Владимир Терехов

О НЕКОТОРЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ОЧЕРЕДНОГО "СПИЧА НЕНАВИСТИ" В ИНДИИ

10 января с.г. верховный суд Индии принял к “неотложному рассмотрению” петицию  на тему “слов ненависти” по отношению к мусульманской общине страны, произнесённых в конце декабря 2021 г. (главным образом, но не только) в Харидваре, то есть в одном из нескольких священных для индуистов городе, расположенном в предгорье Гималаев на берегу не менее священного Ганга.

В ходе некоторого трёхдневного мероприятия в Харидваре (не публичного, подчеркнём) один из религиозных лидеров индуизма Яти Нарсингхананд произнёс речь, которую (если она верно изложена индийскими СМИ) трудно расценить иначе, как призыв к насильственному изгнанию из страны индийских мусульман. Чем, однако, неугомонный священник не ограничился и уже после начала против него следственных действий позволил себе резкости по отношению ко всем основным государственным институтам Индии. В частности, весьма нелестными словами были помянуты тот же верховный суд, генеральная прокуратура, армия, полиция и даже, шутка сказать, Конституция. После чего автор подобных филиппик был тут же арестован.

Хотя, видимо, это можно было сделать уже сразу после харидварского спича, в котором в качестве примера того, как следует обращаться с мусульманами, приводился пример соседней Мьянмы. Напомним, что осенью 2017 г. в результате проведенной мьянмской армией “контртеррористической операции” в штате Ракхайн в соседнюю Бангладеш бежала большая часть исповедующей ислам народности рохинджа. Где беглецы и пребывают до сих пор в приграничных с Мьянмой областях далеко не самой процветающей страны. Очень мягко выражаясь.

С тех пор бедственное положению рохинджа является предметом пристального внешнего внимания, резко возросшего после переворота, совершенного 1 февраля 2021 г. руководством армии Мьянмы. Указанное внимание носит как вполне добросовестный характер, так и выражается в виде откровенных пропагандистских атак США с ближайшими союзниками на страну, которая давно (задолго до прихода/возвращения к власти военных) находится в сфере влияния КНР, то есть ныне главного геополитического оппонента Вашингтона.

Что касается антимусульманских “слов ненависти” видного представителя индуизма, то они заслуживают нескольких ремарок. Во-первых, их автор проявил себя подобным образом далеко не впервые. И если ранее ему всё как-то сходило с рук, то на этот раз он, что называется, “достал” даже идейно близкое ему нынешнее руководство Индии, сформированное правящей с 2014 г. Бхаратия джаната парти. Которая сама является “светской вершиной” достаточно радикального политического течения от индуизма.

Только провоцирования мусульманских общин (как собственной, так и в прилегающих странах) не хватало сегодня руководству той же БДП, а также представляющему эту партию правительству Н. Моди. Хотя проблема межконфессиональных отношений присутствует в той или иной мере повсеместно, но в случае с Индией ей придаёт новое качество фактор масштаба. Если в Мьянме мусульман-рохинджа насчитывается чуть больше одного миллиона (что составляет порядка 2% от общей численности населения Мьянмы), то индийская мусульманская община насчитывает около 200 миллионов граждан страны (то есть 15% от общего их числа).

Ясно, чем грозит Индии потенциальная “повышенная турбулентность” хотя бы части индийских мусульман, спровоцированная не в меру активными приверженцами “преобладающей религии”. При этом вновь обратим внимание на то, что сколько-нибудь серьёзный мусульмано-индуистский конфликт может оказаться причиной возникновения далеко не единственной, крайне опасной трещины, которые станут источником политической фрагментации как индийского общества, так и территории его проживания.

Напомним лишь о продолжавшемся более года движении части фермеров, требовавших отмены ряда законов, принятых в 2020 г. с целью решения проблемы реформирования сельского хозяйства (вообще говоря, давно назревшей), а также о сохраняющейся сложной ситуации в индийском Кашмире. Где упомянутые выше слова индуистского священника способны усугубить ситуацию.

Но речь идёт не только о Кашмире, поскольку со второй половины прошлого года и в других штатах Индии отмечается рост количества, а также обострение характера эксцессов между индуистами и мусульманами (например, разнообразное воспрепятствование первыми проведению вторыми на открытом воздухе ритуалов намаза). Косвенное (что тоже следует подчеркнуть) влияние на определённую активизацию радикальных групп среди мусульман, несомненно повлиял триумфальный приход к власти в Афганистане запрещённого в РФ «Талибана».

