Виктор Михин

ПЕРСИДСКИЙ ЗАЛИВ - ТУРЦИЯ: ПОКА ТОЛЬКО НАЧАЛО

Состоявшийся в Дохе 44-й саммит Высшего Совета сотрудничества арабских стран Персидского залива (ССАГПЗ) стал значительным событием в нескольких отношениях. Сессия была первой, которая проводилась за пределами Саудовской Аравии с 2018 года, и первой, которую принимал Катар с момента подписания Алульской декларации в январе 2021 года, положив конец трехлетнему дипломатическому расколу между рядом арабских стран.

Саммит проходил при особых обстоятельствах, поскольку регион является свидетелем многих печальных событий, в первую очередь продолжающейся кровавой бойни в секторе Газа. Это чрезвычайно важные события, которые имеют много последствий для ССАГПЗ и региональной безопасности. Эмир Катара шейх Тамим бен Хамад Аль Тани подчеркнул, что страны Персидского залива могут и должны сыграть свою роль в решении основных проблем, стоящих перед регионом и миром.

Этот саммит был примечателен еще и тем, что в качестве гостя на нем присутствовал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Среди мировых лидеров, принимавших участие в предыдущих саммитах, — Нельсон Мандела, Махмуд Ахмадинежад и Франсуа Олланд. Эрдоган находился в Катаре с двухдневным визитом по приглашению шейха Тамима бен Хамада Аль Тани, и кульминацией его визита стало девятое заседание Высшего стратегического комитета Катар-Турция, целью которого было рассмотреть все аспекты отношений между двумя странами и изучить пути их углубления.

Фотография Эрдогана с лидерами стран Персидского залива, сделанная в конце саммита ССАГПЗ, стала важным свидетельством растущих отношений Анкары со странами-членами блока. Участие Эрдогана в саммите ССАГПЗ также отражает приверженность Турции укреплению связей внутри всего Ближневосточного региона. Он направлен на поиск точек соприкосновения по взаимным интересам, таким как двусторонние отношения, экономическое партнерство и проблемы региональной безопасности. Таким образом, в мировые отношения активно проводится идея создания многополярного мира, выдвинутая президентом России В. Путиным и последовательно им поддерживаемая. Новым триумфом такой политики стал блестящий визит российского президента в ОАЭ и Саудовскую Аравию, его успешные переговоры в Москве с президентом Ирана Ибрахимом Раиси и наследным принцем Султаната Оман.

Дискуссии Эрдогана с лидерами стран Персидского залива имели два аспекта. Первым был их взаимный интерес к региональным темам, в частности к палестинской проблеме и агрессии Израиля в секторе Газа. Лидеры стран ССАГПЗ высоко оценили роль Эрдогана и турецкого правительства в плане поддержки палестинского дела и народа. Во-вторых, была подчеркнута важность расширения их сотрудничества в рамках стратегического диалога между ССАГПЗ и Турцией, в том числе реализация совместных планов действий и укрепления партнерства Турция с арабскими странами Персидского залива.

ССАГПЗ объявил Турцию стратегическим партнером по диалогу еще в 2008 году. С созданием Совета стратегического сотрудничества высокого уровня в качестве механизма, обеспечивающего более тесное сотрудничество, Турция стала первой страной, не входящей в Персидский залив, получившей статус стратегического партнера. Это было расценено как огромный шаг на пути к стратегическим отношениям и эта инициатива определила рамки для ведения отношений и расчистила путь для дополнительных межправительственных встреч. Турция и страны ССАГПЗ проводили встречи на уровне министров с самого начала механизма стратегического диалога, и Анкара также выступила с несколькими инициативами в союзе с отдельными государствами Персидского залива на двустороннем уровне.

На данный момент между Турцией и ССАГПЗ проведено пять встреч по стратегическому диалогу на уровне министров, а шестая встреча состоится в Турции в первом квартале 2024 года. Эта встреча состоится после очень долгого перерыва, во время которого наблюдались кризисы как внутри самого ССАГПЗ, так и в его отношениях с Анкарой. Ухудшение отношений Турции и Персидского залива за последнее десятилетие негативно сказалось на их планах, когда, например, было временно забыто соглашение о свободной торговле или прекратились обсуждения стратегического сотрудничества. В своей речи на заключительном заседании саммита Эрдоган подчеркнул большую заинтересованность Турции в укреплении сотрудничества со странами ССАГПЗ, расширении деловых связей и установлении партнерских отношений в различных областях, а также в поиске новых возможностей для сотрудничества.

Наиболее важной проблемой в стратегических отношениях Турции и ССАГПЗ, по мнению экспертов, является отсутствие институционализации. До сих пор отношения были личными и основывались на проблемах, а не на какой-либо стратегии в отношении региона. В самом ССАГПЗ существуют расхождения в подходах, что усложняет разработку общей стратегии Турции и арабских стран в отношении региона. Кроме того, несмотря на прочные экономические основы этих отношений, соглашение о свободной торговле еще не достигнуто, а Турция пока смогла заключить такую сделку отдельно с ОАЭ.

В течение последнего десятилетия несколько региональных событий омрачили прогресс процесса интеграции ССАГПЗ и его стратегические отношения с Турцией. Это привело к тому, что мало внимания уделялось экономическим и социальным аспектам сотрудничества между Турцией и ССАГПЗ. Однако сейчас у обеих сторон есть возможность извлечь выгоду из новой политической атмосферы и перенаправить свою энергию на более прочное и институциональное партнерство, которое могло бы смягчить любые будущие разногласия. Турция, похоже, стремится поделиться своими силами, ноу-хау и опытом со странами ССАГПЗ, чтобы помочь им в масштабных преобразованиях, происходящих в этих странах в рамках их амбициозных стратегических планов. С другой стороны, арабские страны, обладающие значительными финансовыми возможностями, могли бы их вкладывать в различные турецкие проекты.

Президент Турции Тайип Эрдоган заявил, что страны Персидского залива недавно направили финансовые средства Турции, ненадолго оказав помощь центральному банку и рынкам. «Наша экономика, банковская и финансовая системы довольно сильны. Между тем, некоторые страны Персидского залива и им подобные хранили деньги в нашей системе. Это бы принесло облегчение нашему центральному банку и рынку, пусть и на короткое время", — сказал Эрдоган в интервью CNN Turk.

Согласно публикуемым в СМИ Турции материалам, ОАЭ, Катар и Саудовская Аравия заинтересованы в инвестировании в турецкую экономику. Учитывая заявления официальных лиц, можно прийти к выводу, что Анкара проделала колоссальную работу для удовлетворения взаимовыгодных потребностей. Турецкие экономисты ожидают приток больших инвестиций, которые необходимы не только для дальнейшего развития экономики Турции, но и для восстановления разрушенной последним землетрясением инфраструктуры. Переоценить значимость арабских инвестиций в турецкую экономику невозможно. Но и партнеры в накладе не останутся. Турция с ее развитой экономикой дает возможность соседним странам приобретать ее высокотехнологичную продукцию, что обходится и дешевле, и быстрее. Да и инвестиции обещают прибавление капитала, что в интересах обеих сторон.

В условиях меняющегося мирового порядка отношения Турции и ССАГПЗ зависят от нескольких материальных, идеологических, региональных и внутренних факторов. Представления турецких политиков о месте страны в региональном порядке, по-видимому, являются важнейшим аспектом их отношений со странами ССАГПЗ. Со стороны Персидского залива сотрудничество с Турцией опирается на сильный внутрирегиональный союз между государствами ССАГПЗ, что часто дает им возможность выступать единым фронтом и получать дополнительные преференции.

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

23.12.2023