Владимир Данилов

КОЛЛАПС ПОДВОДНОГО ФЛОТА США

Подводный флот традиционно пользуется особым расположением первых лиц Соединенных Штатов. Известно даже, что в 1993 году бывший вице-президент США А.Гор совершил поход в Арктику на атомной подводной лодке «Парго».

По сообщению The National Interest, в декабре 2016 года ВМС США объявили, что им нужно 66 подводных лодок с ударными и крылатыми ракетами. Но в начале 2019 года на флоте было всего 51 ударное судно. И это число, по прогнозам, уменьшится. Так, в ближайшие несколько лет из эксплуатации выведут десятки подлодок класса «Лос-Анджелес», а новых субмарин класса «Вирджиния» производится слишком мало.

Вместе с тем, за весь период эксплуатации в ВМС США подводных лодок с ядерными энергетическими установками, помимо двух катастроф, закончившиеся гибелью атомных подлодок, произошло также порядка 60 инцидентов и аварий. В результате чего корабли получили различные повреждения корпусов, механизмов и забортных устройств. Наибольшее число аварий было вызвано навигационными причинами, в том числе нарушением безопасности плавания, потерей операторами обстановки в сложных гидрологических условиях, ошибками в использовании технических средств, неурегулированностью отдельных видов деятельности атомных субмарин в прибрежных районах других государств.

Вместе с тем, нарушение морских границ других государств, как правило, не приносит американским подводникам славы. Более того, опасное маневрирование в районах, сложных в навигационном отношении, может привести к катастрофическим экологическим последствиям в прибрежных морях иностранных государств. Так, только за последние двадцать лет по материалам различных СМИ прошли подобные инциденты с более чем десятью столкновениями американских подводных лодок, в частности с американскими субмаринами «Батон Руж» и «Грейлинг» в 1992-1993 гг.

Совсем свежим примером в этом плане может являться столкновение «с неизвестным объектом» в Южно-Китайском море атомной подлодки ВМС США Connecticut  в октябре, которая получила повреждения в носовой части субмарины и балластных цистерн, при столкновении пострадали 11 американских военных моряков. Китайские аналитики отмечают, что место инцидента находилось к востоку от Парасельских островов, где подлодка могла отрабатывать условный перехват китайских подводных лодок на пути следования авианосной ударной группы ВМС США. После проведенного расследования, военно-морские силы США уволили командира и старшего помощника этой субмарины USS Connecticut, а также  оператора гидроакустического комплекса подлодки. Официально американские ВМС сообщили, что атомная ударная подводная лодка США якобы столкнулась с подводной скалой, которая не была отмечена на карте, и была вынуждена уйти из Южно-Китайского моря на время ремонта. Причём, как подчеркнуло CNN, это неожиданное столкновение произошло в особенно напряжённый момент в отношениях между США и Китаем и спровоцировало резкую критику со стороны Пекина. Однако у различных экспертов такое объяснение причин инцидента вызвало недоумение из-за ряда несостыковок. В частности высказываются сомнения, что, обладая новейшим гидроакустическим оборудованием, американцы не сумели найти подводную гору, хотя определять подобные объекты военные умели уже в 1970-е годы. Поэтому выдвигается мысль, что, либо речь идет о вопиющей некомпетентности команды подлодки, либо официальное заявление призвано скрыть, что же в действительности произошло недавно под водой недалеко от берегов Китая.

К указанному инциденту с субмариной USS Connecticut привлекло особенно повышенное внимание общественности после того, как была обнародована информация  о том, что трагическая гибель в 2000 году российской атомной подводной лодки К-141 «Курск» якобы произошла в результате столкновения с субмариной НАТО, следившей за российской АПЛ. При этом обращает на себя внимание, что указанную информацию Пентагон отказался комментировать.

И вот на днях, всем атомным подводным лодкам ВМС США якобы был отдан приказ немедленно прекратить навигацию и вернуться на свои военные базы. По предварительным данным, приказ подразумевает немедленную отмену всех миссий во всех регионах мира. Как сообщает агентство Avia.pro, такого в истории атомного подводного флота США еще не было. Причиной этому якобы стали некие сведения, которые удалось выяснить в результате расследования инцидента со столкновением американской субмарины USS Connecticut. Какие-либо подробности на этот счет отсутствуют, однако, по различным данным, речь идет о неких недостатках, выявленных в конструкции находящихся на вооружении ВМС США атомных подводных лодок, или даже о возможном хакерском взломе навигационных систем атомной подводной лодки.

Однако, на этом фоне обращает на себя внимание недавно разразившийся в США скандал, обнародованный 9 ноября агентством France-Presse (AFP), после обнаружения, что бывший главный металлург одной из американских компаний, поставлявшей сталь для боевых судов, на протяжении длительного времени фальсифицировала результаты испытаний. В частности, из сообщения Министерства юстиции США стало известно, что 67-летняя Элейн Томас из Оберна, штат Вашингтон, признала себя виновной в фальсификации результатов испытаний, которые измеряли прочность и ударную вязкость стали, используемой в субмаринах американского флота. Э. Томас — бывший директор по металлургии на сталелитейном заводе Bradken в штате Вашингтон, призналась в том, что совершала мошенничество более 30 лет, присваивая проходные оценки стали, не прошедшей технологические испытания. Завод Bradken — ведущий поставщик литой высокопрочной стали, используемой основными подрядчиками, такими как General Dynamics и Huntington Ingalls Industries, для строительства корпусов подводных лодок ВМС США. Стальные отливки должны соответствовать самым строгим военно-морским спецификациям по прочности и ударной вязкости. Однако Министерство юстиции США заявило, что около половины отливок Bradken не прошли лабораторные испытания. Мошенничество выявили ещё в мае 2017 года. Известно, что Э. Томас работала на литейном заводе Bradken в Такоме с 1977-го по май 2017 года, была назначена директором по металлургии в 2009 году.

По сообщениям американских СМИ, из-за вскрытой указанной фальсификации со сталью завода Bradken, военно-морские силы США усилили мониторинг своих подводных лодок.

При этом обращает на себя внимание другой произошедший в США инцидент в феврале 2020 года, когда принятая лишь в 2018 году подлодка ВМС США «Колорадо» облезла, по сообщению Forbes, после усовершенствования в своем первом 63-километровом походе, потеряв часть своего стелс-покрытия.

Владимир Данилов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

30.11.2021