Юрий Филатов

ПРО: АМЕРИКА ХОЧЕТ, ЧТОБЫ РОССИЯ ПОВЕРИЛА ЕЙ НА СЛОВО

США не считают нужным давать России юридические гарантии, что создаваемая американцами система ПРО не направлена против нашей страны. "Мы уже дали юридические гарантии ненаправленности против России наступательных вооружений. И это все, что нужно", - заявил в интервью Интерфаксу глава подкомитета по ассигнованиям сената США Патрик Лихи.

Россия, видите ли, слишком многого хочет - чтобы ей гарантировали, да еще юридически, что создаваемая американцами система ПРО не будет направлена против ее ядерного "щита". Обойдется, пусть верит "честному американскому слову".

Кстати, непонятно, когда это американцы успели гарантировать нам (да еще юридически), что их ядерная триада - баллистические ракеты на подводных лодках (БРПЛ), наземные межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и тяжелые стратегические бомбардировщики с ядерным оружием на борту - никоим образом не направлена против России.

Уважаемые читатели, может быть, вы ощущаете себя в полной безопасности от того, что у Америки есть ядерное оружие, которое может многократно уничтожить нашу страну? Может быть, и российские Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), четко выполняющие с середины прошлого века функцию ядерного сдерживания и являющиеся нашим "ядерным щитом", нужно просто разоружить и расформировать? Зачем они нужны - г-н Лихи ведь нам "гарантировал", да еще "юридически".

Но против кого же тогда нацелена эта американская ядерная армада? Не против России, а против Китая, например? Или против Ливии с Сирией, или еще какого-нибудь "изгоя"? Что-то не верится - ядерный потенциал того же Китая до сих пор очень заметно - в разы - уступает не только американскому, но даже российскому. Зачем американцам столько ядерного оружия, чтобы сдерживать нынешний Китай? Ну а уж держать на ядерной мушке всяких там "изгоев" типа Сирии и Северной Кореи с их крошечными территориями - просто форменное безумие.

Г-на Лихи, конечно, надо простить - никакой он не специалист в вопросах ядерного оружия и ПРО, а всего лишь конгрессмен, призванный выделять деньги из американского бюджета на самые разные программы, включая военные. Но тем значимее сделанная им оговорка - американцы про себя и не скрывают (вслух, конечно, знающие их люди об этом не говорят, но вот всякие Лихи оговариваются), что создают свою ПРО почти всецело против российского ядерного щита. Не против "изгоев", не (пока еще) против относительно слабых китайских ядерных сил, а именно против российских баллистических ракет. Пока именно российский ядерный щит не позволяет Америке стать абсолютным мировым военно-политическим гегемоном. Против него-то американцам и надо найти противоядие.

Как это сделать? А надо идти параллельными путями - сокращать российский потенциал возмездия с помощью всяких там договоров по СНВ (российские власти, кстати, идут сейчас на такого рода соглашения довольно охотно, хотя бы потому, что этот наш потенциал уже 20 лет дряхлеет, сокращаясь тем самым "естественным путем") и одновременно создавать против него систему ПРО (уверяя русских, конечно, что эта система против них никоим образом не направлена).

Почему американцы готовы при этом жертвовать даже своей ядерной триадой (самой мощной в мире)? Да потому, что итоговое соотношение сил (искомая американцами гегемония) достигается не только за счет обладания мощнейшим наступательным оружием (той самой ядерной триады), но и способностью отразить со стороны противника ответный удар возмездия, что может сделать только эффективная система ПРО. К тому же американцы достигли абсолютного превосходства в сфере высокоточного неядерного оружия - порой оно способно полностью заменить оружие ядерное (которое американцы даже готовы сократить).

Совсем иной "баланс" у нынешней России. Да, по СНВ мы остаемся ядерной державой, можно сказать, почти сопоставимой с Америкой. Пока, во всяком случае. Но вот в сфере ПРО (и неядерного высокоточного оружия) нам пока особо похвастаться нечем. А из этого следует, что единственный для России способ обеспечить на нынешнем этапе собственную безопасность - сохранить и укрепить ядерный потенциал возмездия. Иначе...

Вскоре Россия рискует не пробить американскую ПРО, предостерегает известный военный эксперт Петр Белов: "А речь идет о 2015 г. Вполне вероятно, к этому году американцы будут иметь полномасштабную систему ПРО, которая будет гарантировать им парирование сравнительно небольшого числа боевых блоков - тем более если они будут выпущены не одновременно и не массированно и не будут сопровождены нужным количеством ложных целей... Вполне может статься, что к 2015 г. мы будем иметь примерно 250 ракет. А возможности американской ПРО к этому времени уже будут превышать парирование 300 наших боевых блоков".

Да, сейчас наши военные руководители (и следом Дмитрий Медведев) называют 2020 г. той "точкой невозврата", после которой - если американцы будут по-прежнему создавать ПРО без участия России - нашей стране придется не разоружаться, а принять вызов гонки вооружений. Но речь о датах (хоть и это крайне важно) - общий тренд, о котором говорил Петр Белов, - налицо.

"По весьма квалифицированным подсчетам, - считает эксперт, - 1700 боеголовок - это тот минимум, который Россия должна иметь в любом случае. Только такое их число может гарантировать возможность ответно-встречного удара. Снижение количества боеголовок ниже этого уровня будет автоматически означать понижение статуса России на международной арене - т.е. "великой державой" мы уже точно не будем.

А вот американцев радикальное сокращение вполне устраивает. Они готовы идти на сокращения (причем, даже если наши будут все же упираться) совершенно честно, на паритетной основе. Просто у них сейчас такой уровень производства высокоточного оружия и различных неядерных средств массового уничтожения, что они и впрямь, как заявлял Обама, могут добиваться всеобщего отказа от ядерного оружия. И при таком раскладе мы не сумеем отбиться даже от ближайших соседей, вроде Китая или Японии, если у них вдруг появятся агрессивные намерения. А американцы смогут расправиться, в случае необходимости, и с нами, и с Китаем вместе взятыми. Скорее всего, именно в этом направлении и будет работать американская дипломатия в ближайшие годы".

"Еще в 1970-1980-е гг. в Академии наук СССР было подмечено, - вторит ему другой эксперт, член-корреспондент Академии военных наук Виктор Ковалев, - что существует некая предельно допустимая нижняя граница сокращений, переступать которую нельзя". "И дело не только в том, что резкое сокращение ядерных сил может привести к вполне очевидной утрате потенциала сдерживания, - поясняет эксперт. - В радикальном сокращении стратегических ядерных сил, заходящем за "запретную" черту, есть и неожиданный, неочевидный эффект. В результате такого сокращения мы можем получить ядерные силы, которые в ответных действиях не обеспечивают сдерживающего эффекта. А вот в упреждающих действиях наоборот - обеспечивают. А это, по сути, провоцирует стороны к превентивному удару. И получается, что стратегические ядерные силы, подвергшиеся таким радикальным сокращениям, просто-напросто дестабилизируют ситуацию. И вот мы сейчас на всех парах мчимся как раз к таким стратегическим ядерным силам, которые будут лишь дестабилизировать ситуацию".

Ну а Америка тем временем будет продолжать строительство своей системы ПРО - клятвенно заверив нас при этом (дав "юридические гарантии"), что эта ПРО не направлена против России.

По информации - Новое Восточное Обозрение

08.06.2011