Олег Томило

РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И СИСТЕМА ПРО

В пакете поправок к Пражскому 2010 г. договору о стратегических наступательных вооружениях (СНВ), который Госдума РФ ратифицировала 25 января 2011 г., подробно прописан формат взаимосвязи между СНВ и противоракетной обороной (ПРО). В нем зафиксировано, что одним из условий выхода России из Договора по СНВ станет развертывание США, другим государством или группой государств системы ПРО, способной существенно снизить эффективность Стратегических ядерных сил РФ. Существует ли такая перспектива в будущем? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть историю и планы руководства США и РФ по развертыванию ПРО.

26 мая 1972 г. был подписан "Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны" (договор по ПРО). Он зафиксировал обязательство сторон иметь не более двух систем ПРО вокруг столицы и в районе сосредоточения пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (МБР), где в радиусе 150 км могло быть развернуто не более 100 неподвижных пусковых противоракетных установок. Уже тогда в нем стороны заявили о своем намерении по возможности достигнуть прекращения гонки ядерных вооружений и принять эффективные меры в направлении сокращения стратегических вооружений, ядерного разоружения и всеобщего и полного разоружения.

В июле 1974 г. по дополнительному протоколу к Договору по ПРО разрешалось иметь только одну систему ПРО: либо вокруг столицы (Москва), либо в районе пусковых установок МБР (база Гранд-Форкс).

Разработка юридической основы Договора по ПРО продолжилась после подписания в Хельсинки в 1977 г. президентами РФ и США Совместного Российско-Американского заявления в отношении договора по ПРО. В связи с этим был принят пакет документов, подписанных в Нью-Йорке 26 января 1977 г.

Примером плодотворного мирного сотрудничества СССР и США в космосе в 70-е гг., в реализации которого участвовали радиолокационные станции (РЛС) системы ПРО, были работы по проекту "Союз-Аполлон".

В 1987 г. под давлением США, согласно Договора по ПРО, которым разрешалось размещение РЛС системы предупреждения о ракетном нападении только по периметру государственной территории, явился демонтаж надгоризонтной РЛС "Дарьял-У", построенной под городом Енисейском. Как показали дальнейшие действия администрации США по развертыванию РЛС системы ПРО в Норвегии, это решение, принятое военно-политическим руководством СССР, оказалось ошибочным.

В 2000 г., в связи с возможностями запуска ракет из Северной Кореи и Ирана, США сделали России Официальные предложения по модификации договора по ПРО и создании системы национальной ПРО (НПРО). В ответ в 2001 г. РФ предложила создать общеевропейскую систему ПРО (ЕвроПРО) для защиты от нестратегических баллистических ракет.

В феврале 2001 г. США нарушили Договор по ПРО, передав на территорию Норвегии радиолокационную станцию "Глобус-2", испытанную в качестве элемента ПРО. А в 2002 г. США в одностороннем порядке вышли из Договора по ПРО и объявили о создании первого этапа системы НПРО.

"Перезагрузка" российско-американских отношений началась в 2009 г. Россия и США договорились сотрудничать в области создания ЕвроПРО в ходе двустороннего саммита в ноябре 2010 г. в Лиссабоне, и 3 февраля 2011 г. США подтвердили поддержку проекта по созданию ЕвроПРО, несмотря на имеющиеся различные подходы РФ и США к этой проблеме. В частности, Россия готова участвовать в создании ЕвроПРО только на паритетных началах, что не устраивает США.

5 февраля 2011 г., выступая на конференции в Мюнхене, госсекретарь США Х.Клинтон вновь подтвердила готовность США сотрудничать с Россией в области ПРО. "Мы будем стремиться к тому, чтобы системы ПРО дополняли друг друга", - сказала она. Клинтон также отметила, что США "стремятся" к проведению нового совместного анализа ситуации в этой сфере, а также совместных учений.

На первый взгляд, США не создают и не будут создавать систему ПРО для защиты от нападения со стороны России. Тем не менее, возможности системы ПРО США нельзя игнорировать и их следует рассматривать с точки зрения угрозы национальной безопасности РФ. Основными приоритетами США в сфере ПРО являются защита США, вооруженных сил, союзников и друзей; развертывание эшелонированной системы ПРО против баллистических ракет для их перехвата на всей траектории полета; разрешение вооруженным силам развертывать системы ПРО как только это окажется практически целесообразным; разработка и испытания технологий для усовершенствования развернутых средств.

