Константин Пензев

ДВОЕ И БОЛИВАР. БОЛЬШИЕ ПУШКИ КАК ОСНОВА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ

Итак, в продолжение разговора об отношениях КНР и США, начатого в предыдущей статье, следует повториться, что в настоящий момент обе стороны признают эти отношения, как минимум, хорошими, это что касается КНР, и превосходными, это что касается США. Оценка США понятна. Расплачиваясь за китайский товарный экспорт резаной бумагой, которая стремительно обесценивается, и долговыми обязательствами, которые вряд ли будут погашены в полном объеме, американская нация ныне предается неге и комфорту. Сегодняшний американец это не какой-то там допотопный Генри Форд, т.е. инженер и организатор производства, и не чудаковатый Томас Эдисон с его изобретениями. Нынешний американец без лести предан мастерству юридического крючкотворства, финансовых спекуляций и политического словоблудия. США больше не всемирная фабрика. США в начале XXI в. - это Голливуд и что-то вроде Римской империи в период упадка. Всякий производительный труд возложен сегодня на терпеливого и трудолюбивого китайца. Какая же дружба может быть между развращенным американским рантье и промасленным китайским работягой?

Этой дружбы реально нет. Но что же тогда есть?

Если бы США и Китай танцевали вальс, то этот вальс для стороннего наблюдателя оказался бы самым забавным танцем из всех, которые он когда-либо видел. Представьте себе пару, кружащуюся на поле среди взведенных противопехотных мин. Первый из танцующих держит руки по швам, второй же шарит одной рукой в кармане партнера, держа в другой руке револьвер, приставленный к животу первого. Представили? Вот этот образ и есть истинное содержание американо-китайских отношений.

Здесь читатель вправе задать вопрос: "Неужели все так трагично?". Конечно же, нет. Во-первых, США никогда не решатся на прямое вторжение в КНР. Как бы там ни было, но КНР является ядерной и космической державой с достаточно крепкой авиацией, ПВО и вполне боеспособными сухопутными войсками. Во-вторых, если США и решатся когда-либо на подобное вторжение, то исключительно в ответ на призыв новой китайской администрации, пришедшей к власти в результате, к примеру, очередной "цветной революции". В правительстве Соединенных Штатов самоубийц, похоже, нет, и попасть под удар какой-нибудь "Дун Фен"-5 мощностью в 4 мегатонны в Вашингтоне явно не рассчитывают. ПРО США вещь, конечно же, замечательная, но никто не может точно сказать, насколько она будет эффективна на практике. Для того чтобы покрыть территорию Северной Америки густым слоем радиоактивной пыли, в реальности необходимо не так уж и много боеголовок, прорвавшихся сквозь противоракетный заслон.

Нет, дело здесь не в ядерном оружии.

В средствах массовой информации любят рассказывать познавательные истории о возрастающей мощи Китая и о его экспансионистских планах. Да, мощь КНР возрастает, возможно, даже, что у его руководства существуют и какие-то экспансионистские намерения, но что представляют собой военные средства, находящиеся в руках Пекина? У Пекина в распоряжении находится довольно много ядерных бомб, однако все эти бомбы являются оружием крайнего, очень крайнего случая. Сегодняшняя реальность состоит в том, что обычные вооружения нисколько не утратили своего значения. В области же обычных вооружений у КНР есть один зияющий пробел, для заполнения которого требуются не только огромные средства, но и значительное время.

Сейчас посмотрим на некоторые особенности китайской экономики.

КНР, в отличие, к примеру, от России, является страной энергозависимой. На огромной российской территории проживает всего только 142 млн. чел., при этом вся она буквально набита углем, нефтью, газом и гидроресурсами. Есть некоторые проблемы с добычей урана, но они вполне решаемы. Россия является одним из крупнейших нефтеэкспортеров мира, а нефть - это, прежде всего, транспорт. И, что самое главное, нефть - это кровь вооруженных сил. Танков на ядерных реакторах пока еще не существует и вряд ли кто-то решится их производить. Новейшие истребители пятого поколения все так же продолжают летать на вульгарном керосине. Но что стоит свобода страны без этих самых истребителей? Что стоит свобода страны без керосина?

В отличие от России, Китай является одним из крупнейших мировых нефтеимпортеров. Посмотрим на следующие данные.

Таблица 1. Крупнейшие потребители нефти.

№п.п. Страна - (бар/день) - Дата оценки

1. Соединенные Штаты - 18 690 000 - Оценка 2009

2. Европейский союз - 13 680 000 - Оценка 2007

3. Китай - 8 200 000 - Оценка 2009

4. Япония - 4 363 000 - Оценка 2009

5. Индия - 2 980 000 - Оценка 2009

6. Россия - 2 850 000 - Оценка 2009

Таблица 2. Крупнейшие производители нефти.

