Виктор Михин

ИРАН: НОВАЯ АМЕРИКАНО-ИЗРАИЛЬСКАЯ ПРОВОКАЦИЯ

В эксклюзивном интервью Tehran Times заместитель главы Организации по атомной энергии Ирана (AEOI) Педжман Ширмарди отверг утверждения о том, что ядерная программа его страны не является полностью прозрачной. “С первого дня мы ясно давали понять, что наша ядерная деятельность носит исключительно мирный характер. Каждый раз, когда МАГАТЭ обращалось к нам за разъяснениями, мы давали им ответы. Ничего не изменилось. Скажите нам, какая часть нашей ядерной программы непрозрачна, и мы докажем, что это не так. Как однажды сказал лидер Исламской революции: «Запад очень хорошо знает, что он лжет о нашей ядерной деятельности», — заявил иранец.

Попустительство ядерной политики Израиля

Педжман Ширмарди сделал это замечание после того, как Генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Мариано Гросси во время саммита в начале этого месяца обвинил Иран в не полной прозрачности отношений Ирана с его агентством. Однако даже западная пресса, вскрыла подоплеку этого мнения, написав, что реакция генерального директора МАГАТЭ скорей всего заключается в том, что он предпочел игнорировать тревожные ядерные угрозы Израиля в отношении палестинцев в последние месяцы и перевести стрелку, как обычно, на Иран. Министр национального наследия Израиля Амихай Элиягу дважды с начала войны в Газе предлагал уничтожить Сектор и проживающих там мирных палестинцев с помощью ядерного оружия. По словам официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, высказывания израильского министра явным образом подтверждают наличие у Израиля ядерного оружия.

«На фоне исторически сложившейся в Израиле политики неопределенности относительно обладания ядерным оружием данные высказывания не только явным образом подтверждают наличие такового у этой страны, но и демонстрируют готовность всерьез рассматривать возможность его применения в совершенно неадекватных сценариях», — отметила дипломат.

«Это серьезнейший повод задуматься, куда может завести экстремистски настроенных представителей Израиля осознание своей вседозволенности в условиях практически неограниченного покровительства со стороны Запада», — подчеркнула она. В связи с этим многие отметили, что инспекторы МАГАТЭ никогда не пытались инспектировать ядерные объекты Израиля, несмотря на неоднократные призывы стран региона, которые не чувствуют себя в безопасности из-за политики разжигания войны израильским режимом и стоящим на ним Западом.

Следует отметить, что, по оценкам экспертов, в арсенале израильского режима имеется от 200 до 400 ядерных боеголовок из-за его намеренной двусмысленности в отношении своей ядерной политики. Он неоднократно отказывался от инспекций своих военных ядерных объектов, не говоря уже об отказе подписать Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Однако Иран, как порядочный и ответственный член мирового сообщества, является участником ДНЯО и последовательно утверждает, что его ядерная программа носит исключительно гражданский характер и подлежит самому строгому надзору ООН в мире. Политика двойных стандартов предельно ясна. Когда дело доходит до прекращения распространения ядерного оружия, Израиль освобождается от ответственности. Как страна, подписавшая ДНЯО, Иран имеет мирную программу в энергетических и медицинских целях, однако он подвергается самой строгой программе инспекций в истории МАГАТЭ. Однако Запад ввел самый болезненный режим санкций в отношении именно против Исламской Республики, а не своего союзника. Израиль, располагающий сотнями ядерных боеголовок, не подлежит никаким карательным мерам. Напротив, режим бесконечно вознаграждается большим количеством военного оружия (оплачиваемого американскими налогоплательщиками), большими деньгами, а также большей дипломатической и политической поддержкой.

Политика лицемерия и фарисейства Гросси

Политика лицемерия, двойного подхода и фарисейства четко прослеживается и в поведении ставленника Запада Генерального директора МАГАТЭ Гросси, что четко проявилось в его неоднократных высказываниях по проверкам ядерной мирной программы Ирана. Когда же проводились проверки в Иране и официальные отчеты подтверждали соблюдение Ираном обязательств, Гросси выступал в Тегеране и заявлял о том, что все проходит нормально, не давая никаких оснований для беспокойства. Однако, по возвращении из Ирана и после того, как обвинения в адрес Ирана были выдвинуты со стороны Запада и, прежде всего США, он менял свою точку зрения без должного объяснения. Он начинал называть Иран нарушителем и обвинять его в несоблюдении правил, которые, казалось бы, никому не были известны. В ряде публикаций СМИ, особенно израильской, упоминается о развернутом выступлении Гросси после его возвращения из Ирана, где отмечается что он внезапно начал критиковать иранскую сторону, вопреки предыдущим заявлениям, и обвинял их в нарушении международных правил.

Таким образом, на основании соответствующих публикаций в мировых СМИ, становится ясно, что Гросси неоднократно менял свою точку зрения после проверок в Иране. Он, будучи сторонником диалога и кооперации, внезапно начинал обвинять Иран в нарушении правил, не объясняя свою позицию достаточно подробно. Это вызывает серьезные вопросы о его принципиальности и объективности.

