Владимир Терехов

О ПОЕЗДКЕ С.В. ЛАВРОВА В ИНДИЮ И ПАКИСТАН

Поездка министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова в Индию и Пакистан, состоявшаяся в ходе его последнего заграничного турне, заслуживает внимания сразу по нескольким важным соображениям. Первое и, видимо, главное сводится к тому, что сам факт как этого турне, так и прошедшего тремя неделями ранее визита того же С.В. Лаврова в КНР, является очередным весомым свидетельством общего смещения фокуса глобальных политико-экономических процессов в Индо-Тихоокеанский регион.

В ИТР сдвигаются все компоненты (прежде всего военные) национальной мощи США, то есть одной из двух глобальных держав. Сюда же существенным образом перемещаются интересы ведущих европейских стран.

Относительно последнего отметим, что вполне естественно смотрится стремление европейцев расширить кооперацию со странами региона в сфере экономики – главной компоненте общеевропейской мощи. Но остаётся загадкой, зачем на удаление в десять тысяч километров от Европы отправляются боевые корабли Франции, Великобритании и даже Германии. В региональные “силовые” балансы они привнесут не много, а ухудшению здесь политического фона весьма поспособствуют.

Ещё более естественно выглядит “азиатский разворот” (весьма задержавшийся во времени) политического курса РФ, которая (в отличие от американцев-европейцев) является и азиатской державой. Хотя бы с географически-территориальной точки зрения.

Неотъемлемым элементом реальной политической жизни является наличие проблем. В Азии они весьма серьёзны и имеют в основном внутреннюю природу. То есть разного рода внешние “происки”, конечно, присутствуют и здесь, но по большей части не в них дело.

Принципиальная особенность российской стратегии “азиатского разворота” видится в том, что она должна способствовать решению региональных неурядиц, а не извлечению из них некоторой (эфемерной) “пользы”. Второе по большей части наблюдается в стратегиях “азиатского сдвига” США и упоминавшихся выше европейцев. Ключевую проблему РФ, обусловленную слабой освоенностью расположенных за Уралом двух третей её территории, можно решать только в условиях стратегической стабильности в ИТР.

Одной из основных региональных проблем являются сложности в отношениях между двумя азиатскими гигантами, КНР и Индией. На авторский взгляд, сегодня в качестве её ответвления можно считать давнюю проблематику в отношениях между Индией и Пакистаном, которые уже свыше двух десятилетий являются де-факто ядерными державами.

Указанная проблематика зародилась ещё в момент образования независимых Индии и Пакистана. Появившаяся через два года КНР только начала тогда обозначать свои (потенциальные) региональные претензии. Процесс постепенного встраивания индо-пакистанской проблематики в формат китайско-индийских отношений обозначился с окончанием холодной войны, когда началось переформатирование всей геополитической карты. Он завершился на рубеже перехода от 90-х к нулевым годам.

Сегодня сложившуюся систему отношений в треугольнике “КНР-Индия-Пакистан” вполне можно рассматривать в качестве единого комплекса. Более или менее одинаковые “волны изменений” практически одновременно наблюдаются в отношениях Индии как с КНР, так и Пакистаном.

Крайне важным и позитивным для ситуации в ИТР трендом стал обозначившийся в феврале с.г. процесс остановки и последующего постепенного выхода из самого опасного за последние десятилетия кризиса в упомянутом треугольнике в целом. Что можно целиком записать в заслуги руководства всех трёх стран.

Россия является едва ли не единственным из крупных внешних игроков, эзаинтересованным в дальнейшем развитии указанного процесса и готовым оказать в этом посильную помощь. Чему способствуют два взаимосвязанных обстоятельства. Во-первых, РФ поддерживает конструктивные отношения со всеми “углами” обозначенного выше треугольника и не даёт повода для подозрений в “подыгрывании” одному из них за счёт другого. Во-вторых, именно поэтому благожелательно встречается предложение по оказанию помощи в целях разрешения напряжённой ситуации между Индией с одной стороны и КНР, а также Пакистаном с другой.

Чему важным свидетельством оказалась начавшаяся 5 апреля поездка министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова в Дели и Исламабад. Тремя неделями ранее состоялся его же визит в КНР, в ходе которого прошли переговоры с китайским коллегой Ван И. “Местные” отзывы во всех трёх странах итогов посещения российским министром носят вполне позитивный характер.

