Владимир Данилов

НАСТУПИТ ЛИ МИР В АФГАНИСТАНЕ ПРИ БАЙДЕНЕ?

Хотя всем хорошо известно, что подписываемые международные договоры и соглашения – это не личный договор между теми или иными политическими лидерами, а определенные обязательства между государствами, Соединенные Штаты уже неоднократно показывали миру, что наплевательски относятся к таким нормам международного права. Отсюда и рушится по их вине вся структура международно-правовой основы – будь то ограничивающие гонку вооружения международные соглашения, договоренности с Ираном по ядерной программе или другие соглашения по урегулированию последних вооруженных конфликтов. От этого страдает и деятельность международных организаций, из которых только на основании своего каприза Вашингтон уведомляет о выходе то из ЮНЕСКО, то из ВОЗ или какого другого международного института, откровенно шантажируя их тем самым.

Вся политика Вашингтона последних лет – это свидетельство того, что Соединенные Штаты уже давно перестали быть договороспособной страной.

А посему и перестали приносить результат международные усилия, где участвуют США, по разрешению конфликтов, уменьшению вооруженного противостояния в различных регионах или по созданию зон денуклеаризации, в частности, на Корейском полуострове. Не веря официальным подписям одного из главных международных акторов – США, страны продолжают гонку вооружения, накапливая у себя опасный потенциал различного оружия, создавая собственные военные союзы, повышая уровень опасности очередной войны в том или ином регионе.

Наглядным примером этому может служить развитие ситуации в Афганистане, где, в «короткую эпоху Трампа», все же предпринимались определенные шаги по прекращению вооруженного конфликта в этой стране и по сокращению здесь иностранного военного присутствия, как одного из главных условий урегулирования ситуации. Вспомним, в частности, как 7 октября 2020 года Дональд Трамп написал на своей странице в социальной сети Twitter, что в США до конца 2020 года из Афганистана должны вернуться все ещё остающиеся там американские войска. Это было обусловлено подписанным 29 февраля 2020 года в Дохе между администрацией США и радикальным движением «Талибан» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) мирным соглашением, согласно которому Соединенные Штаты, их союзники и коалиция декларировали намерение вывести в течение 14 месяцев все войска из Афганистана. Затем, в середине января США объявили хотя и не о полном, но частичном сокращении численности своего военного контингента в Афганистане до 2,5 тыс. человек. Но, тем не менее, время для полного вывода иностранных войск из Афганистана в конце апреля с.г., что предусмотрено Дохийским соглашением, еще оставалось…

Да, нелегко проходил начавшийся процесс вывода американских войск из Афганистана, где они находились уже 19 лет, бездарно потратив там $2 трлн американских налогоплательщиков и потеряв более 2300 военных, а более 20 тысяч солдат и  офицеров американской армии поплатились за эту авантюру американских политиков своим здоровьем и увечьями.

Периодически возникали между подписавшими Дохийское соглашение сторонами споры и инциденты. Пытаясь подменить вывод американских войск и не допустить своего реального сокращения военного присутствия в этой стране, Вашингтон активно стал осуществлять замену американских солдат на сотрудников ЧВК, численный состав которых в последнее время активно наращивался, что весьма критически воспринималось талибами, вплоть до усилившихся вооруженных стычек.

Противодействие планам Трампа по сокращению американского военного присутствия в Афганистане оказывали и поддерживаемые Демпартией США политические силы, причем не только в США, но и в Западной Европе. И отчетливым проявлением этого стало заявление генерального секретаря НАТО Й. Столтенберга в середине ноября 2020 года об «обеспокоенности» Североатлантического блока такими намерениями Трампа, так как, по словам Столтенберга, при таком развитии событий НАТО, контингент которого в Афганистане на 50% состоит из американских военных, придется принимать «сложное решение». Само же решение о дальнейшем присутствии в Афганистане, страны НАТО решили принять в феврале 2021 года, после инаугурации избранного президента США Джо Байдена, чтобы сориентироваться на новый курс Вашингтона, сообщил 1 декабря журналистам генсек альянса Йенс Столтенберг.

И вот, новый президент США Джо Байден уже приступил к своим функциям, причем начал «свою эпоху» с коренного пересмотра политики предыдущего президента США, в первые же часы после инаугурации отменив 5 указов Трампа. В рамках «корректировки» политики Трампа, безусловно, новый президент внесет и определенные изменения в стратегию США в Афганистане, которая, несмотря на множественные предвыборные декларации Джо Байдена, пока не отличаются ясностью.

Так, Джо Байден заявлял, что после своей победы на президентских выборах первым делом он намерен добиться возвращения американских войск из Афганистана и вступить в переговоры с талибами, оставив в центральноазиатской стране лишь небольшой контингент сил специального назначения «для противодействия потенциальным угрозам» — на тот случай, если Соединённым Штатам не удастся прийти к «достаточно приемлемому соглашению по борьбе с терроризмом». Однако решение Трампа о полном выводе американских войск из Афганистана критически было воспринято не только в политических кругах США, но и в Европе. В связи с этим через афганских законодателей — приверженцев политики США — уже подготовлен призыв к Байдену пересмотреть соглашение, заключенное администрацией Трампа с талибами, включая пункт, требующий полного вывода войск коалиции. Однако, это означает, что США должны будут не только разорвать Дохийское соглашение, но и возобновить войну.

Указанная позиция в отношении вывода американских войск из Афганистана активно подогревается и промышленными кругами США с учетом того, что эта страна занимает важное геостратегическое положение, и, помимо США, к ней проявляет интерес ещё целый ряд стран, включая КНР, Иран, Россию и Пакистан. В частности, Китай уже демонстрирует свою готовность заполнить вакуум после ухода из Афганистана США, монополизировать сырьевые товары и редкоземельные элементы, инвестировать в Афганистан, чего США никогда не делали. Еще в 2008 году Пекин подписал с афганскими властями договор на разработку медного месторождения Айнак, стоимость запасов цветного металла в котором может составлять до $50 млрд, а также получил право на разработку нефтяных месторождений в бассейне реки Амударьи, которая была приостановлена в 2013 году.

В этих условиях и явно не желая упускать из рук богатый природными богатствами Афганистан, 23 января  советник по национальной безопасности США Джейк Салливан провел телефонные переговоры со своим афганским коллегой Хамдуллой Мохибом и дал понять, что США намерены пересмотреть Дохийское соглашение с талибами 2020 года. В том числе оценить, выполняет ли “Талибан” (движение запрещено в РФ) свои обязательства по разрыву связей с террористическими группировками, сокращению насилия в Афганистане и участию в конструктивных переговорах с афганским правительством и другими заинтересованными сторонами. В целом он дал понять, что если опасения Байдена относительно связей талибов с другими террористическими группировками не будут устранены, то США будут настаивать на сохранении ограниченного военного контингента США на территории Афганистана.

Но это, безусловно, вызовет серьезные разногласия в отношениях США с талибами, которые продолжат добиваться полного вывода американских войск из Афганистана, в том числе и путем нагнетания вооруженного противостояния в этой стране…

Владимир Данилов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

27.01.2021