Владимир Данилов

ВСЁ БОЛЬШЕ СТРАН ПЫТАЕТСЯ НАЙТИ КОМПРОМИСС В АФГАНИСТАНЕ

На фоне резкого всплеска беспорядков вдоль границы с Афганистаном и в самой этой стране после вывода из нее американских военнослужащих, все больше государств региона пытается использовать любые возможности, чтобы сохранить стабильность в ИРА. В то время, как ряд региональных игроков, таких как Саудовская Аравия, Пакистан и США, в известной степени утратили влияние на спонсируемые ими силы в регионе, а иногда даже сталкиваются с их переходом на сторону более экстремистских группировок, к поиску афганского компромисса присоединяется все большее число других акторов.

После ряда успехов движения «Талибан» (запрещено в РФ) в различных провинциях, правительственные войска Афганистана перешли в контрнаступление и объявили о взятии под свой контроль ряда провинций, в частности, провинции Бамиян и уезда Сурки Парса провинции Парван, уездного центра Малистан провинции Газни в Центральном Афганистане. Наряду с этим, с переменным успехом продолжаются межафганские переговоры между Кабулом и радикальным движением «Талибан» в  Дохе, которые, по оценкам ряда наблюдателей, обнадеживают, хотя конкретные итоги пока не видны. Чувствуется, что движение «Талибан» «наелось войны» и готово искать компромисс в Афганистане. Появляются более молодые поколения пассионарных бойцов, у которых большой запал, они еще не жили в неоккупированном Афганистане, но считают, что воюют за освобождение Афганистана от иностранных войск. Эта пассионарная молодая часть движения, которую возглавляют полевые командиры, настроена радикально.

Многие эксперты сходятся во мнении, что формат переговоров в Дохе уже явно не справляется со своей задачей, и поэтому сейчас появляются новые площадки для попыток разрешения афганского кризиса.

На этом фоне активно участвует в переговорном процессе Москва, предоставившая свою территорию для поиска мира в этой стране. Недавно Москву посетила делегация политофиса движения «Талибан». 22 июля в Москве прошли уже вторые консультации по Афганистану, на которые были приглашены представители США, Китая, Пакистана, афганского правительства, а также радикального исламистского движения «Талибан».

В «большую афганскую игру» вступила Турция — единственный мусульманский член НАТО. Анкара, согласно ее тактики закрепления своих позиций в других странах, грамотно использует в Афганистане технологии «мягкой силы», восстанавливая мечети и школы, в которых целенаправленно обучают турецкому языку, оказывая активную финансовую помощь протурецким СМИ, поддерживая турецкий бизнес в этой стране. Благодаря этому, а также проведению в самой Турции многочисленных конференций по афганскому вопросу, Анкара рассчитывает стать весьма влиятельным игроком во внутренней политике этой страны. В условиях, когда США и НАТО в поспешном порядке выводят свои войска из Афганистана, Турция заявила о намерении взять на себя охрану и управление аэропорта Кабула, явно стремясь перенять у США эстафету в ИРА.

Вместе с тем, в самой Турции последние инициативы Эрдогана по усилению влияния в ИРА воспринимаются критически, прежде всего из-за опасений вызвать на себя агрессию талибов. О предупреждении в отношении которой, в частности, прямо указывает опубликованное 7 июля заявление одного из представителей «Талибана» Сухейла Шахина британской BBC о том, что все иностранные военные должны покинуть Афганистан до четко определенной даты вывода войск.  Очередную волну критики афганской политики Эрдогана вызвало недавнее заявление турецкого лидера в Северном Кипре о том, что его страна «сможет лучше поладить» с «Талибаном», так как Турция ни в чем не противоречит его вере. В ответ турецкие граждане  обрушились на Эрдогана с обвинениями, что страна под его руководством отдаляется от концепции светского государства, а фундаменталистские допущения становятся приоритетом, и если бы турки не отличались от талибов, они бы стали «варварами и дикарями».

Возвращаясь к теме о посреднических усилиях в урегулировании ситуации в Афганистане необходимо напомнить о принятии 16 июля в Ташкенте представителями США, Узбекистана, Афганистана и Пакистана решения о создании новой четырехсторонней площадки консультаций. Заявление прозвучало в рамках проводившейся в Ташкенте Международной конференции «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности». Представители четырех стран пришли к единому мнению, что региональная взаимосвязанность важна для установления долгосрочного мира и стабильности как в Афганистане, так и во всем регионе.

