Виктор Михин

РОССИЯ _ ПЕРСИДСКИЙ ЗАЛИВ: СОЗДАНИЕ ОСНОВ НОВОГО МИРА

В Москве состоялось шестое заседание Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) по стратегическому диалогу. Встреча продемонстрировала явное желание обеих сторон добиваться прогресса по всем вопросам и на всех уровнях налаживать прочные, глубоко укоренившиеся связи. Встреча также продемонстрировала, что обе стороны лучше, чем когда-либо, подготовлены к построению долгосрочного стратегического партнерства. Об этом свидетельствует взаимное согласие по ряду ключевых вопросов, а также сближение позиций по региональным проблемам, таким как палестинский вопрос и диалог по Сирии, Ливии, Ливану и Йемену, не говоря уже о безопасности в Персидском заливе, обеспечении свободы морского судоходства, торговых потоков и безопасности нефтяных объектов.

Более того, в заключительном заявлении встречи были выделены области сотрудничества, в которых обе стороны надеются продвинуться вперед, включая политическое и экономическое сотрудничество, а также взаимодействие по решению проблем, связанных с окружающей средой и изменением климата. Это в дополнение к усилиям по урегулированию развязанной Западом во главе с США войны на Украине против России, обеспечению выходов по продолжению Черноморской зерновой инициативы и решению других проблем, представляющих взаимный интерес.

Можно сказать, что это понимание возникло в рамках общих мотивов и совпадающих точек зрения. Со своей стороны, Россия сегодня уделяет особое внимание укреплению своего партнерства со странами Персидского залива, учитывая стратегические императивы и интересы безопасности, которые определяют российскую внешнюю политику. Во главе этих императивов стоит необходимость утвердить статус России как крупной мировой державы (которой по праву она является), способной защитить свои интересы, национальную безопасность и геополитические сферы, а также разорвать порочный круг навязанного ей Западного окружения, в частности западных санкций, которые были беспрецедентно расширены и ускорены с начала развязанной Западом войны на Украине.

Следует отметить, что объем торгового обмена между Россией и государствами Персидского залива в 2018 году составил 11 миллиардов долларов по сравнению с 7,6 миллиардами долларов в последней статистике за 2021 год. Это делает это партнерство критически важным с точки зрения России, учитывая конфликт, в который она в настоящее время вовлечена с Западом, что оказывает серьезное негативное влияние на российскую экономику.

Эти договоренности также соответствуют усилиям России по повышению своей роли в многополярном мировом порядке, сохранению своей стратегической стабильности и налаживанию партнерских отношений с как можно большим количеством стран.

Москва также стремится создавать мирные союзы для противодействия агрессивной политике Запада, направленной на ослабление России и вытеснение ее из уравнения сил, не позволяя ей оказывать влияние в качестве глобальной сверхдержавы.

Исходя из этих стратегических перспектив, отношения со странами Персидского залива являются одним из стратегических приоритетов Москвы, учитывая статус региона как важного и эффективного партнера России на политическом и экономическом уровнях. Кроме того, нет сомнений в том, что Саудовская Аравия и некоторые другие государства Персидского залива сыграли важную дипломатическую роль, которая завоевала доверие России. Это, в свою очередь, могло бы помочь государствам Персидского залива играть посредническую роль в продвижении политических резолюций, опираясь таким образом на успех прошлых усилий Эр-Рияда и Абу-Даби, которые привели к таким достижениям, как сделка по обмену пленными на Украине между США и Россией, а также усилия по смягчению некоторых аспектов гуманитарных кризисов в регионе.

Государства Персидского залива также разделяют заинтересованность России в расширении партнерских отношений и укреплении их взаимных интересов в свете нескольких факторов. Главными из них являются: активное участие России в региональных проблемах за последнее десятилетие, растущее политическое и военное присутствие России на Ближнем Востоке, включая ее участие в сирийском кризисе, которое обеспечило ее военно-морскому флоту базу в теплых водах Средиземного моря; и ее интенсивное участие в региональных спорах и проблемах. Это привело к тому, что Россия стала ключевым игроком на Ближнем Востоке, к которому теперь обращаются региональные державы, включая государства Персидского залива.

