Александр Рудаков

ГОСТЬ ИЗ ПРОШЛОГО

Вернувшийся из политического небытия индейский вождь напомнил Америке о возможности повторения "эпохи 1970-х"

Две недели назад на нашем сайте появилась пародия на футурологический прогноз Эндрю Качинса, где предложенные им сценарии развития России переносились на американскую почву. В финале сюжета лидер американских индейцев (ныне - самый известный политзаключенный в США) Леонард Пелтиер бежит из тюрьмы и создает на американской территории независимое государство краснокожих. Публикуя этот текст, мы, конечно же, не предполагали, что неделю спустя тема получит неожиданное продолжение.

Рассел Минс, бывший соратник Пелтиера по организации "Движение американских индейцев", от имени племенного союза дакота заявил о выходе принадлежащих коренным американцам земель из состава США. Само собой, крупнейшие мировые СМИ сообщили об этом событии как о забавном курьезе - рассчитывать на то, что индейцы скоро создадут свое государство, не приходится. Власти США проигнорировали заявление Минса, зато вожди его родного племени поспешили дистанцироваться от смутьяна, объяснив, что борец за независимость никого, кроме самого себя, не представляет.

Рассел Минс действительно был в прошлом куда более влиятельным политиком, чем сегодня. На пике своей популярности он находился тридцать пять лет тому назад, когда организованная им совместно с Леонардом Пелтиером "индейская революция" на территории одной отдельно взятой резервации привлекла внимание всего мира.

7 февраля 1973 года двести индейце, вооружившись охотничьими ружьями, пистолетами и автоматами, захватили поселок Вундед Ни - место, являющее собой трагический символ в новейшей истории коренных американцев. В 1890 году американские войска устроили там жуткую бойню, убив свыше трехсот индейцев сиу, среди которых было много женщин и детей. Повстанцы удерживали Вундед Ни до 8 мая 1973 года и ушли из поселка, получив гарантии безопасности и обещания улучшить положение жителей резерваций.

Однако затем движение было разгромлено американскими спецслужбами, а американскому обывателю объяснили, что имел место "коммунистический заговор". ФБР даже вбросило информацию о том, что беспорядки стали следствием спецоперации "Штази", агенты которой, якобы, распропагандировали краснокожих, устроив им показ снятого в ГДР фильма "Сыновья Большой Медведицы" (советские зрители, кстати, хорошо помнят эту культовую картину с югославом Гойко Митичем в главной роли). После этого и все остальные фильмы киностудии DEFА, экранизировавшей эпопею немецкой писательница Лизелотты Велькопсх-Генрих, были запрещены к показу в США.

После учиненного ФБР погрома Пелтиер получил два пожизненных срока по сфабрикованному обвинению, а Минс оказался в политической изоляции и растерял всех своих сторонников. В 80-х годах "Движение американских индейцев" уже не представляло собой ничего серьезного, и, если бы Рассел Минс продолжал бы заниматься чистой политикой, о нем бы просто забыли. Но эксцентричный индейский активист нашел себе новую нишу - снимался в кино, выпускал диски собственных песен, организовывал фольклорно-культовые действия.

Однако в последние два-три года Минс снова превратился в политически значимую фигуру, чему в немалой степени способствовали события за пределами США. Сначала индейская тема стала <коньком> Уго Чавеса, который создал культ вождей племен карибов, оказавших сопротивление первым испанских конкистадорам. Затем президентом Боливии стал соратник Чавеса, индейский лидер Эво Моралес, а другой "индейский националист", мечтающий о восстановлении империи инков, Ольянта Умала, выиграл парламентские выборы в Перу и чуть было не победил на президентских.

Последнее событие повергло в шок американскую администрацию, для которой победа Умалы была равносильна сдаче страны главному стратегическому противнику - Китаю, расширяющему свое влияние в Тихоокеанском бассейне. Кошмар преследует Белый Дом и до сих пор - всего месяц назад вице-президент Чейни перепутал Венесуэлу и Перу в публичном выступлении, чего за ним, в отличие от Джорджа Буша-младшего, никогда не замечалось. Таким образом, заявление Минса о независимости индейских территории прозвучало в тот момент, когда индейский национализм вновь перестал быть "забытой темой".

Для самих же США возвращение Рассела Минса из политического небытия - это тревожный факт, пробуждающий воспоминания о кризисной эпохе 1970-х годов, одним из героев которой он, несомненно, был. Визитными карточками этого времени стали такие события, как энергетический кризис, золотовалютный "дефолт" США, поражение во Вьетнаме, Уотергейтский скандал, захват американского посольства в Тегеране.

Восстание в Вундед Ни, благодаря которому Рассел Минс стал известен всему миру, - это, возможно, не столь известное, но не менее значимое событие из того же ряда. И в этом смысле Минс - это крайне неприятный "гость из прошлого", самим фактом своей активности еще раз напоминающий о возможности наступления "новых семидесятых". Благо, более масштабные темы ("новый Вьетнам" - Ирак и новый долларовый дефолт) уже давно стоят на повестке дня.

по информации RPMonitor

25.12.2007