Владимир Терехов

О ПОСЛЕДНИХ СОБЫТИЯХ В ПАКИСТАНЕ

Обе ведущие страны субрегиона Южной Азии, Индия и Пакистан, продолжают приближаться к рубежному этапу государственного функционирования, каковым окажется календарно-очередной всеобщий электоральный процесс. Причём в Пакистане, наконец (и вроде бы), обозначили его дату, которая придётся на “последнюю неделю” января следующего года.

Особая значимость этих предстоящих парламентских выборов определяется несколькими факторами, из которых прежде всего упомянем всесторонне обостряющуюся в обеих странах внутриполитическую обстановку, едва ли не враждебное позиционирование по отношению друг к другу и обладание ядерным оружием.

Отметим, впрочем, весьма редкое присутствие этого последнего фактора в публичной риторике обеих стран (при крайне напряжённом состоянии отношений между ними). Что примечательно на фоне непрерывной некрофильского плана демагогии в других странах с призывами “долбануть” (“жахнуть”, “врезать”) “ядеркой”. По кому-нибудь и почему-нибудь (“кофий сегодня пила, и без всякого удовольствия”).

Тем не менее само наличие у Индии и Пакистана такого оружия, в совокупности с другими факторами (в том числе упомянутыми выше), не может не вызывать повышенное “внешнее” внимание к крайне важному, казалось бы, чисто внутреннего плана действу в обеих указанных странах.

Что касается Пакистана, то едва ли не все аспекты возрастающей здесь внутренней турбулентности определяются, повторим, фактором приближающихся всеобщих выборов. Ибо, судя по риторике наиболее ярких функционеров от противостоящих политических группировок, “цена вопроса” становится высокой, как никогда ранее в истории страны последних десятилетий. Очень похоже на то, что проигравший будет объявлен победителями “виновным во всём” и прежде всего в тяжёлом финансово-экономическом положении.

Если победит правящий с весны прошлого года блок во главе с партией “Мусульманская национальная лига (Н)”, то на его предшественника “Движение за справедливость” (лидер которого бывший премьер-министр Имран Хан с начала августа пребывает в тюрьме) возложат ответственность и за тяжкие последствия принятия условий, на которых МВФ согласился летом с. г. выделить стране в течение 9-и месяцев 3 млрд долл. Этой суммы хватит только на обслуживание государственного долга и “поддержания на плаву” экономики в указанный период. Уже сегодня со стороны лидеров МНЛ (Н) звучат слова о вынужденном характере этого шага, “поскольку предыдущее правительство запустило болезнь, занималось популизмом и вовремя не предприняло неизбежно-трудные и непопулярные меры в области экономических реформ”.

Между тем первым непосредственным следствием выполнения неизменно-обобщённого требования МВФ (“жить по средствам”), обращённого к очередному получателю “помощи”, стало снятие с госбюджета обязательств по обеспечению дотациями потребителей электроэнергии. Не только рядовые жители, но и многие компании-пользователи оказались не в состоянии оплатить услуги компаний-поставщиков электроэнергии. Вследствие чего эти последние несут огромные убытки. Начались массовые протесты граждан с публичным сжиганием платёжных квитанций за использованную электроэнергию.

В этих условиях сложно говорить о перспективах экономического развития. Пока страна продолжает жить в ожидании притока иностранных инвестиций главным образом от Саудовской Аравии и ОАЕ. От МВФ же, наряду с обещаниями выделить первый транш на сумму в 1,2 млрд долл., последовал также “умный совет” компенсировать издержки потребителей и поставщиков электроэнергии повышением налогов на богатых. Вряд ли выполнимый в пакистанских условиях.

В том числе по приведенным выше причинам в случае победы ДзС (весьма, впрочем, гипотетической, принимая во внимание формирующуюся внутриполитическую ситуацию) “во всём виноватой” окажется ныне правящая МНЛ (Н). То есть с высокой вероятностью сработает фактор “политической вендетты”, которым нередко определяется уровень бескомпромиссности борьбы между противостоящими кланами современного Пакистана. Наверняка руководству МНЛ (Н) припомнят и характер отстранения полутора годами ранее от власти ДзС, а также тогдашнего премьер-министра И. Хана.

На авторский взгляд, существенным образом поэтому делается всё возможное (в том числе в сфере специфического законотворчества последних месяцев), чтобы этот последний, пользующийся безоговорочной поддержкой в самой населённой провинции “Пенджаб” (но не только), не принял участие в предстоящих выборах.