В ходе визита в каждую из них решались и вопросы двусторонних отношений. В частности, в Дели, видимо, была подведена черта под некоторыми “шероховатостями”, возникшими в российско-индийских отношениях в конце прошлого года. Непосредственной причиной для которых послужил “проамериканский” тренд во внешней политике Индии, обозначившийся давно, но получивший важное подтверждение в ходе состоявшейся осенью 2020 г. очередной американо-индийской встречи в формате “2+2”. В США указанный тренд до сих пор рассматривался в качестве одного из немногих, но крайне важных достижений американской внешней политики.

Тем большее удивление вызывают “странные” (очень мягко выражаясь) акции Вашингтона самого последнего времени в отношении той же Индии. Ранее в НВО обсуждался визит в эту страну министра обороны США Л. Остина, который поставил в центр прошедших переговоров “правозащитную” проблематику, едва не сорвав тем самым всё мероприятие.

Тогда казалось, что произошёл не более чем случайный сбой в политическом курсе на крайне важном для Вашингтона направлении. Но 12 апреля индийские СМИ буквально взорвались эмоциями в связи с информацией о том, что американский ракетный эсминец, принимавший участие в многосторонних (США-Индия-Япония-Австралия-Франция) учениях ВМС La Perouse, зашёл в “Зону исключительных экономических интересов” Индии, не оповестив об этом соответствующие службы последней. Мало того, из штаб-квартиры 7-го флота США последовало “разъяснение”, что капитан американского корабля и не должен был этого делать!

Чудные дела творятся за ширмой публичного американского политического действа. А к ак же двадцатилетние успехи политики Вашингтона на индийском направлении? А полуиндианка К. Харрис, то есть “вот-вот американский президент”, которая, однако, вдруг куда-то пропала? А индийского происхождения сотрудники разного уровня, которыми “под завязку” набили новую администрацию США? Неужели прав безымянный автор комментария к упомянутому выше сообщению: “Байден продолжает уничтожать всё, чего достиг Трамп”?

Обращает на себя внимание внешне малозаметное (но на самом деле, возможно, главное) мероприятие, проведенное С.В. Лавровым в ходе всего последнего заграничного турне. Речь идёт о его встрече в Дели с бывшим госсекратарём Дж. Керри, который каким-то образом тоже в это время оказался в индийской столице. На фотографии в Hindustan Times, сопровождающей статью о встрече старых знакомых, оба изображены едва не обнимающимися, то есть, между прочим, грубо нарушающими строгие рекомендации ВОЗ относительно мер безопасности в наше опасное “коронавирусное” время.

Темой их беседы, как сообщается в прессе, были вопросы подготовки саммита на тему “климатических изменений” и аудит принятых ранее соответствующих международных документов. Отметим, впрочем, что климатической проблематике свойственно такое природное явление как туман. Аналогичное явление присутствует и в политике, в которой оно чаще всего создаётся искусственно и к нужному моменту.

Как бы то ни было, но “брошенный” новым американским президентом на климатическую проблематику Дж. Керри 14 - 17 апреля вновь отправился в Азию, где его главными собеседниками будут коллеги из КНР.

Уж не пытаются ли Вашингтон, Пекин и Москва за “климатическим туманом” договориться о чём-то гораздо более важном и актуальном? Причём в формате “на троих”, то есть пока без привлечения других важных игроков? Не говоря уже о фоновой, политической “подтанцовке”, например, в лице надувающей щеки восточноевропейской лимитрофной «кампании».

Складывается впечатление, что, никем не избиравшийся Дж. Керри обладает гораздо большим весом в политикуме США, чем “законно избранная” вице-президент К. Харрис. Что было бы правильно, ибо нельзя серьёзные дела доверять мастерам “пудрить” слабые электоральные мозги, склонные к переменам. Как ветер в мае.

Если подобные оценки случившегося в Дели не являются полной фантазией автора, то встреча С.В. Лаврова с “климатологом” Дж. Керри и последующая поездка второго в Шанхай приобретают значительно большее значение, чем это кажется на первый взгляд.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

20.04.2021