Более того, государства Персидского залива во главе с Саудовской Аравией приняли внешнюю политику, основанную на диверсификации партнерских отношений с ведущими мировыми державами, используя сдвиги в мировом порядке для изменения своего положения и расширения сферы своей стратегической независимости. Несомненно, что эти государства активно поддерживают с каждым днем все расширяющуюся инициативу В. Путина по созданию многополярного мира, где бы они могли играть свою решающую роль в собственных интересах, а не удовлетворять только эгоистические интересы Запада во глав с США. Старая политика однополярного мира рушится на глазах, давая дорогу новым идеям и новой политике.

Позиция Саудовской Аравии по сокращению добычи нефти в рамках ОПЕК+, развитие стратегических отношений с Китаем и принятие сбалансированной позиции по войне на Украине являются наиболее наглядными примерами в этом отношении. Эти события, в свою очередь, рассеяли исторические опасения Москвы в отношении стран Персидского залива.

Аналогичным образом, сбалансированный подход Москвы к региональным проблемам сыграл позитивную роль в поощрении государств Персидского залива к укреплению связей с Россией, которая преуспела в представлении себя странам региона в качестве надежного партнера. Преимущества этих позитивных отношений очевидны в сбалансированной позиции государств Персидского залива по отношению к войне на Украине, а также в координации на высоком уровне с Россией в рамках блока ОПЕК+, который основан исключительно на российских и саудовских интересах. Обе стороны также работали вместе над достижением баланса между производителями и потребителями на энергетических рынках, способствуя глобальному экономическому росту.

Можно также с уверенностью утверждать, что геополитические события в странах Персидского залива в последние годы создали соответствующий дипломатический климат для укрепления отношений между Россией и ССАГПЗ. В рамках своей новой внешней политики Саудовская Аравия также открыла Китаю дверь для того, чтобы он играл важную роль в регионе. В свете конкуренции с США стратегическое присутствие Китая в регионе служит примером для подражания России в плане дальнейшего углубления надежного партнерства со странами Персидского залива.

Преобладающий климат открытости после соглашения о взаимопонимании между Саудовской Аравией и Ираном при посредничестве Пекина создал условия для более эффективной роли России, свободной от ограничений, которые когда-то были наложены на Москву из-за предыдущих разногласий между Ираном и Персидским заливом. Видение наследным принцем Мухаммедом бен Салманом Аль Саудом нового Ближнего Востока предоставляет мировым державам, прежде всего России, возможность стать экономическими и политическими партнерами в формировании будущего региона и содействии его переходу от нынешнего состояния хаоса и споров к модели стабильности и развития.

Отношения со странами Персидского залива являются одним из стратегических приоритетов Москвы, учитывая статус региона как важного и эффективного партнера.

Можно сказать, что с момента созыва первого заседания Российско-ССАГПЗ по стратегическому диалогу в 2011 году никогда еще условия не были более подходящими и удобными, чем сегодня, для принятия повестки дня взаимного сотрудничества. Это происходит, несмотря на проблемы, которые препятствовали двусторонним отношениям в последние годы. Похоже, что текущие геополитические сдвиги на региональной и глобальной аренах — в дополнение к амбициям государств ССАГПЗ, планам развития и усилиям по диверсификации своих связей и международных отношений, не говоря уже о более независимой внешней политике — поднимут эти отношения на новый уровень и продвинут их на более глубокую, взаимовыгодную стадию, чем та, которой они достигли ранее, что позволит обеим сторонам реализовать свои общие стратегические интересы. Следует особо отметить, что это направлено не на накачивание региона современным оружием и созданием военных блоков, чем в свое время отличались милитаризованные США, а на создание политико-экономических дружественных союзов, направленных на лучшее удовлетворение интересов всех заинтересованных сторон. Это является одним из ярких примеров практического воплощения идеи В. Путина о создании многополярного мира.

Этот прогресс в отношениях происходит по мере того, как Россия признается мировой державой, обладающей значительным весом и присутствием на Ближнем Востоке и в других местах мира, наряду с растущим признанием новой позиции государств Персидского залива в качестве крупного игрока на региональной и глобальной арене. Это в дополнение к качественным скачкам, достигнутым странами Персидского залива, в частности Саудовской Аравией, в рамках программы «Видение 2030», которая является поистине новаторским и амбициозным проектом для нового Ближнего Востока. Это, в свою очередь, обеспечивает жизненно важную основу для расширения партнерских отношений с мировыми державами, включая прежде всего Россию, вдали от поляризации сил и сторон без всяких споров и угроз. Создание нового мира происходит буквально на наших глазах в интересах всего человечества.

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

08.08.2023