В этом плане примечательной представляется ремарка временно исполняющего обязанности премьер-министра страны Анвара-уль-Хак Какара, сделанная им в конце сентября в Нью-Йорке, куда он прибыл для участия в работе очередной Генеральной Ассамблеи ООН. Смысл его заявления по данной теме сводился к тому, что он не усматривает никаких вызовов вопросу легитимности предстоящего выборного процесса, если в нём не примут участия сам И. Хан, а также сотни ныне пребывающих под арестом функционеров ДзС. Эти последние обвиняются в организации прошедших 9 мая (главным образом в той же провинции “Пенджаб”) антиправительственных беспорядков. При том что “тысячи” рядовых членов ДзС, по словам А. Какара, смогут воспользоваться правом на участие в предстоящих выборах.

Кстати, вызывают определённое недоумения масштабы затрагиваемых проблем, а также радикальность предлагаемых мер по их разрешению от государственного деятеля, который с 14 сентября, то есть после роспуска исчерпавшего легитимность парламента и (поэтому же) ушедшего в отставку правительства, вроде бы по воле случая и кратковременно (на период порядка трёх месяцев) оказался во главе руководства страны. Ничего похожего не позволял себе предыдущий (“постоянный”) премьер-министр Шахбаз Шариф. Между тем радикальность заявлений А. Какара касается едва ли не всех сторон государственной деятельности, в том числе законотворчества и статуса армии, экономических преобразований и внешней политики.

В частности, не могут не обратить на себя внимания его весьма комплиментарные высказывания в адрес США, сделанные в ходе выступления в Совете по международным делам, куда он был приглашён во время пребывания в Нью-Йорке. Они резко контрастируют с высказываниями по адресу Вашингтона со стороны И. Хана периода пребывания последнего на посту премьер-министра. Что же касается сменившего его Ш. Шарифа, то пожелания налаживать отношения с США от него тоже звучали, но они носили достаточно осторожный характер.

Впрочем, и публичный “проамериканизм” А. Какара (который при этом отрицает возможность присоединения Пакистана к некоему “политическому блоку” и выражает намерение продолжать поддерживать “железобетонные” отношения с КНР) вполне может иметь, что называется, “чисто меркантильную” природу, связанную той ролью, которую Вашингтон играет в международных финансовых организациях. Именно в связях с ними, повторим, Исламабад теперь видит перспективу выхода из финансового кризиса.

Кроме того, важным фактором может оказаться стремление “притормозить” набирающий обороты процесс развития отношений США с главным региональным оппонентом Пакистана, то есть с Индией. И, кажется, Вашингтон “клюнул на живца”, который Исламабад закидывает перед ним уже в течение года.

Чему свидетельством являются начавшиеся осенью прошлого года поездки в пакистанскую часть бывшего Кашмира (обозначаемую в Индии устоявшимся оборотом Pakistan-occupied Kashmir, PoK) некоторых представителей американского политикума. Среди которых упоминается конгрессвумен сомалийского происхождения Ильхан Омар и даже американский посол в Пакистане Дональд Блом. Когда же информация о том, что этот последний совершил недавно очередное недельное (“секретное”) турне в PoK, попала в индийскую прессу, то возникшую неловкость в отношениях Вашингтона с (потенциально важнейшим) партнёром пришлось “разруливать” уже американскому послу в Нью-Дели.

И всё же вновь подчеркнём, что основная интрига предстоящих в Пакистане всеобщих выборов обусловлена крайне острой внутренней ситуацией. В последние месяцы лидеры ныне правящей МНЛ (Н) перспективу удержаться у власти связывают с предстоящим (заявленным на 21 октября) возвращением в Пакистан её основателя Наваза Шарифа, то есть старшего брата недавнего премьер-министра Шахбаза. “Вернуться” же (ранее трижды занимавший этот пост) Наваз должен из Лондона, где пребывает с 2017 г., публично объясняя это проблемами со здоровьем, но фактически укрываясь от судебного преследования по обвинению в коррупции.

Летом 2018 г. он уже “возвращался” в страну (весьма, впрочем, кратковременно), с тем чтобы принять участие в проходивших в то время (всё тех же парламентских) всеобщих выборах. Но всесильные военные тогда связывали будущее страны как раз с И. Ханом. Навазу же доходчиво (путём помещения в тюрьму на две недели) объяснили, что он лишний на этом “празднике демократии”. После чего Н. Шариф вновь отбыл в Лондон “поправлять здоровье”.

Однако сегодня соратники по партии заявляют, что, пребывая в 74-летнем возрасте, он чудесным образом излечился от всех недугов и “готов вывести страну из катастрофической ситуации”. Впрочем, даже некоторые представители правящей партийной коалиции говорят, что предварительно Н. Шарифу всё же было бы неплохо посетить судебные инстанции, где к нему сохраняются некие вопросы.

Так что очередной “праздник демократии” в Пакистане обещает быть не менее ярким, чем предыдущий.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

09.10.2023