новой архитектуры европейской безопасности, инициатива которой была выдвинута в июне этого года российским президентом Дмитрием Медведевым. Г-н Саркози предложил даже созвать с этой целью летом будущего года саммит ОБСЕ (последний раз такая встреча на высшем уровне проходила еще в прошлом веке - в 1999 году в Стамбуле).

Однако предложение французского президента, как выяснилось в ходе брюссельской сессии НАТО, не нашло поддержки у большинства членов альянса. Свидетельством этого стало прозвучавшее в Брюсселе предостережение в адрес Москвы, сделанное генсеком НАТО Яапом де Хоопом Схеффером. Он призвал не обсуждать построение новой архитектуры безопасности в Европе в обход НАТО. Неудивительно, что некоторые главы дипломатических ведомств стран - членов альянса, переместившись из Брюсселя в Хельсинки, вслед за генсеком НАТО сделали на СМИД ОБСЕ соответствующие заявления. Министр иностранных Великобритании Дэвид Милибэнд заявил, что "те, кто говорит о новых предложениях, должны доказать, насколько эти предложения позволяют улучшить уже существующие структуры, такие как НАТО, ЕС и ОБСЕ, обеспечивающие стабильность последние 50 лет". Более того, указал г-н Милибэнд, "некоторые действия России вызывают у Запада обеспокоенность... Россия приостановила свое участие в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе, предпринимаются попытки подорвать деятельность БДИПЧ".

В том же духе выступил действующий председатель ОБСЕ Александр Стубб. Он заявил, что многие пункты, содержащиеся в предложении российской стороны, не новы и уже давно выполняются не только ОБСЕ, но и НАТО и Евросоюзом: "Это и признание региональной целостности, и принятие мер для сдерживания насилия, и соблюдение норм демократии и прав человека". Однако, соблюдая политкорректность и будучи добропорядочным хозяином совещания, г-н Стубб подчеркнул, что предстоящее выступление главы МИД России Сергея Лаврова участники встречи ждут с большим интересом.

Как сообщил в Москве перед вылетом в Хельсинки генсек ОДКБ (в организацию входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан) СНГ Николай Бордюжа, министры иностранных дел стран - членов ОДКБ выступят там с единой позицией по новому Договору о европейской безопасности. Очевидно, что признание роли ОДКБ в качестве одного из гарантов этой безопасности является одним из ключевых моментов российской инициативы. Косвенным свидетельством этого стало выступление главы МИД Казахстана Марата Тажина, указавшего, что "ОБСЕ нужно развивать связи с региональными организациями, такими как ШОС и ОДКБ, в первую очередь в отношении Афганистана". Напомнив о председательстве своей страны в ОБСЕ в 2010 году, Тажин дал понять, что Казахстан будет выступать с позиций реформирования организации, на чем настаивала ранее российская дипломатия. "ОБСЕ следует избегать двойных стандартов и скорректировать свою структуру, только обеспечение единства в интерпретации международных норм позволит достичь укрепления доверия", - сказал министр.

Между тем само право Казахстана возглавить ОБСЕ ставят под сомнение многие авторитетные международные организации. "Хьюман Райтс Вотч" к совещанию в Хельсинки подготовила 54-страничный доклад "Тихие репрессии: свобода религии, собраний и выражения мнений в Казахстане". В документе констатируется, что "обязательства Тажина" по реформированию ряда законодательств страны, данные главой МИД Казахстана год назад в Мадриде, когда решалась судьба казахстанской заявки на председательство в ОБСЕ, "свелись к косметическим изменениям". А практика властей Казахстана в области прав и свобод "не отвечает стандартам этой региональной организации, поэтому предстоящий переход председательства к Казахстану чреват подрывом гуманитарных принципов ОБСЕ". Директор "Хьюман Райтс Вотч" по Европе и Центральной Азии Рейчел Денбер заявила: "У Казахстана нет времени на раскачку, чтобы улучшить ситуацию с правами человека. До того, как эта страна возглавит ОБСЕ в 2010 году, правительство должно доказать своим собственным гражданам и остальному миру, что оно всерьез настроено на реформы".

Единственным результатом первого дня совещания в Хельсинки стало совместное заявление по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, сделанное министрами иностранных дел Франции и России Бернара Кушнера и Сергея Лаврова, а также помощником госсекретаря США Дэниэлом Фридом (Франция, Россия и США являются сопредседателями Минской группы ОБСЕ по урегулированию конфликта). Группа "призывает стороны предпринять в ближайшие месяцы усилия по завершению работы над базовыми принципами урегулирования, и затем приступить к составлению проекта соглашения на этой основе". Кроме того, стороны конфликта призываются "начать работу с отвода снайперов в целях сохранения жизней гражданских лиц и военнослужащих". Если хотя только эти призывы будут услышаны, то совещание в Хельсинки уже можно будет считать успешным.

По информации "Время новостей"

07.12.2008