17 - 19 июля и в Исламабаде прошла конференция по афганскому урегулированию.

Серьезную обеспокоенность развитием ситуации в ИРА выражает Китай, поскольку страна граничит с его северо-западной провинцией Синьцзян. Вполне понятно, что для КНР особенно важна стабильность в Центральноазиатском регионе также и с учетом того, что Пекин продолжает выстраивать проект «Один пояс – один путь». На этом фоне произошел визит главы МИД Китая Ван И в Таджикистан, у границ которого в последние несколько недель идут активные боевые действия. Для оказания помощи Афганистану в процессе урегулирования ситуации на должность спецпосланника по делам Афганистана назначается опытный дипломат Юэ Сяоюн.

Помимо этих акторов, Иран все активнее пытается использовать местные и религиозные связи, чтобы сохранить стабильность в соседней мусульманской стране. Как следует из последних публикаций иранских СМИ, интенсификация наступательных действий со стороны талибов привела к резкой мобилизации шиитского населения Афганистана. В частности, после того как «яростным муллам» сдались десятки афганских уездов, в Афганистане якобы подняла голову некая шиитская группировка «Хашд аш-Шиа», которая, как утверждает «Джомхури Эслами», готова дать отпор вооруженным противникам официального Кабула и поддержать армию. Примечательно, что в состав этой организации входит группа, известная как бригада «Фатимиюн», состоящая из афганцев, в основном представляющих шиитское этническое меньшинство хазар, которых, как считается, тренировал Корпус стражей Исламской революции (КСИР) для боевых действий в Сирии. С точки зрения Тегерана, дивизия «Фатимиюн» способна сыграть решающую роль во взаимном стремлении соседних стран к стабильности в Афганистане. Руководство Ирана бесспорно чувствует глубокую связь с афганскими шиитами и глубокую ответственность за них, поскольку они опасаются ответного удара не только в виде нового всплеска беспорядков на границе, но и потенциального притокам беженцев. Для мусульман-шиитов Афганистана этот удар может представлять собой экзистенциальную угрозу не только со стороны талибов, но и со стороны террористического формирования ДАИШ (запрещено в РФ) и других сил. Вместе с тем, Иран явно не испытывает особого желания идти на грубое вмешательство, которое могло бы спровоцировать ту самую нестабильность, которой он так стремится избежать. Что же касается дивизии «Фатимиюн» и в целом «шиитского фронта» в Афганистане, то здесь явно имеются в виду группировки бывших полевых командиров хазарейцев, которые, хотя в одиночку и не представляют опасности для талибов, тем не менее на данный момент они усиливают свои позиции в рамках движения антиталибских ополченцев, которое включает в себя не только хазарейцев, но и таджиков, узбеков и, вероятно, создается не без помощи Кабула.

Вместе с тем, наряду с усилиями по поиску компромисса в Афганистане, международной общественностью все жестче стали выдвигаться обвинения в адрес Вашингтона с требованием, что именно США должны обеспечить постепенное урегулирование ситуации в Афганистане. В частности, как заявил посол КНР в Москве Чжан Ханьхуэй, Пекин против того, чтобы Вашингтон воспользовался выводом своих войск для дестабилизации ситуации в регионе. Ханьхуэй подчеркнул, что «будучи зачинщиком, американское руководство, Соединенные Штаты должны переосмыслить ситуацию в Афганистане и ответственно обеспечить ее постепенное урегулирование. Они не имеют права переложить бремя ответственности на другие страны и уйти, не задумываясь о последствиях».

Кроме того, все отчетливее стало звучать требование к Вашингтону и Лондону официально отчитаться перед мировой общественностью за свою «афганскую кампанию», так как основанием для введения войск США и Великобритании в Афганистан послужила резолюция Совета Безопасности ООН № 1368 от 12 сентября 2001 года, что возлагает на эти две станы личную обязанность в предоставлении полного отчета Совету Безопасности и Генассамблее ООН по действиям в ИРА.

Владимир Данилов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

29.07.2021