Виктор Бурбаки

АМЕРИКАНСКИЕ ПРОТИВОРАКЕТЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЦУГЦВАНГ

Пребывание в Москве вице-президента США Джозефа Байдена, судя по сообщениям СМИ, весьма насыщенно. Прежде всего, в повестке дня высокопоставленного американца - встречи и переговоры с Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным. Как сообщил директор по России и Евразии в Совете национальной безопасности США Майкл Макфол, основными темами переговоров Д.Байдена с российскими руководителями являются вступление России во ВТО и сотрудничество США и Российской Федерации по противоракетной обороне. Соединённые Штаты целенаправленно продвигаются к созданию глобальной НПРО, намереваясь, в частности, разместить её элементы в странах Восточной Европы, у границ России.

Что касается "проблемы ПРО", то здесь, как представляется, Россия попала в состояние "политического цугцванга", когда все ее возможные ходы в выстраивании отношений с американской стороной - плохие.

Необходимо напомнить, что российское руководство в процессе подготовки нового ДСНВ неоднократно - и совершенно справедливо - заявляло о необходимости совместного подхода к ограничениям стратегических наступательных и оборонительных вооружений. Затем в итоге при подписании Договора данная позиция была "размягчена" до юридически не обязывающих формулировок в Преамбуле.

При этом впоследствии Россия зачем-то начала пробовать "дружить с новым НАТО" (не разобравшись, что это такое) и в сфере ПРО вести какой-то "политический мерлезонский балет" ("шаг вперед" навстречу США - "два шага вбок"), иными словами, обусловливать свое согласие на развертывание ПРО предложениями вроде "секторальной ПРО".

В конечном счете Сенат США на закрытом заседании 22 декабря 2010 г. принял "Резолюцию о совете и согласии Сената на ратификацию нового Договора о СНВ". Данная резолюция лишает Россию последних иллюзий о возможности для неё заключения сбалансированных разоруженческих соглашений с Америкой.

Что нового для России внесла указанная резолюция американских законодателей в условия обеспечения возможности стратегического сдерживания и кризисной стабильности?

Самое главное - были дезавуированы даже юридически не обязывающие положения Преамбулы ДСНВ по ПРО.

Проблематика ПРО нашла своё отражение во всех трех разделах американской "Резолюции о совете и согласии":

а) - "условия",

в) - "понимания",

с) - "заявления".

"Красной нитью" через все указанные разделы проходит мысль: "Никаких ограничений в сфере ПРО, Америка будет создавать многоэшелонную ПРО территории страны, Америка будет разворачивать ПРО в Европе (раздел "а": п.п 12.А.ii, 14; раздел "в": п. 1.А; раздел "с": п.п 2.С, 2.Д, 2.Е)". Более того, ПРО должна находиться вне любых будущих переговоров в сфере сокращений ядерного оружия (раздел "а", п. 12.А.ii).

Для России в резолюции Сената США определено (п.14 "Условия"), что никакой уровень развития ПРО США не является для нее - для России - мотивом выхода из ДСНВ!!!

В соответствии с п.2.Е (раздел "Заявления") всякое сотрудничество США с Россией в сфере ПРО может быть направленным только на усиление потенциала ПРО США. Так что от "ограничивающих" идей типа создания так называемой "секторальной ПРО" российской стороне можно сразу отказаться.

В связи с этим представляется достаточно вероятным, что Джо Байден предпримет на переговорах с российскими руководителями ожидаемую многими экспертами попытку - напомнит о сделанных Москвой заявлениях насчёт готовности России создавать с НАТО единую систему ПРО, чтобы продиктовать российской стороне американские условия.

При этом возможности России по противодействию планам США весьма ограниченны. Достаточно простого созерцания глобуса, чтобы увидеть, что "секторальная" ПРО на российских перспективных технологиях (типа комплексов С-500), защищающая Европу "от ракетной угрозы со стороны Ирана" (а именно она сейчас ставится американцами и европейцами во главу угла), попросту невозможна. Для этого указанные комплексы надо было бы разместить в Белоруссии, что, очевидно, неприемлемо для НАТО, а для Москвы (после всех осложнений, возникших в российско-белорусских отношениях) ещё и затруднено. Поэтому Россия как страна-обладатель ударного сегмента "коллективной" ПРО Соединённым Штатам просто не интересна.

В контексте проблемы, которую порождает глобальная НПРО США, необходимо отметить, что данная система является для России серьезным дестабилизирующим фактором, сколько бы ни твердили обратное "счетоводы" от стратегической стабильности.

Значительно большую опасность представляет информационный сегмент выдвинутой ПРО, который "интегрирован" в общенациональную систему и обеспечивает возможность точного раннего позиционирования. Это может существенно облегчить задачу целераспределения средств поражения российских боеголовок, которых остается все меньше и меньше.

В заключении необходимо отметить следующее. Политика США на международной арене заключается в следовании принципу "могу всё, что хочу, а хочу всё, что могу". В связи с этим российской стороне уже давно пора перейти от проведения "политического мерлезонского балета" с так называемыми "партнерами" (а какие это "партнеры" - хорошо видно хотя бы из публикаций WikiLeaks) к "политическому айкидо", и российская наука способна в этом помочь.

По информации - Фонд стратегической культуры

09.03.2011