№п.п. Страна - (бар/день) - Дата оценки

1. Россия - 9 932 000 - Оценка 2009

2. Саудовская Аравия - 9 764 000 - Оценка 2009

3. Соединенные Штаты - 9 056 000 - Оценка 2009

4. Иран - 4 172 000 - Оценка 2009

5. Китай - 3 991 000 - Оценка 2009

6. Канада - 3 289 000 - Оценка 2009

Т.е., КНР потребляет нефти в 2 раза больше, чем производит. То же касается и США, а в случае с Японией дело обстоит совершенно кошмарным образом. Последняя полностью зависит от импорта нефти и этот импорт доставляется морским путем. Пока Япония является союзником США, она получает свою нефть бесперебойно. Эти поставки гарантируют ВМС Соединенных Штатов. Но что станет с Японией, если она лишится морской поддержки своего союзника? Впрочем, сейчас мы не станем обсуждать данный вопрос и вернемся к нашему Китаю.

Проблемы нефтеимпорта КНР лежат в той же плоскости, что и проблемы Японии. Но эти проблемы, в отличие от японских или тех же американских, только начинаются. КНР потребляет в 2 раза меньше нефти, чем США, при том, что его население составляет около 1300 млн. чел., а население США едва только достигло 300 млн. чел. Китай - это все еще развивающаяся страна и если он достигнет уровня потребления США, то простое экстраполирование даст нам цифру потребления нефти китайцами в 4 раза превышающую сегодняшнее потребление в США. Каковы же перспективы? Перспективы обещают быть весьма любопытными, но и они не являются темой сегодняшнего разговора.

Продолжим тему. Следует отметить, что руководство КНР сегодня не теряет времени даром и успешно инвестирует полученные от США доллары в нефтедобычу по всему миру, в частности, в Африке (Ангола, Конго, Судан и др.), в Южной Америке (Бразилия, Венесуэла и др.), а также тратит их на покупку нефти в Иране, Саудовской Аравии, России и других странах.

Основная масса нефтеимпорта КНР доставляется в страну танкерным флотом по т.н. "Жемчужной нити", индо-океанскому маршруту, соединяющему Персидский залив с Южно-Китайским морем через Малаккский пролив. Перекрыть последний для ВМС США не составит ни малейшего труда. Способен ли ВМФ КНР в данный момент обеспечить безопасность морских маршрутов, жизненно важных для функционирования экономики Китая?

Сначала бегло оценим возможности ВМС США. Всего в настоящее время (2008) на вооружении ВМС США состоят 11 авианосцев, 22 крейсера, 52 эсминца, 30 фрегатов, 10 патрульных кораблей, 14 тральщиков, 32 десантных корабля, 52 ПЛА и др. Основной боевой силой американского флота являются авианосные ударные группы, в состав которых обычно входит 1-2 авианосца, 2-4 крейсера, а также фрегаты, эсминцы, сторожевые корабли и корабли обеспечения.

Так вот. ВМС США являются самым мощным флотом мира, способным контролировать весь, подчеркиваю, весь Мировой Океан.

Не так давно американский Исследовательский Центр Стратегических и Бюджетных Оценок (Center for Strategic and Budgetary Assessments) опубликовал доклад о настоящем и вероятном будущем военного флота США. По данным доклада, который называется "Прокладывая Курс для Завтрашнего Флота" (The US Navy. Charting a Course for Tomorrow's Fleet), ВМС США не имеют сегодня равных себе по мощи конкурентов в океане.

По утверждению авторов доклада, основой современной концепции ВМС США является способность флота одновременно вести боевые действия с двумя противниками в разных районах планеты. При этом Пентагон использует британскую формулу морского могущества - численность боевых кораблей должна быть равна совокупной численности боевых кораблей двух крупнейших, после американского, флотов мира.

На момент опубликования доклада (2009) численность боевых кораблей США несколько уступала численности двух ближайших конкурентов - Китая и России (203 против 215). Однако по тоннажу США имели и продолжают иметь неоспоримое превосходство (3,1 млн. т против 1,2). Впрочем, тоннаж сам по себе не дает какого-либо преимущества. Преимущество дают авианосцы класса "Нимиц". Реальная боеспособность китайского и, особенно, российского флотов находится, по мнению авторов доклада, под определенным сомнением.

