Владимир Терехов

В ПАКИСТАНЕ ОПУБЛИКОВАН ПЕРВЫЙ ДОКУМЕНТ НА ТЕМУ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В конце декабря прошлого года Советом национальной безопасности Пакистана, который возглавляет премьер-министр страны, был принят, как утверждается, “первый за всю её историю” документ на тему “Политика национальной безопасности” (National Security  Policy of Pakistan 2022-2026) сроком действия на последующие пять лет.

Впрочем, его “первичность” была тут же поставлена под сомнение представителями весьма влиятельных в Пакистане армейских кругов, которые говорят, что нечто похожее ежегодно подготавливается специалистами высшего военного учебного заведения, а именно Университетом национальной обороны. Но гражданское руководство любой страны значительно более широко, чем “армейцы” трактует саму категорию “Национальная безопасность” и комментаторы обсуждаемого документа уже обратили внимание на то, что в фокусе его внимания оказалась проблема экономического развития Пакистана.

“Опубликованный” вариант NSP (скорее всего, он содержит в себе и “закрытую” часть) представляет собой обширный (на 62-х страницах) текст, разделённый на восемь глав. Текст предваряют краткие вступительные слова премьер-министра И. Хана и его советника по национальной безопасности М. Юсуфа.

Возможно, на содержании документа в целом, а также вступительных статей отразилась перспектива очередных всеобщих выборов (намеченных на октябрь 2023 г.), в ходе которых И. Хану и возглавляемой им партии “Движение за справедливость” предстоит решить нелёгкую задачу подтверждения того успеха, который им сопутствовал летом 2018 г. Когда, по выражению экспертов, произошла “вторая демократическая смена власти” за всю историю страны. Данный оборот тоже, конечно, можно было использовать не без натяжки (мягко выражаясь), принимая во внимание то, как тогда военные (главный регулятор “демократических процессов” в стране) обошлись с Н. Шарифом, то есть с представителем одного из могущественных политических кланов Пакистана. Но всё же тогда обошлось без стрельбы, покушений на оппонентов и шумных судебных процессов.

И хотя внутриполитическая ситуация в Пакистане более или менее постоянно находится под воздействием разной природы турбулентности, но пока здесь, видимо, рассчитывают на то, что и следующий электоральный цикл не выйдет за рамки (демократических) приличий.

Представляется несомненным, что именно в сторону будущего электората обращены слова премьер-министра из его вступительной статьи к NSP о том, что проблема обеспечения “безопасности Пакистана сводится к безопасности его граждан. Такой гражданско-центричный подход к национальной безопасности делает приоритетными вопросы национального единства и благосостояния людей… Императивом долгосрочного развития Пакистана теперь становится симбиоз экономики, человека и традиционной безопасности”.

Развитием этих исходных тезисов премьер-министра стал пассаж его советника по национальной безопасности “об архаичности дебатов на тему «пушки против масла». Наше понимание проблемы национальной безопасности подразумевает… одновременное укрепление её традиционной и нетрадиционной” компонент.

Отметим в связи с этим, что осознание комплексного характера самой категории “Национальная безопасность” и её несводимости к некоторым “основным” (например, к той же “традиционной” компоненте) в экспертном сообществе присутствовало более или менее всегда. В новейшее время толчком к переосмыслению её содержания послужила катастрофа с СССР, от которой страну не смогла предотвратить та самая “основная” компонента в виде “Ракетно-ядерного щита”: “щит” остался в полной сохранности и дееспособности, а объект, который он был призван уберечь от неприятностей, исчез. Что, конечно, ни в коей мере не умаляет значимости наличия (или отсутствия) в арсенале располагаемых тем или иным государством инструментов ракетно-ядерного оружия. Этот фактор нашёл отражение в обсуждаемом документе.

