Николай Хорунжий

НАТО НЕ СЛЫШИТ РОССИЮ, ПОТОМУ ЧТО "ЩИТ" ДОРОЖЕ, ЧЕМ "МЕЧ"

При неудаче переговоров по участию России в ЕвроПРО речь пойдет о форсировании развития ударного потенциала - "чего очень не хотелось бы", заявил президент Медведев 18 мая на пресс-конференции в Сколково.

Москва будет иметь право выйти из СНВ-3, если США продолжат развертывать элементы ПРО в Европе, заявил заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков в рамках заседания Экспертного совета по взаимодействию РФ с НАТО по ПРО в Госдуме.

Минобороны также проявляет обеспокоенность отсутствием прогресса в работе с НАТО по проблематике европейской ПРО. "Никаких реальных предложений мы не видим: ни конструктивных, ни деструктивных, - заявил 13 мая заместитель министра обороны РФ Анатолий Антонов на встрече с журналистами. - Основное условие - устранение антироссийского потенциала системы ПРО в Европе". Он отметил, что первый шаг в реализации российской инициативы и в целом в работе с США и НАТО по ПРО, "должен носить политический характер и быть направлен на подготовку юридической договоренности о ненаправленности системы ПРО против российских стратегических ядерных сил".

"Мы не можем равнодушно смотреть на появление вблизи наших границ систем ПРО США, зоны перехвата которых покрывают территорию России практически до Урала", - подчеркнул Антонов. "Нам говорят, - заметил он, - что наша безопасность от появления таких систем повысится, т.к. американцы помогут нам перехватывать ракеты над нашей территорией. Нас это не устраивает".

Во-первых, российская сторона сама способна обеспечить собственную безопасность, а во-вторых, если система ПРО перехватывает ракеты над определенным районом, то национальную принадлежность ракет система ПРО пока определить не может. Таким образом, уничтожены будут все ракеты, в т.ч. и российские. В этом - основная угроза безопасности России.

Готовность НАТО сбивать ракеты над территорией России косвенно подтвердил генсек Альянса Расмуссен. "НАТО имеет в виду взаимодействие между двумя независимыми системами ПРО. Может быть, совместно мы сможем найти такое решение, при котором будут защищены как население и территория европейских членов НАТО, так и России. Если нам это удастся, то это станет яркой демонстрацией того, что НАТО и Россия умеют обеспечивать безопасность вместе, а не противостоять друг другу", - заявил он. "В настоящее время свыше 30 стран располагают или разрабатывают баллистические ракеты, и подобный арсенал у ряда стран потенциально может представлять прямую угрозу "как для членов НАТО, так и России", - отметил генсек.

Отказываясь от общей системы ПРО и предлагая создавать две системы с тем, чтобы они обменивались между собой информацией, США подталкивают Россию на масштабные расходы по созданию ПРО. Известно, что создание "щита" стоит гораздо больше, чем создание "меча". Именно поэтому Минобороны завершает сейчас согласование с производителями будущей тяжелой межконтинентальной баллистической ракеты тактико-технического задания на ее разработку со сроком завершения государственных испытаний и принятием на вооружение в 2018 г. В новую ракету закладываются такие инновационные требования, чтобы она могла гарантированно преодолевать любую противоракетную оборону, включая и космический ударный эшелон. Одновременно предусмотрена глубокая модернизация и имеющихся шахтных пусковых установок тяжелых МБР, которая предполагает их технологическое переоборудование, а также новый качественный уровень фортификационной защиты с созданием элементов пассивной и активной объектовой противоракетной обороны.

Американцы оправдывают свое недоверие к созданию общей с Россией системы ПРО тем, что отдельные российские предприятия якобы продолжают оказывать Ирану содействие в развитии его баллистических ракетных программ и это может нарушить безопасность чувствительных американских данных и систем при любом окончательном соглашении о сотрудничестве с Москвой.

Кстати, недавно США провели очередной испытательный пуск противоракеты морского базирования SM-3 с успешным перехватом баллистической ракеты средней дальности (БРСД), примененной впервые для этих целей. При проведении данного успешного испытания элементов системы ПРО американцы нарушили требования бессрочного Договора о РСМД 1982 г., поскольку в качестве ракет-мишеней стали впервые применяться БРСД, разработка и изготовление которых запрещена. Для российской стороны это нарушение можно квалифицировать как условие, позволяющее заблокировать проведение дальнейших испытаний системы ПРО США. В противном случае американцы должны выйти из Договора о РСМД. Использование в качестве мишени БРСД - не случайность. В своей поправке к резолюции Сената об одобрении СНВ-3 сенатор Джон Кайл предлагал не включать в потолок для развернутых и неразвернутых МБР и БРПЛ мишени для испытания ПРО.

Представители США на последних консультациях говорили, что понимают российские озабоченности. "Они утверждают, что угроза нашим стратегическим ядерным силам от ПРО может исходить, но не сейчас, а якобы через несколько лет, - рассказал Анатолий Антонов. - Причем, объясняется это тем, что российские специалисты не могут правильно определить реальный потенциал американской системы. Устранить недопонимание может якобы только сотрудничество. Но на наш вопрос о конечной цели такого сотрудничества мы ответа пока не получили".

Главное - всем участникам процесса четко понимать, какие ракетные угрозы предстоит парировать. От ракет малой, средней дальности или межконтинентальных баллистических ракет? Определиться и зафиксировать соответствующие договоренности на бумаге. Вместо этого идет реализация планов создания ПРО в Европе без участия России. Принято решение о размещении в Румынии американских противоракет, запущен новый спутник, который по своим характеристикам будет интегрирован в европейскую систему противоракетной обороны. "Мы не хотим, чтобы наш диалог с американцами, с натовцами использовался в качестве ширмы", - заявляет Антонов.

В то же время постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин считает, что компромисса достичь удастся. По его словам, Дмитрий Медведев и Барак Обама обсудят ситуацию в области ПРО на саммите "большой восьмерки" в конце мая в Довиле. И действительно, практика показывает, что перед достижением компромисса партнеры по переговорам выдвигают максимальные требования и даже намекают на их прекращение. Однако реальность политической жизни в США такова, что вряд ли Обама решится на подписание совместного Соглашения о сотрудничестве по ПРО, работа над которым идет в рамках российско-американской президентской комиссии в группе Рябков-Таушер.

В конце мая - начале июня в Брюсселе состоится очередной раунд консультаций по созданию системы противоракетной обороны Европы. Ситуацию на переговорах в Бельгии наш главный военный дипломат охарактеризовал кратко: "Американцы и их союзники по НАТО нас слушают, но не слышат". Там то, наверное, и станет ясно, какое блюдо подготовят переговорщики президентам Медведеву и Обаме к их встрече на французском курорте в Довиле на саммите G-20.

По информации - Новое Восточное Обозрение

22.05.2011