Такое двойственное поведение имеет свои подоплеки, которые могут быть интерпретированы различными способами. Возможно, влияние политических или экономических факторов оказало воздействие на Гросси, заставив его изменить свою позицию относительно Ирана. Возможно, он был подвергнут давлению или манипуляции, что повлекло за собой изменение его точки зрения. В целом, неприязненное отношение Гросси к проверкам в Иране основывается больше на политических пристрастиях, а не на фактах. Однако, изменение его позиции после посещения Тегерана вызывает вопросы о его истинных мотивах и возможных причинах двойственного отношения.

Сложное состояние отношений между МАГАТЭ и лично Гросси с Ираном является актуальным и сложным вопросом на современной геополитической арене. Хотя Гросси, как профессионал, должен быть объективным в своих оценках, его резкая настройка против Ирана может быть объяснена несколькими факторами. Во-первых, Гросси, как эксперт в области безопасности и политики, осведомлен о множестве факторов, негативно влияющих на стабильность и безопасность региона. Иран, по его мнению, играет активную роль в сирийском конфликте, поддерживая правительство Асада и участвуя в боевых действиях. Кроме того, Иран со стороны Запада подозревается в создании ядерного оружия, хотя на этот счет нет никаких данных. В свете этих обстоятельств Гросси, возможно, видит в Иране потенциальную угрозу для стабильности в регионе. Во-вторых, Гросси, вероятно, может находиться под влиянием ряда внутренних факторов, которые затрагивают его личные убеждения и интересы. Например, он может иметь прочные связи с государствами и регионами, которые имеют напряженные отношения с Ираном. Эта связь исключительно личная и может быть связана с историческими, религиозными или коммерческими причинами. Такие связи могут сделать его более склонным отрицать или преувеличивать уязвимость Ирана. Наконец, Гросси, как человек, несущий ответственность за передачу информации и анализ, может сталкиваться с общественным и политическим давлением, которое может влиять на его объективность.

Однако, несмотря на все эти факторы, как профессионал, Гросси должен постоянно стремиться к объективности и внимательно взвешивать все факты и аргументы. В итоге, последующие анализы и оценки от Гросси должны быть основаны на фактах, с учетом разнообразных точек зрения и стремлением к объективности как международного чиновника ООН служащего интересам всего мира, а не только прихотям США.

Провокационная деятельность США и Израиля

В условиях, когда израильский режим увяз в Газе, разведывательные круги Израиля и США заняты планированием нового ядерного кризиса с Ираном, который затмит катастрофический гуманитарный кризис, разворачивающийся в настоящее время в палестинском анклаве. Прошло относительно много времени с тех пор, как ядерная программа Ирана в последний раз попадала в заголовки мировых газет. Последний случай конструктивной дипломатии между Тегераном и Вашингтоном произошел, когда обе стороны успешно заключили сделку по обмену пленными и освобождению активов Ирана, замороженных на южнокорейских банковских счетах. Сделка была своего рода временной разрядкой, отчасти направленной на сохранение статус-кво и предотвращение эскалации. Неожиданная операция палестинских групп сопротивления в секторе Газа 7 октября и последовавшие за ней зверства Израиля, казалось, еще больше отложили в долгий ящик и без того застойную ядерную дипломатию.

Сейчас все снова меняется, но не в направлении решения проблем, а в направлении создания нового ядерного кризиса, последствия которого, как ожидается, сделают всю драму в Газе тривиальной. Хотя в ядерной деятельности Ирана не произошло ничего нового, со стороны Израиля усиливается тенденция к усилению дипломатического давления на Иран в преддверии следующего заседания Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии, намеченного на 6 марта. В западных СМИ появляются статьи, свидетельствующие о том, что Израиль вместе с США подталкивает мир к новому ядерному кризису, на этот раз обвиняя Иран в обогащении урана до 90 процентов, уровня оружейной чистоты. Выдвигая такие опасные обвинения против Тегерана, они стремятся создать враждебную атмосферу с конечной целью порицания Ирана на заседании Совета управляющих МАГАТЭ.

Согласно информации, полученной Tehran Times, премьер-министр Израиля Нетаньяху лично обратился в Центральное разведывательное управление (ЦРУ) по этому поводу, заявив, что будет продвигать запланированный кризис с помощью шумихи и убедит ЦРУ в какой-то момент в будущем. Увязнув в трясине Газы, Нетаньяху чувствует себя все более изолированным внутри страны и на международном уровне, учитывая его катастрофическую войну в Газе. В то время как суматоха из-за Рафаха продолжает терзать Тель-Авив, Нетаньяху выдвинул идею разжечь ядерный кризис в отношениях с Ираном — схему, направленную на то, чтобы отвлечь внимание мировой общественности от Газы и подорвать администрацию Байдена, изображая ее слабой и неспособной справиться с ядерной программой Ирана.

Удастся ли израильскому режиму спровоцировать глобальный кризис в отношениях с Ираном с помощью махинаций, еще предстоит выяснить. Иран до сих пор воздерживался от каких-либо решительных негативных инициатив и, совсем недавно, даже выразил надежду, что ныне несуществующий Совместный всеобъемлющий план действий (JCPOA) вернется к жизни. Кроме того, Иран начал подготовку к предстоящему визиту генерального директора МАГАТЭ Рафаэля Гросси в Тегеран, в ходе которого, как ожидается, будет рассмотрен ряд вопросов, представляющих взаимный интерес. Запланированная эскалация напряженности на следующем заседании Совета управляющих МАГАТЭ, однако, может свести на нет текущие усилия по укреплению ядерной деэскалации.

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Источник: Новое восточное обозрение

07.03.2024