Однако осознание того, что “Национальная безопасность” зависит, вообще говоря, от “всего”, то есть от всех аспектов функционирования страны, резко усложняет задачу превращения данной категории в нечто полезное при решении практических задач государственного планирования на разные временные отрезки. Располагаемые ресурсы всегда ограничены и возникает вопрос, на что из массы “всего” в первую очередь их направить. Не просто уже хотя бы просто представить (в “удобоваримой” форме) компоненты этого “всего”. Как говорится в тексте NSP, “Пакистан движется в пространстве бесчисленного множества вызовов национальной безопасности”.

Поэтому не должно удивлять, что, как следует из текста документа, он разрабатывался с 2014 г., а в его подготовке участвовали все основные государственные институты и сотни специалистов. Причём, насколько можно понять, авторами он отнюдь не рассматривается в качестве окончательного варианта, то есть оставляется возможность его корректировки в зависимости от появления новых внутренних и внешних обстоятельств.

И всё же авторы должны были обозначить собственное видение ключевого элемента проблематики “Национальной безопасности”. Иначе вся их многолетняя работа просто теряла бы сколько-нибудь значимый практический смысл. И они это делают в разделе National Security Framework, где, в частности, говорится: “Жизненно важные интересы Пакистана в области обеспечения национальной безопасности будут наилучшим образом соблюдены, если её ключевым элементом станет экономическая безопасность”. Именно этот элемент может стать “гарантией национального единства, территориальной целостности, международной безопасности и благосостояния граждан”.

При этом проблематика “Национального единства” выделяется в виде специального раздела. Среди различных вызовов обеспечению безопасности в данной компоненте обращает на себя внимание фактор “социо-экономического неравенства”. Исходя из принципа “единство через разнообразие”, подчёркивается необходимость укрепления федеративного устройства страны.

Детально рассматриваются вызовы “Национальной безопасности”, исходящие из окружающего Пакистан пространства. Как непосредственно примыкающего к территории страны, так и удалённого. Обратили на себя внимание важные нюансы в характеристиках отношений с такими ведущими мировыми игроками, как Китай, США, Россия, Индия.

Отношения с КНР обозначаются словосочетанием “глубоко укоренённые в истории, которые развиваются на базе общих интересов, взаимопонимания… и стратегической взаимодополняемости”. Подчёркивается исключительная значимость для развития страны продолжения многолетнего проекта “Китайско-Пакистанского экономического коридора”. Такая запись представляется особенно знаковой, принимая во внимание усиливающиеся пропагандистские атаки западных стран на глобальный китайский проект Belt an Road Initiative в целом и на такой его важнейший элемент, как КПЭК.

Достаточно аккуратные выражения используются для описания отношений с США. Выражается готовность их развивать в сферах “торговли, инвестиций, энергетики, борьбе с терроризмом, безопасности, обмена разведывательной информацией”.

В позитивных тонах характеризуются отношения с Россией. Подчёркивается её роль в делах региона Центральной Азии в целом и в Афганистане, особенно. Развитие событий в которых является в последнее время предметом повышенного внимания Исламабада.

Но, конечно, особый интерес вызывают актуальные оценки руководством Пакистана комплекса отношений с Индией. Сохраняющаяся их сложность остаётся главным вызовом поддержанию стратегической стабильности во всём регионе Южной Азии. Не обходя имеющиеся проблемы в двусторонних отношениях, прежде всего, связанных с ситуацией, сложившейся после раздела в конце 40-х годов прошлого века бывшего княжества Кашмир, выражается пожелание их разрешения мирным путём.

В Индии, естественно, уделили пристальное внимание как самому факту опубликования в Пакистане NSP, так и его основным положениям. В связи с этим оценки перспектив дальнейшего развития двусторонних отношений колеблются от сдержанно-оптимистических до “ничего принципиально нового”.

В кратком комментарии такого документа, каким является “Политика национальной безопасности” Пакистана, весьма насыщенного разного рода смыслами, который стал плодом многолетней работы большого числа специалистов, невозможно хотя бы обозначить заслуживающие внимания моменты и можно только порекомендовать его к прочтению. Тот, кто интересуется вопросами современной международной политики, не пожалеет о потраченном на это времени.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

08.02.2022