Что касается военно-морских сил КНР, то, по состоянию на 2006 г., в их составе числилось порядка 29 эсминцев, 49 фрегатов, 89 десантных кораблей, 48 минно-тральных кораблей, 87 подводных лодок, 323 боевых катера и, увы, ни одного авианосца. Известный российский эксперт в области военного флота, Ю.В. Ведерников, утверждает, что теоретически китайский ВМФ способен обеспечить свое присутствие в районе Индийского океана, базируясь на порты дружественных стран, т.е. Пакистана и Мьянмы. Однако будет ли это присутствие эффективно против ВМС США?

Ю.В. Ведерников отмечает, что для действий в прибрежной зоне может быть задействовано 100% боевого состава и боевого потенциала китайского флота. Но уже для операций в ближнеморской зоне может быть привлечено меньше половины (45,6%) боевых самолетов, а также исключает возможность применения до 20% надводного флота. Что касается океанских операций, то здесь возможности ВМФ КНР весьма и весьма невелики. На сегодня китайский флот все еще сохраняет боевую структуру, ориентированную на действия в прибрежной и ближнеморской операционных зонах.

Сейчас вновь вернемся к экономическим проблемам. По китайским оценкам, из 45 важнейших видов природных ресурсов потребности Китая в 2010 г. оказались удовлетворены за счет собственных ресурсов по 21 наименованию. Что же касается прогноза на ближайшее будущее, то он весьма неутешителен. К 2020 г. собственных ресурсов КНР будет достаточно только по шести позициям. Все остальное будет обеспечено импортом. Примером здесь является не только ситуация с нефтью, но и ситуация с железной рудой. Будучи крупнейшим мировым производителем и потребителем стали, Китай покрывает более 65% своих потребностей в железной руде за счет импорта. Уже в 2003 г. он ввез 150 млн. т железной руды, обойдя Японию в качестве крупнейшего мирового импортера этого сырья.

Итак, для того чтобы обеспечить безопасность поставок ресурсов и экспорта, Китаю жизненно необходим военно-морской флот, сравнимый по мощности с ВМС США. В первую очередь это касается строительства крупных авианосцев с авиакрылом около сотни боевых самолетов и водоизмещением около 100 тыс. т. Естественно, речь идет о строительстве атомных авианосцев. При этом следует учесть опыт создания военных флотов ведущих морских стран мира. Как правило, строительство и организация сильного океанского флота занимает весьма существенное время, порядка 25 лет.

Осознает ли данную проблему руководство КНР? Да, осознает.

В декабре 2008 г. представитель Министерства обороны КНР Хуан Сюэпин официально заявил о намерении Пекина "серьезно рассмотреть вопрос о строительстве авианосца". С целью изучения опыта постройки руководство КНР закупило несколько авианосных кораблей, выведенных из состава ВМС различных стран. Так, после распада СССР в распоряжение Китая попали несколько тяжелых авианесущих крейсеров, в частности, ТАКР "Минск" и "Киев". В 1994 г. Китай приобрел австралийский "Мельбурн" за $1,4 млн. в качестве металлолома. В этом же качестве закупил на Украине недостроенный "Варяг", однотипный с "Адмиралом Кузнецовым". "Варяг" сейчас находится в состоянии достройки и, очевидно, уже в этом году может быть спущен на воду. Одновременно с реализацией программы постройки собственного авианосца в КНР ведутся работы по созданию собственного палубного истребителя. В качестве прототипа китайские военные рассматривают палубный истребитель СУ-33.

Подведем некоторые предварительные итоги.

До тех пор, пока в КНР не будет налажена программа строительства авианосцев, способных противостоять авианосцам США, ни о каком равенстве в отношениях между КНР и США не стоит даже и думать. До этого времени Китай будет оставаться страной, эксплуатируемой Соединенными Штатами.

Между тем США контролируют Китай не только с помощью военной силы, но и с помощью политических средств. Как это происходит, мы рассмотрим в одной из следующих статей.

Пензев Константин Александрович, писатель-историк, обозреватель Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение"

1 См. Пензев К.А. Двое и Боливар, или кто не работает, тот ест. / http://journal-neo.com/?q=ru/node/6963

2 http://iformatsiya.ru/tabl/470-potreblenie-nefti-stranami-mira.html

3 http://iformatsiya.ru/tabl/28-dobycha-nefti-v-mire.html

4 http://www.strategicstudiesinstitute.army.mil/pubs/display.cfm?pubid=721

5 Ведерников Ю.В. Красный дракон. Современные военно-морские силы Китая.

Владивосток 2007 / http://flot.com/nowadays/concept/opposite/chinadevelopment.htm

6 http://www.bbc.co.uk/russian/multimedia/2011/06/110609_china_carrier.shtml

По информации - Новое Восточное Обозрение

17.06.2011