Виктор Михин

СУДАН: КОНФЛИКТ НЕ УРЕГУЛИРОВАН ДО СИХ ПОР

В то время, когда все внимание мировой общественности приковано к кровавой бойне Израиля против палестинцев в Газе, все разгорающемуся конфликту между организацией Хезболла и ЦАХАЛ, неспровоцированному нападению мощных США на беззащитных хуситов в Йемене, война в Судане не ослабевает и продолжает причинять населению глубокие страдания. Кризис с беженцами в стране превратился в серьезную гуманитарную проблему, бросив тень отчаяния на весь регион и создав значительную нагрузку на соседние страны. Поскольку десятки тысяч людей бегут от насилия и нестабильности в Судане, международное сообщество должно осознать остроту этой ситуации и разработать комплексные решения, облегчающие бремя принимающих стран и, что более важно, дающие надежду и будущее беженцам.

Среди стран, сталкивающихся со значительным притоком суданских беженцев, есть Чад, который также вынужден бороться со своими собственными многочисленными проблемами. В стране наблюдается значительный рост числа беженцев, и она заметно выделяется как принимающая страна, борющаяся со сложностями поддержки большого числа перемещенных лиц. Приток многочисленных беженцев создает сильную нагрузку на ограниченные ресурсы Чада. Однако не только он несет на себе это бремя, поскольку другие страны региона, включая Южный Судан, Египет, Эфиопию, Ливию и Центральноафриканскую Республику, также стали значительными для получения помощи тем, кто бежит от конфликта в Судане. Тяжелое положение Чада и других соседних стран демонстрирует взаимосвязанность этого регионального кризиса, требуя всеобъемлющего международного реагирования для облегчения бремени, с которым сталкиваются эти государства.

Этим странам нужна поддержка для преодоления последствий, с которыми они сталкиваются в результате приема большого числа суданских беженцев. За ошеломляющей статистикой скрываются человеческие жертвы в результате кризиса с беженцами в Судане. Семьи разлучены, многие дети не имеют доступа к образованию, и все больше и больше людей сталкиваются с травмой перемещения. Кроме того, отсутствие надлежащих медицинских и санитарных условий подвергает беженцев риску заболеваний, усугубляя их и без того непрочное существование. Также важно отметить, что переселения, предпринимаемые беженцами для достижения относительной безопасности в одной из соседних с Суданом стран, часто бывают мучительными и сопряжены с трудностями. От пересечения опасной местности до столкновения с постоянной угрозой насилия те, кто ищет убежища, отправляются в опасную одиссею, тем самым подчеркивая отчаянные обстоятельства, которые вынуждают их покидать свои дома в поисках безопасности и стабильности.

По мнению международных организаций ситуация в Судане стала невыносимой: в сообщениях указывается на более чем 12 000 жертв, 7,3 миллиона перемещенных лиц и крах политических, социальных и медицинских служб. Более 24 миллионов человек из первоначальных 46 миллионов населения сейчас находятся в опасности и отчаянно нуждаются в помощи. Холера, корь, лихорадка денге и отсутствие продовольственной безопасности распространяются с угрожающей скоростью. Становится все более очевидным, что если оружие и бомбы не унесут жизни суданцев, то это произойдет из-за краха системы здравоохранения и нехватки медикаментов. Усилия по оказанию гуманитарной помощи застопорились на фоне роста насилия и перемещения населения, поскольку обе конфликтующие стороны в первую очередь сосредоточены на использовании войны в своих корыстных целях.

Общий опыт трагедии этих беженцев подчеркивает региональный характер кризиса. Требуется коллективный и согласованный международный ответ, чтобы облегчить нагрузку на принимающие страны, а также урегулировать конфликт, который привел к столь масштабному перемещению населения. В случае продолжения конфликта в Судане такие страны, как Чад и Египет, могут столкнуться с обострением политических и экономических проблем. Это связано прежде всего с тем, что продолжающийся приток беженцев потенциально может оказать существенное влияние не только на экономику принимающих стран, но и на их социальную, политическую и экологическую динамику. Последствия такого затяжного кризиса выходят за рамки непосредственного экономического напряжения и затрагивают различные аспекты функционирования принимающих стран. Например, последствия могут включать усиление конкуренции за ограниченные ресурсы, в то время как социальная напряженность может возникать из-за культурного разнообразия, а политическое давление может усугубляться требованиями управления большим количеством перемещенных лиц.