Отметим важный момент, связанный с тем, что индуистско-мусульманские трения на территории Индии накладываются на другие источники внутренних проблем. Укажем, например, на религиозно-сепаратистское движение среди индийских сикхов или уже чисто сепаратистское движение тамилов. Жертвой первого стала в 1984 г. премьер-министр Индира Ганди (приказавшая ранее в том же году “зачистить” священный для сикхов “Золотой храм” в Амритсаре). Спустя семь лет жертвой второго движения оказался её сын Раджив, тоже занимавший тогда пост премьер-министра.

Вновь сошлёмся на фактор значительного большего, по сравнению с сикхами и тамилами, масштаба присутствия мусульман в Индии и, следовательно, потенциально более серьёзного для судьбы страны сколько-нибудь крупного индуистско-мусульманского конфликта. Напомним лишь о последствиях разрушения в конце 1992 г. “мечети Бабри” в Айодхье и так называемом “Гуджаратском погроме” 2002 г. Число погибших в каждом из них оценивается в 2000 человек. Кстати, в Индии обратили внимание на то, что харидварский “спич ненависти” прозвучал ровно в очередную (29-ю) годовщину разрушения “мечети Бабри”.

Относительно недавно (в феврале 2020 г.) масштабным беспорядкам с убийствами подверглись некоторые районы столицы страны. Чему непосредственным поводом послужило принятие парламентом Индии поправок к закону о гражданстве, которые мусульманами были восприняты в качестве акта дискриминации. В ходе указанных беспорядков тоже были погибшие, общим числом порядка пятидесяти.

Последовавшее расследование обозначило, однако, ту самую тенденцию совмещения нескольких, внешне никак между собой не связанных, мотивов указанных беспорядков. Данный тренд подтвердился в ходе серьёзного инцидента (обошедшегося, впрочем, без жертв), случившегося через год (26-го января 2021 г.) в районе исторического “Красного форта” того же Дели во время проведения главного праздника страны “День Республики”. В основном беспорядки были спровоцированы сикхскими сепаратистами, оказавшимися в рядах протестующих фермеров, тракторной колонне которых было разрешено приехать в столицу в праздничный день.

Вообще говоря, в такой крайне сложно устроенной стране, каковой сегодня является Индия (с её многочисленными разнообразными внутренними проблемами), сколько-нибудь масштабная турбулентность должна бы с неизбежностью носить многофакторный характер. Что называется: только дай повод.

Это при том, что мусульмане отнюдь не чужеродный элемент в составе индийского общества. Они всегда были представлены в разного уровня органах власти страны, включая самые высокие, а их вклад в развитие национальной науки и культуры трудно переоценить. Достаточно сослаться на Тадж Махал (впрочем, игнорируемый “особо упёртыми” индуистами).

Но проблематика отношений между основными этно-религиозными общинами Индии имеет и весьма серьёзную внешнеполитическую компоненту, принимая прежде всего во внимание фактор соседства с такими крупнейшими мусульманскими странами, как Бангладеш и Пакистан. И если в первом случае речь идёт об угрозе, исходящей от антимусульманских “слов ненависти”, ухудшения отношений с весьма дружески настроенной страной, то во втором те же слова могут помешать попыткам (периодически предпринимаемым обеими сторонами) улучшения весьма скверных отношений между де-факто ядерными державами.

Премьер-министр Пакистана И. Хан, который сам находится под давлением собственных радикально-мусульманских движений, не мог, конечно, проигнорировать упомянутый спич далеко не второстепенного представителя индуизма. Не обошли вниманием высказывание Яти Нарсингхананда и в КНР, где высказали сомнение относительно того, что особо шумные западные борцы с разного рода “экстремизмом” обратят сколько-нибудь пристальное внимание на его вопиющее проявление в дружественной Индии.

В общем, очень некстати для руководства последней в очередной раз обозначился со своими антимусульманскими филиппиками видный представитель (“почти государственной”) религии.

Впрочем, как показывает многовековой человеческий опыт, в том числе отражённый в древних текстах, едва ли вообще существуют обстоятельства, когда оказываются уместными “слова ненависти”.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Источник: Новое восточное обозрение

04.01.2022