Александр Сваранц

РАСХОЖДЕНИЕ ПОДХОДОВ ИЗРАИЛЯ И США ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ ПАЛЕСТИНСКОГО ВОПРОСА

Министр обороны Израиля Йоав Галант, как сообщает The Times of Israel, заявил о скором вступлении ЦАХАЛ в бой вблизи северной границы с Ливаном для подавления «Хезболлы». В последние недели Израиль стал в спешном порядке перекидывать значительные силы и военную технику на границу с Ливаном, поскольку проиранская «Хезболла» поддерживает ХАМАС вооруженным путем. В декабре прошлого года стало известно о подготовке Генштабом Армии обороны Израиля плана вторжения в южный Ливан.

В свою очередь премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху выступил против вывода армии из сектора Газа и исключил возможность освобождения палестинцев из тюрем. В частности, он отметил: «Я слышу заявления о разного рода сделках, поэтому хочу пояснить: мы не завершим эту войну, пока не достигнем всех ее целей, что означает уничтожение ХАМАС, возращение всех наших заложников и обеспечение гарантии того, что со стороны Газы больше не будет исходить угроза для Израиля».

А между тем главные союзники Израиля США и Великобритания проводят достаточно интенсивные переговоры с лидерами и дипломатическими ведомствами Турции и дружественных стран Арабского Востока на предмет урегулирования кризиса в секторе Газа с компромиссным подходом. Речь в части главного компромисса идет о допустимости признания независимости палестинского государства и разработки международно-правового механизма гарантий безопасности на Ближнем Востоке.

Естественно, лидеры коллективного Запада рассчитывают подчинить своему контролю международный мандат безопасности и включить в число участников своих ближневосточных союзников и партнеров (то есть те страны, с которыми и обсуждается подобная зыбкая перспектива). Очевидно, подобными кандидатами в список международных миротворческих сил при координирующем участии сил США и Великобритании могут рассматриваться Турция, Саудовская Аравия, ОАЭ, Иордания, Египет и Катар.

США допускают возможность локализации палестино-израильского военного конфликта через формальное признание независимости Палестины. Аналогичную позицию выразила и Великобритания. В частности, глава британского МИД Дэвид Кэмерон заявил, что Лондон может рассмотреть возможность признания палестинского государства. В принципе идея образования палестинского государства ранее принадлежала как раз самой Англии.

Правда, ни Вашингтон, ни Лондон пока не выступили с однозначными предложениями в части признания независимости Палестины. Обещать, как говорится, не означает жениться (как и может, но не будет). И если даже они не исключают подобной возможности, то сохраняется неясность границ палестинского государства. Турецкая инициатива о признании Палестины с центром в Восточном Иерусалиме и в границах 1967 г. пока что остается на уровне идей, с которой принципиально не согласен Израиль.

Тель-Авив использует военную поддержку своих союзников для продолжения войны и достижения вышеназванных целей. Очередная оккупация сектора Газа, максимальная депортация (этническая чистка) арабского населения и военно-политическое разоружение палестинцев представляется Израилю как вариант новой «заморозки» палестинского вопроса. Однако никто (включая США и Великобританию) не станет гарантировать Израилю прочный мир после уничтожения ХАМАС, ибо палестинский вопрос шире и при сохранении проблемы в перспективе может появиться новый ХАМАС.

При этом, как бы лидеры англосаксов не пытались склонить своих партнеров в лице Турции и ключевых арабских стран в пользу своего плана признания Палестины и механизма гарантий безопасности, с ними могут не согласиться другие региональные и глобальные игроки (прежде всего, Иран, Китай и Россия). Соответственно, к большой войне на Ближнем Востоке США не готовы.

Последняя атака на американскую военную базу на границе Иордании и Сирии возможностями проиранской группировки «Исламское сопротивление Ирака» вызвала серьезное беспокойство в США. Президент Дж. Байден пообещал нанести ответный удар с высокой долей вероятности по Ирану, поскольку американцы подозревают Тегеран в организации названной и других акций против США на Ближнем Востоке (в Сирии, Ираке, Иордании, Красном море).

