Валерий Куликов

ВЛИЯНИЕ РОСТА АВТОРИТЕТА ЕГИПТА НА СИТУАЦИЮ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

Ближний Восток — это не только колыбель цивилизаций и самый большой нефтегазовый резервуар планеты. Это еще и традиционное место пересечения культур, международной торговли и политики, где сходятся интересы не только трех географических частей света (Азия, Африка и Европа), но и Америки, пытающейся навязать только ей выгодные условия сосуществования.

Поэтому многие страны региона в последние десятилетия пытались и продолжают пытаться сохранить за собой ведущие, решающие позиции на Ближнем Востоке. Израиль, например, делает это при непосредственном участи и покровительстве Соединенных Штатов, стремящихся сделать в его лице единственного подконтрольного ему «смотрящего по региону». Ряд других государств (в частности, Саудовская Аравия и государства Персидского залива), в силу своих возможностей пытаются решить этот вопрос за счет контроля «распределительного крана» нефтегазового резервуара.

Часть государств региона еще во второй половине ХХ века сделала ставку на усиление своей военной региональной мощи, в результате чего тогда появились страны с весьма сильными и хорошо вооруженными армиями, в частности, Ирак, Египет, Сирия, Ливия, Иран. Однако в связи с тем, что главным смыслом американской стратегии на Ближнем Востоке является лозунг «Никто из неподвластных Вашингтону не должен победить», Соединенными Штатами проводилась последовательная политика по развалу «непокорных армий и правительств». В результате Вашингтоном был свергнут режим Саддама Хусейна в Ираке, а также Муаммара Каддафи в Ливии, инспирирована гражданская война в Сирии, навязана «арабская революция» Египту, введен жесткий режим санкций в отношении Ирана. Тем не менее, несмотря на это тяжелейшее противоборство, мы видим сегодня заметно укрепляющийся региональный политический и военный авторитет Египта.

Со второй половины ХХ века Египет стал последовательно укреплять свою роль в арабском мире, постоянно усиливая свой авторитет на международной арене. Египет  поддерживал Ирак в самом длительном вооруженном конфликте XX века – ирано-иракской войне (1980-1988 гг.), помогал режиму Саддама Хусейна и оружием, и военными специалистами. Армия Египта в эти же годы стала одной из самых сильных в регионе, что вызывало откровенное неприятие ряда его противников, стремившихся нанести этой стране серьезный ущерб на волне «цветных революций» или путем продвижения во власть радикальных исламистов во главе с Мурси.

Из последних региональных событий нельзя не отметить причастность Египта к смене власти в Судане, работу по мирному решению ливийского конфликта.

Еще одним столпом, который придает Египту особый политический вес и стратегический статус, является израильско-палестинский конфликт.

На первый взгляд, роль Египта в последние годы сводилась больше к смягчению конфронтации между Израилем и ХАМАС. Египет не выступал с мирными инициативами и не предпринимал «челночной дипломатии» для продвижения переговорного процесса. Он не вышел на активные позиции в готовившейся последние годы американским президентом Дональдом Трампом «сделке века», где американским флагманом Вашингтоном была выбрана Саудовская Аравия. Предполагалось, что именно саудовское королевство должно будет оказывать давление на палестинцев, подключив также Иорданию.

И вот разразился очередной палестино-израильский конфликт, который приобрел серьезную вооруженную фазу со значительными потерями среди мирных палестинцев. Попытки потушить этот пожар военного противостояния делали многие, однако без особых результатов.

Были проведены четыре чрезвычайных заседания Совета Безопасности ООН, призывавших Израиль и палестинцев немедленно прекратить боевые действия. Однако участникам Совбеза так и не удалось согласовать совместное заявление с призывом к деэскалации конфликта из-за обструкционистской позиции США,  которые несколько раз подряд блокировали принятие документа.

Не смог внести свою лепту в урегулирование этой вспышки конфликта и «ближневосточный квартет» — Евросоюз, ООН, США и Россия, созданный в 2002 году и имеющий на свою деятельность мандат Совбеза ООН. 16 мая представители «квартета»  провели экстренные консультации в формате телеконференции, однако из-за тех же проблем, что и в Совете Безопасности ООН, попытки «квартета» оказались безрезультатными. Кроме деструктивной позиции США, односторонне поддерживавших только Израиль, отрицательным моментом в роли «квартета» стало отсутствие у ЕС единой ближневосточной стратегии, расхождения между странами-членами ЕС, занимающими более произраильскую позицию (в частности, Германией), и странами, которые больше сочувствуют палестинцам (к примеру, Швеции).

Сами США отправляли в Тель-Авив высокопоставленного американского дипломата Хейди Амра, президент США Джо Байден в ходе телефонных переговоров с и.о. премьер-министра Израиля Биньямином Нетаньяху также высказывался за прекращение огня. Однако при этом США твердо поддерживали Израиль в его праве на самооборону, что не позволило Вашингтону стать посредником в урегулировании конфликта из-за отсутствия доверия со стороны палестинцев.

В этих условиях ключевую роль в прекращении огня на Ближнем Востоке сыграли власти Египта, которым удалось достичь перемирия и прекращения огня с 21 мая. Выступив в качестве посредника в урегулировании арабо-израильского конфликта, Египет, являющийся одной из арабских стран, у которых существуют дипотношения с Израилем, успешно использовал также свои отношения с ХАМАС и продемонстрировал миру высокий международно-договорной потенциал этой страны. Усилия по достижению перемирия Израиля и ХАМАС уже весьма высоко оценены в Израиле, США, России. «Египетское руководство очень помогло в достижении прекращения огня между Израилем и Палестиной», — говорится, в частности, в заявлении и.о. израильского премьер-министра Б.Нетаньяху.

Египет, безусловно, сыграл очень важную роль в палестино-израильском урегулировании, показав тем самым, что произошла новая расстановка сил на Ближнем Востоке, когда успеха добивается именно арабская страна, имеющая дипломатические отношения и с Израилем, и с палестинцами. Сегодня Египту доверяют не только в ближневосточном регионе, где он занимает лидирующие позиции.

Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

29.05.2021