НВО

К КАКОМУ МИРУ ВЕДУТ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ АМБИЦИИ США?

Весной 2011 г. особое звучание приобрела тема межрелигиозных и межкультурных различий. Сначала США и их союзники из числа стран НАТО начали военную операцию против Ливии. Несмотря на то, что её основной целью является свержение режима Муаммара Каддафи, многими обозревателями она воспринимается как очередная война Запада против исламского государства. Затем в США во Флориде пастор-евангелист Терри Джонс сжег экземпляр Корана. Эта акция спровоцировала массовые беспорядки в афганском городе Мазари-Шариф. Разъяренные фанатики атаковали местную миссию ООН, в результате чего погибли 8 иностранных граждан. Наконец, Франция вмешалась в политический конфликт в Кот-д'Ивуаре. Несмотря на то, что интервенция Парижа носит сугубо меркантильный характер (в её основе лежат французские экономические интересы), эксперты увидели в нём религиозный подтекст. Франция поддержала представителя исламской общины республики Алассана Уаттару против ставленника христиан Лорана Гбагбо.

Участившиеся конфликтные эпизоды на религиозной почве говорят о том, что в международных отношениях сложились предпосылки к столкновению цивилизаций. В большинстве из них Запад идет в открытое противостояние с Востоком. Как и прежде в центре конфронтации две мировые религии - христианство и ислам. Причем если христианство имеет достаточно опосредованное отношение к секуляризованным обществам стран Европы и Северной Америки и во многом выступает как символ, то ислам предстает в "чистом" виде. Наиболее показательным примером этого стала ситуация в Мазари-Шариф. Представителям светской миссии ООН, не имеющим никакого отношения к действиям пастора Терри Джонса, пришлось отвечать своими жизнями перед религиозными фанатиками. При этом последние отражали интересы значительной части исламизированного афганского общества.

Основным стимулом межрелигиозного разлома выступают действия США и их союзников. Большая часть силовых акций стран Запада в отношении исламских государств не имеет убедительных оснований. Так, Соединенные Штаты вторглись в Ирак в 2003 г., но так и не смогли найти там оружие массового поражения. Военная кампания в Афганистане в 2001 г. начиналась под лозунгом борьбы с "Аль-Каидой", а переросла в затяжное противостояние международной коалиции с "Талибаном" и стоящей за ним части курдских племен. В Ливии все доводы Запада сводятся к стремлению свергнуть Каддафи. Ради этого он оказался готов пойти на полноценную операцию, со всеми сопутствующими ей издержками. Ни одна из войн, которые ведут государства Евро-Атлантики в исламском мире, не может считаться полностью обоснованной. Наоборот, в большинстве случаев их достаточно легко представить как односторонние агрессии в духе упомянутых главой правительства РФ Владимиром Путиным "крестовых походов".

Во многом на нагнетание цивилизационных разногласий Запад идет осознанно. Так, акция Терри Джонса оказалась возможной благодаря молчаливому согласию крайне правого крыла Республиканской партии. Нельзя сказать, что пастор действовал с прямой санкции радикальных консерваторов "Великой старой партии", но его действия их позиции явно не противоречили. Своим вмешательством в конфликт в Кот-д'Ивуаре Франция фактически содействовала нарастанию противоречий в и без того сложных отношениях между местными христианами и мусульманами. Причем весьма показательно, что западное государство выступило на стороне мусульман. Нечто похожее прослеживается и в Ливии. Здесь действия НАТО на руку как умеренным, так и радикальным исламистам, выступающим против Каддафи.

Как это ни странно, но идя на достаточно спорные силовые акции, Запад не задумывается об их последствиях. Говорить о том, что Вашингтон сознательно эксплуатирует концепцию "управляемого хаоса", значит сознательно упрощать ситуацию. Так, Соединенные Штаты свергли режим Саддама Хусейна в Ираке, рассчитывая построить там удобный для себя политический режим (пусть и раздираемый внутренними этно-религиозными разногласиями). Однако результат их интервенции оказался во многом прямо противоположным ожиданиям. Ослабление Ирака привело к резкому усилению на Среднем Востоке Ирана. А сам Ирак стал государством, всё более последовательно смещающимся в сферу влияния Тегерана. Абсолютным контролем над Багдадом Вашингтон не располагает. К аналогичному итогу может привести и операция НАТО против Ливии.

Как представляется, критического столкновения цивилизаций в долгосрочной перспективе не произойдет. Страны Запада постараются отойти от явных параллелей своих силовых акций с религиозной тематикой. В то же время военные кампании, ведущиеся США и их союзниками в исламском мире, могут запустить в Западной Европе процесс христианской десекуляризации. Она может стать ответом на исламизацию ЕС.

По информации - Новое Восточное Обозрение

18.05.2011