Пётр Коновалов

МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ИНДИИ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

На протяжении последних десяти лет в Индии набирают обороты народные волнения на религиозной почве. Доля мусульман в стране, составившая 14,2% по результатам переписи населения в 2011 г., неуклонно растет с каждым годом, и правительство, состоящее преимущественно из приверженцев индуизма, не хочет считаться с этим фактом. Как давно развивается противостояние индуистов и мусульман в Индии? Почему индийские власти не стремятся проводить новую перепись населения? Что думают о нападках на единоверцев в соседних Пакистане и Бангладеш? Какую роль в конфликте сыграла пандемия коронавируса? Каково будущее мусульман в Индии?

Изложенный и реализованный в 1947 г. план Маунтбеттена по разделу Британской Индии на государство мусульман (Пакистан) и индуистов (Индия) не учитывал большое количество этнических и политических аспектов, что привело к кровопролитию и нескончаемым потокам беженцев. Более 19 млн человек были вынуждены покинуть свои дома, и более 4 млн жителей погибло в результате образования новых государств.

Если в Пакистане к индуистам возникло непримиримое чувство вражды, из-за которого они были вынуждены массово переселиться в Индию, то в Индии к мусульманам сложилось более толерантное отношение. Однако, несмотря на то, что им разрешено открыто исповедовать свою религию и свободно посещать мечети, они оказались ограничены в доступе к образованию и продвижению по государственной службе. В результате проведения такой политики практически все обеспеченные мусульмане Индии перебрались в Пакистан. На территории страны Ганга остались самые бедные последователи Ислама, которым не хватило ресурсов, чтобы переселиться в государство для мусульман.

Исламские общины в Индии стали своего рода «анклавом». Мусульмане редко стремятся получить высшее образование, не всегда отправляют своих детей учиться в школу и работают в основном в пределах мусульманских кварталов. Безусловно, среди индийских мусульман имеются люди, успешно интегрировавшиеся в современное общество, однако доля их крайне мала, поскольку сами индуисты прохладно относятся к взаимодействию с последователями Ислама, считая их ниже себя по статусу. Все вышеперечисленное не могло не сказаться на уровне развития мусульманской части населения Индии, которая оказалась значительно беднее индуистской.

Как это часто бывает, наименее обеспеченные слои населения обладают высокими показателями рождаемости. В мусульманских семьях Индии больше детей, чем в семьях индуистов или христиан. Данное явление не может не беспокоить индийские власти, так как они понимают, что в перспективе отдельно взятые районы страны могут стать полностью мусульманскими, что приведет к самым различным последствиям.

Во избежание широкого общественного резонанса руководство Индии пока что не планирует проводить новую перепись населения, и, по некоторым данным, обнародовало не все сведения переписи за 2011 г. Вероятно, это связано с тем, что в за последние 50 лет доля мусульман в стране с 1,39-миллиардным населением увеличилась почти в полтора раза: с 9% до 14%.

Чтобы увеличить число представителей других конфессий на территории Индии, в декабре 2019 г. индийские власти приняли закон, упрощающий процедуру получения гражданства для жителей Пакистана и Бангладеш, которые исповедуют любую веру, кроме Ислама. Это решение подверглось критике со стороны индийского мусульманского сообщества. В феврале 2020 г. в столице страны Нью-Дели прошли крупнейшие антиисламские погромы: радикально настроенные индуисты нападали на мусульманские кварталы, более 30 человек погибли, десятки мечетей были разграблены. Это говорит о том, что вражда между индуистами и мусульманами становится все более сильной.

Политики из Пакистана часто заявляют о поддержке мусульман Индии. Исламской Республике важно посеять в Индии смуту, чтобы выиграть войну за Кашмир. Пакистанское руководство отрицательно относится к дискриминации своих единоверцев. Впрочем, принять у себя последователей Ислама Пакистан не в состоянии, так как он является менее экономически развитой страной, чем Индия, и поэтому не в силах обеспечить новых граждан жильем и работой.

Чтобы сохранить с Индией дружественные отношения, представители мусульманской Бангладеш никак не комментируют отношение к мусульманам в Индии и стараются сохранять нейтралитет в сложившейся ситуации. Действия Бангладеш можно оправдать тем, что в этой стране уровень жизни еще ниже, чем в Пакистане, а Индия представляет собой второго крупнейшего внешнеторгового партнера Бангладеш после Китая. У Дакки, в отличие от Исламабада, нет территориальных претензий к Индии, и она не готова портить отношения с другим государством по идеологическим соображениям.

Начавшаяся в 2020 г. эпидемия коронавируса приостановила эскалацию конфликта между индуистами и мусульманами в Индии. Большая часть общественных заведений была закрыта, а граждан принудили покидать дома только в случае крайней необходимости. Именно по этой причине религиозные столкновения в стране практически сошли на нет.

Впрочем, рано или поздно пандемия отступит. В августе 2021 г. пресс-служба индийской компании «Panacea Biotec» заявила, что организация планирует произвести около 25 млн доз российской вакцины «Спутник V». Правительство страны проводит жесткую политику в области карантинных мер и пытается минимизировать количество заболеваний.

Можно предположить, что когда противовирусные ограничения будут отменены, волнения на религиозной почве возобновятся. Локдаун лишь отсрочивает новые беспорядки.

Будущее мусульман Индии выглядит туманным и неоднозначным. Их слишком мало, чтобы они могли, например, стать большинством в парламенте или попытаться выдвинуть требования об отделении. При этом их слишком много, чтобы продолжать оставаться в статусе ограниченного в правах религиозного меньшинства. Руководству Индии следует принять грамотные решения, чтобы поспособствовать интеграции всех последователей Ислама в общество страны. В противном случае, волнения на конфессиональной почве с каждым годом будут все сильнее сотрясать Индию, внося в общество раздор и мешая развитию государства.

Петр Коновалов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

16.08.2021