Анализ программ, разработанных агентством ПРО США показывает, что их особенностями являются:

1. Создание интегрированной структуры ПРО для защиты территории США и их союзников от ракетно-ядерного нападения с возможностью применения оружия массового уничтожения.

2. Использование новых (инновационных) технологий и инвестиции в них (датчики космического базирования +).

3. Эволюционный подход к развертыванию системы ПРО, основанный на "спиральном" развитии по двухлетним планам, причем каждый последующий блок основывается на ранее выполненных задачах.

4. Международное сотрудничество в сфере ПРО: участие в системе ПРО не только европейских стран (Польша, Чехия+), но и неевропейских стран (Израиль, Япония+).

5. Использование космических систем обнаружения стартов МБР и ядерных взрывов, а в перспективе - комплекса ядерного оружия космического базирования.

На реализацию программ ПРО администрация США запрашивает миллиарды долларов (см. табл.). /Год - финансирование/:

2003 - 6714

2004 - 7674

2005 - 9169

2006 - 7695

2007 - 9388

2008 - 8899

2008 - 2013 - 56666

Запрос не включает финансирование программ ПРО, относящихся, например, к спутниковой инфракрасной системе обнаружения запуска ракет (SURS), а также к зенитно-ракетным комплексам Patriot.

В 2009 г., согласно решениям руководства США, развитие ПРО в Европе планировалось направить в сторону замены тяжелых противоракет типа GBI на противоракетные комплексы на основе противоракет морского и наземного базирования SM-3, ТНААД и РАС-3. К 2015 г. завершится количественное и качественное совершенствование ПРО на базе противоракетных комплексов SM-3 Block IB на территории Восточной Европы и Балканах, ТНААД на Ближнем Востоке и в зоне Персидского залива.

К 2020 г. произойдет качественное совершенствование группировки ПРО на основе модернизации противоракетных комплексов до уровня SM-3 Block IIA на территории Восточной Европы, на Балканах, в Турции и на Ближнем Востоке. Суммарное количество противоракет наземного и морского базирования по состоянию на 2020 г. составит 1100 - 1700 ед.

Агентство ПРО, входящее в состав Минобороны США, осуществляет поэтапную программу исследований, разработок и закупок систем вооружений, которые со временем будут объединены в единую эшелонированную систему ПРО. При этом произойдет глобальный охват системой ПРО территории России, в т.ч. и из космоса. В РФ система ПРО является одним из основных элементов системы стратегического сдерживания и входит в структуру космических войск.

В 60-е гг. XX в. в РФ была создана первая в мире многоканальная система ПРО г. Москвы РТЦ-81, включающая в себя Главный командный вычислительный центр, РЛС обнаружения баллистических ракет "Дунай 3У" и стрельбовые комплексы в составе радиолокатора канала цели, радиолокаторов каналов изделий, стартовых позиций и размещенных на них противоракет А-35, оснащенных обычными и ядерными боезарядами. Эта система решала задачи разведки космического пространства и поражения МБР.

Основу современной системы ПРО Москвы и Центрального промышленного района А-135 составляет многофункциональная РЛС "Дон-2Н" и шахтные стрельбовые комплексы. РЛС "Дон-2Н" предназначена для обнаружения баллистических целей и их сопровождения, определения координат, анализа состава сложных целей и наведения на них противоракет. Она способна одновременно сопровождать в автоматическом режиме до 100 элементов сложных баллистических целей и наводить на них несколько десятков противоракет. В настоящее время в ней проводятся работы по улучшению технико-технических характеристик и перехода на более современную элементную базу, что позволит существенно расширить боевые возможности системы ПРО. В дальнейшем планируется перейти к решению задач ПРО с помощью новой системы противокосмической обороны на основе комплексов С-500.

Таким образом, ПРО превратилась в одну из составляющих частей международной политики, приоритетом и, в какой-то мере, "камнем преткновения" в разоруженческих процессах для США и РФ. Наиболее желательным решением проблемы ПРО явилось бы более тесное взаимодействие между США (НАТО) и Россией в этой области, размещение систем ПРО только на национальных территориях и предотвращение размещения их в космосе.

Томило Олег Григорьевич, профессор Санкт-Петербургской юридической академии, кандидат технических наук, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение"

По информации - Новое Восточное Обозрение

17.03.2011