Понятно, что Байден не хочет увязывания США в неизвестной войне с Ираном, для ведения которой потребуется не менее чем миллионная армия и большое количество военной техники и оружия. Именно поэтому американский лидер заявил: «Я не думаю, что нам нужна более масштабная война на Ближнем Востоке. Это не то, чего я ищу». Вместе с тем, президентские выборы в ноябре 2024 г. в атмосфере жесткого противостояния демократов и республиканцев не оставляют тому же Джозефу Байдену шансов исключить силовую акцию, иначе молчаливая тактика его администрации будет расценена конкурентами как проявление слабости. Неслучайно главным глашатаем немедленных и мощных ударов армии США по Ирану выступает сенатор-республиканец от штата Южная Каролина Линдси Грэм.

Не раскрывая деталей возможной операции против Ирана, Байден анонсировал сам ответный удар. Эксперты теряются в догадках, где и когда США предпримут акцию возмездия за свои потери в Иордании. Одни считают вероятным удар по иранским объектам (в частности, КСИР) в Сирии, Ираке или Ливане, другие не исключают атаку на военно-морские силы Ирана в зоне Персидского залива. Никто не гарантирует и нанесения серии ударов по всей географии дислокации иранских военных объектов на Ближнем Востоке.

Иран привел армию и флот в состояние повышенной боеготовности. В свою очередь КСИР предупредил, что Иран ответит на любые атаки США, в том числе нанесет симметричный удар по военно-морским силам США в Персидском заливе. Тот факт, что Вашингтон по дипломатическим каналам в Берне (Швейцария) призвал Тегеран «не предпринимать никаких дальнейших действий после ответных мер США», свидетельствует о скорой эскалации военной напряженности на Ближнем Востоке и вовсе не исключает бездействие иранской стороны.

Расширение зоны военного конфликта на Ближнем Востоке (например, в Ливане и, тем более, Иране) сегодня отвечает интересам больше всего премьер-министра Израиля Б. Нетаньяху и его команды. Втягивание США в масштабную войну с Ираном позволит Тель-Авиву: а) руками американцев разрушить мощь иранского государства и локализовать военную угрозу для Израиля; б) перевести внимание Вашингтона от сектора Газа на Иран и исключить решение палестинского вопроса путем признания очередного арабского государства.

Между тем США добились для себя некого прорыва в отношениях с Турцией по урегулированию шведского вопроса. В ответ Вашингтон одобрил сделку по продаже Анкаре 40 модернизированных истребителей F-16. Однако этим список американо-турецких договоренностей может и не ограничиться. Ведущий армянский турколог академик Рубен Сафрастян полагает, что ратификация турецким парламентом членства Швеции в НАТО стало условием продажи американских истребителей Турции. По мнению востоковеда, данную военную сделку Вашингтон очевидно оговорил рядом условий перед Анкарой (например, неприменением F-16 против Греции, Кипра, сирийских курдов и Армении).

«Шведский кейс» тем временем создал новые реалии для полноценного рестарта американо-турецких отношений после их охлаждения из-за покупки членом НАТО Турцией российской системы ПВО ЗРК С-400 «Триумф». Заместитель госсекретаря США по политическим делам Виктория Нуланд совершила в конце января рабочий визит в Анкару и, как отмечает телеканал CNN T?rk, предложила турецкой стороне отказаться от использования российской системы С-400, что станет условием возвращения Турции в программу производства многофункционального истребителя пятого поколения F-35 и поставок ей американской системы ПВО Patriot.

Очевидно, следующей инициативой США на турецком треке станет предложение о крупных и льготных кредитах по оздоровлению турецкой экономики в обмен на отказ Анкары от активного торгового сотрудничества с Москвой и жесткое соблюдение санкционного режима в адрес РФ.

Подобная целевая дипломатия США в адрес Турции явно включает в себя и «израильско-палестинский кейс». И в этом плане Вашингтону придется принимать непростое решение по выбору между Нетаньяху и Израилем. Видимо поэтому так уверенно и последовательно президент Турции Реджеп Эрдоган оскорбляет премьера Израиля Биньямина Нетаньяху, называет его «военным преступником» и кандидатом в отставку. Восстановление мира в секторе Газа с признанием независимости Палестины США могут преподнести как свое ключевое достижение на Ближнем Востоке с целью сохранения американских интересов и позиций в Турции и ключевых странах Арабского Востока.

Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Источник: Новое восточное обозрение

11.02.2024