Дмитрий Рыбкин

РОССИЯ - НАТО: ПАРТНЕРЫ ТОЛЬКО НА СЛОВАХ

Отношения России и НАТО, несмотря на неоднократно декларированное партнерство, до сих пор не удалось вывести на уровень бесконфликтного и конструктивного сотрудничества. Реальная острота разногласий и противоречий между сторонами за последние 20 лет не только не уменьшалась, но и периодически заметно возрастала.

Сотрудничество между Россией и государствами-членами НАТО осуществляется под руководством Совета Россия-НАТО (СРН) и развивается за счет деятельности подчиненных рабочих групп и комитетов. Каждый год страны-члены СРН согласуют ежегодную рабочую программу. Ключевые направления сотрудничества включают борьбу против терроризма, оборонную реформу, военное сотрудничество, пресечение наркотрафика из Афганистана и стран Центральной Азии, противоракетную оборону театра военных действий, нераспространение ОМУ, управление по использованию воздушного пространства, гражданское чрезвычайное планирование, научное сотрудничество и экологическую безопасность. Другой ключевой документ - подписанное Россией в 2004 г. Соглашение о статусе сил (войск) программы "Партнерство ради мира", которое в мае 2007 г. утвердила Государственная Дума РФ. Это соглашение было призвано облегчить дальнейшее военное сотрудничество, а также практическое сотрудничество по другим направлениям, в частности, переброску сил для участия в совместных операциях и учениях. Оно также призвано облегчить предоставление Россией тыловой поддержки Международным силам содействия безопасности под руководством НАТО в Афганистане. Однако после произошедшего в августе 2008 г. конфликта с Грузией, мероприятия военного сотрудничества в СРН были приостановлены.

Вместе с тем, на отношения России с НАТО стоит взглянуть с другой стороны. Как отметил президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов в своем интервью изданию "АиФ", "за много лет участия в переговорах по линии Постоянного совета Россия - НАТО я видел только одно - все сотрудничество напоминало улицу с односторонним движением. По которой они ездить могли, а мы - нет! Россию вечно принуждали идти на уступки, а если мы на уступки не шли, наше мнение попросту игнорировалось". Для подтверждения такого мнения, стоит вспомнить применение военной силы в Югославии, расширение НАТО на Восток, агрессивные шаги блока в отношении Ирака и Афганистана. Когда Россия нуждалась в поддержке со стороны мирового сообщества в борьбе с терроризмом на Северном Кавказе, с афганским наркотрафиком, помощи от Североатлантического альянса не последовало.

Более того, что касается пресечения наркотрафика на границах СНГ, то ни одного килограмма героина совместными действиями с силами Альянса не было перехвачено, ни один террорист не пойман. Напротив, лица, подозреваемые в России в пособничестве террористам, находят себе убежище в некоторых странах-членах НАТО. Например, в Великобритании.

"Пронатовская" позиция, которую Россия вновь собирается занять, позволяет нам только терять союзников как реальных, так и потенциальных. Всякий раз, когда Россия заигрывает с Альянсом, настораживается Китай, не говоря уже про исламский мир и, в первую очередь, Иран.

12 декабря 2007 г. вступил в силу Мораторий на исполнение договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) в связи с тем, что партнеры по договору не выполнили взятые на себя обязательства, согласно которым предусматривается ограничение 5 категорий обычного вооружения и техники - танков, боевых бронированных машин, артиллерии калибром более 100 мм, боевых самолетов и ударных вертолетов. Договор предполагает также обмен информацией и широкую инспекционную деятельность.

Россия приостановила действие Договора "до тех пор, пока страны НАТО не ратифицируют Соглашение об адаптации и не начнут добросовестно выполнять этот документ". Выход Москвы из ДОВСЕ встретил негативную реакцию со стороны НАТО и ряда стран, входящих в состав Альянса.

Сотрудничество в области противоракетной обороны театра военных действий было обусловлено беспрецедентной опасностью, которая угрожает РФ из-за близости размещения у границы высокоточного оружия. Президент России Д. Медведев на пресс-конференции по итогам участия в совете Россия-НАТО в Лиссабоне высказал свое мнение по данному вопросу: он считает, что в результате создания ПРО, в Европе изменится баланс сил, что может повлечь за собой гонку вооружения.

Участники переговоров по созданию "ЕвроПРО" должны думать о том, как система повлияет на ядерные потенциалы сторон. "Если мы занимаемся противоракетной обороной, эта противоракетная оборона не должна разрушать существующий паритет. Если в результате ядерный баланс сместится в ту или иную сторону, это повлечет гонку вооружений", - сказал Д. Медведев.

Реакция РФ на предложение США создать третий позиционный участок ПРО в Европе была крайне жесткой. Такая инициатива была направлена "против российских интересов" и лишь во вторую очередь - против государств, которые могут заниматься неконтролируемым распространением ядерного оружия или запусками ракет.

Партнерство России и НАТО зашло в тупик, и это в первую очередь касается переговоров по будущей системе европейской ПРО. Как уже не раз бывало между Россией и ЕС, весь переговорный процесс сводится к выражению взаимного недоверия и обвинениям в адрес друг друга. Так, представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин заявил на заседании Совета Россия-НАТО, что Москва не допустит "нейтрализации своего ядерного арсенала", к чему, по его мнению, может привести развертывание европейской ПРО как односторонней системы. Заявление Рогозина было обнародовано в качестве ответа на выступление представителя Пентагона Джеймса Миллера в Конгрессе США. Миллер вполне однозначно выразил мысль, что территория обороны НАТО должна быть исключительно в поле ответственности НАТО, а Россия должна нести ответственность за свою собственную территорию. Это означает, что НАТО не принимает Россию как равноправного участника европейской системы противоракетной обороны.

В заключение стоит отметить, что партнерство РФ и Североатлантического альянса по-прежнему остается только на словах. Западу следует отойти от практики "убеждения" России в ошибочности ее восприятия проблем, а перейти к совместной работе по поиску компромиссов и устранению препятствий на пути к партнерскому взаимодействию, что включало бы в себя и корректировку военной политики НАТО, и исключить любое будущее расширение НАТО на Восток.

По информации - Новое Восточное Обозрение

13.05.2011