Кроме того, стоит отметить, что экологический ландшафт также может испытывать стресс из-за увеличения потребления ресурсов и изменения демографических моделей, связанных с поселениями беженцев. В результате урегулирование конфликта в Судане становится не только гуманитарным императивом, но и стратегической необходимостью для предотвращения потенциальной дестабилизации соседних стран. Масштаб кризиса с беженцами в Судане требует решительных и скоординированных международных ответных мер. Это бремя не должно ложиться исключительно на плечи соседних стран; вместо этого необходим глобальный подход.

Международное сообщество должно сотрудничать в предоставлении финансовой, медицинской и материально-технической помощи, чтобы облегчить нагрузку на принимающие страны. Кроме того, следует активизировать дипломатические усилия. Для прекращения конфликта следует выдвигать устойчивые инициативы, в то время как политический диалог и международное посредничество необходимы для обуздания и прекращения насилия, которое вынуждает суданцев покидать свои дома. ООН, региональные организации и влиятельные страны также должны объединиться, чтобы оказать дипломатическое давление на все вовлеченные стороны и способствовать урегулированию.

Для ООН, сотрудничающей с Африканским союзом, крайне важно играть ключевую роль в оказании помощи суданским беженцам путем обеспечения доступа к основным услугам, таким как питание, первичная медико-санитарная помощь, поддержка психического здоровья и услуги по охране здоровья детей. Не менее важна помощь, оказываемая принимающим странам, испытывающим нехватку ресурсов для эффективного управления наплывом беженцев. Этот многогранный подход, включающий как прямую поддержку перемещенного населения, так и укрепление потенциала принимающих стран, незаменим при решении сложных проблем, возникающих в связи с кризисом с беженцами в Судане.

Кризис с беженцами в Судане — это не изолированная проблема; это проверка нашей коллективной человечности и приверженности принципам сострадания и солидарности. По мере того, как мир становится свидетелем страданий миллионов, необходимость немедленных действий становится все более очевидной. Международное сообщество должно быть на высоте положения, оказывая финансовую и дипломатическую поддержку, чтобы облегчить бремя принимающих стран. Только совместными усилиями мы можем надеяться на то, чтобы положить конец страданиям суданских беженцев.

Однако, до решения этого сложного конфликта, видимо, еще далеко. Недавние переговоры отражают внутренний разлад внутри Судана. Например, генерал Мохаммед Хамдан Дагало, командующий Силами быстрого развертывания (СБР), согласился принять участие в саммите Межправительственного органа по вопросам развития в Энтеббе (Уганда). Однако Совет по суверенитету Судана, возглавляемый командующим армией Аль-Бурханом, отказался присутствовать, заявив, что ситуация в Судане является внутренним делом. Эти разногласия препятствуют усилиям по поиску мирного урегулирования.

Аль-Бурхан и его сторонники, похоже, не желают мириться с наличием СБР и их попытками на власть в стране, создавая образ победы или неминуемой победы. Реальность противоречит этому ходу событий: бои продолжаются, а продолжающиеся атаки армии не приводят к достижению мира и стабильности. Призыв Аль-Бурхана классифицировать СБР как террористическую организацию вызывает обеспокоенность по поводу ухудшения гуманитарной ситуации для граждан Судана.

Среди хаоса раздаются голоса, выступающие за мир и прекращение войны. Организация «Координация гражданских демократических сил» (Такаддум) стремится к сотрудничеству между политическими силами для прекращения конфликта. Письма были отправлены различным партиям, включая Народно-освободительное движение Судана, Освободительное движение Судана, Коммунистическую партию и партию БААС. Подобные внутренние движения необходимы, но Судану также требуется поддержка из внешних источников, предпочтительно из арабских стран, чтобы не допустить затяжной конфликт и предотвратить судьбу, подобную трагической истории Руанды. Мир надеется на быстрое урегулирование, которое сможет гарантировать, что Судан не станет следующим изгоем для нескольких миллионов беженцев.

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Источник: Новое восточное обозрение

29.01.2024