Владимир Терехов

О ЗАКОНОТВОРЧЕСТВЕ 2019-ГО ГОДА В ИНДИИ

Урожайным выдался завершающийся 2019 г. на весьма “резонансную” судебно-законотворческую деятельность в Индии. Точнее, даже не весь этот год, а вторая его половина. Итоги указанной деятельности получили прямо противоположные оценки как со стороны различных политических сил внутри самой Индии, так и в других странах.

Судебно-законотворческие акции были разными, но их все объединяет одно: они так или иначе актуализируют проблематику положения в стране меньшинства, исповедующего ислам, которое, однако, составляет третью в мире по численности мусульманскую общину. Указанное меньшинство находится в окружающем его светско-религиозном пространстве, которое чуждо (если не враждебно) вероучительным основам ислама.

Отметим, что проблематика взаимоотношения общин, проживающих в одном государстве, но исповедующих резко различающиеся верования (или различные ответвления формально одной религии), отнюдь не является отличительной особенностью Индии. В той или иной мере оно характерно всем странам мира, каждая из которых пытается (по-своему) её решать.

Сразу зафиксируем, что полностью этого не удалось сделать нигде. Достаточно сослаться на проблему отношений между католиками (особенно принадлежащих иезуитской ветви католицизма) и отдельными течениями протестантизма в современных США. Некоторые “практические проявления” данной проблемы прямо затрагивают проблематику обеспечения национальной безопасности ведущей мировой державы.

Речь может идти лишь о попытках сведения к минимуму (но не полному устранению) влияния на общественно-политическую жизнь государства “издержек”, обусловленных противоречиями (или полной несовместимостью, как в Индии) различных религий, которые исповедуются значительными группами граждан.

Наиболее радикальный способ (если, конечно, не принимать во внимание физическое подавление любых проявлений религиозности) прописан в первых двух пунктах “Первой поправки” к Конституции тех же США. Именно они являются важным элементом “секулярно-республиканского” устройства данной страны.

Сегодня в Индии критики упоминавшейся выше судебно-законотворческой деятельности, осуществляемой руководством страны в последние полгода, используют разные сильные выражения. Например, “предательство секулярности и республиканства”, заложенного в основу индийского государства периода независимости, “наступление клерикализма” и т. д.

В НВО отслеживались практически все основные этапы указанной деятельности. Напомним их последовательность. 5 августа, путём внесения поправок в 370-ю статью Конституции, был отменён особый статус штата “Джамму и Кашмир” с преимущественно мусульманским населением. Сам этот бывший штат был разделён на две части с более низким административным статусом.

Негативная реакция мусульманского населения Индии была вполне ожидаемой. Но данный акт имел и различные внешнеполитические последствия. Из них главной, на авторский взгляд, оказалась фактическая интернационализация “Кашмирской проблемы”. Чего Индия всячески стремилась избежать с момента начала постепенного формирования самой этой проблемы. То есть с конца сороковых годов, когда образовались два независимых государства (Индия и Пакистан), поделившие между собой территорию бывшего княжества “Кашмир”.

Самым последним свидетельством усиления “внешней” компоненты “Кашмирской проблемы” стало обращение 10 декабря к руководству Индии со стороны посла ЕС в этой стране, заявившего о “неизменности” позиции представляемого им Союза: “Исходя из понимания проблем безопасности Индии, [её руководству — авт.] следует предпринять шаги по восстановлению нормальности, прав и свобод населения” Кашмира.

Следующим знаковым актом явилось решение от 9 ноября Верховного суда по вопросу владения гектаром земли на вершине холма (священного для индуистов и мусульман) в городке Айодхья. Ещё раз подчеркнём, что удовлетворительного выхода из ситуации, сложившейся после сноса в конце 1992 г. “мечети Бабри”, построенной здесь 500 лет назад, в принципе не существует и суд оказался перед необходимостью “выбора наименьшего зла”.

Таковым ему показалась передача вершины холма в ведение индуистов для возведения храма богу Раме, а мусульманам – участка земли площадью в 2 гектара, на котором можно построить новую мечеть. Вышедшие из шокового состояния мусульмане засыпали Верховный суд апелляциями, которые, однако, все (18) были отвергнуты в ходе однодневного рассмотрения.

Последним в уходящем году законодательным актом, затронувшим интересы немалой части мусульман, стало принятие 10 декабря поправки к Закону о гражданстве 1955 г. (The Citizenship (Amendment) Bill, CAB). Если исходить из официальных объяснений инициирования CAB, то он призван облегчить получение гражданства беженцами из соседних мусульманских стран, главным образом из Бангладеш.

Отметим, что “исход” из этой страны был вызван многолетними последствиями кровавых событий 1971 г., когда, собственно, и образовалась Бангладеш. Беженцы двигались в основном в соседние индийские штаты Западная Бенгалия и Ассам. И если на территории первого не возникало серьёзных проблем в отношениях с теми же бенгальцами, то во втором их явно не ждали и напряжённость в отношениях пришельцев с местным населением (в основном индо-арийского происхождения) сохраняется до сих пор.

На этой почве в штате Ассам не раз возникали конфликты и центральное правительство (кстати, вполне светской партии Индийский национальный конгресс) ещё в середине 80-х годов обещало неким образом “решить” проблему пришельцев-мусульман. Возможно, серьёзностью ситуации в данном штате объясняется исключение беженцев-мусульман из перечня приверженцев различным религиям, которые подпадают под действие CAB. Так что склонность к индуистской “клерикальности” ныне правящей Бхаратия джаната парти в данном случае вряд ли сыграло определяющую роль.

Проблемы могут возникнуть (“лишь”) у нескольких миллионов мусульман из общей численности индийской общины, исповедующей ислам, приблизительно в 180 млн человек.

Но издержки этого последнего законодательного акта накладываются на ряд других, обозначенных выше событий. Прибавим к ним отмену (30 июля с. г.) бракоразводного процесса по правилу “тройного талака”, который запрещён даже в ведущих мусульманских странах. Всё это вместе формирует впечатление (скорее всего, неверное) о целенаправленно “антиисламском” курсе нынешнего руководства Индии.

При этом именно CAB спровоцировал наиболее сильные эмоции среди “секулярной” части индийской общественности, а также различного рода уличные акции, прежде всего, в штате Ассам. Уже появились первые жертвы в столкновениях с силами правопорядка и приняты меры по “временному” отключению Интернета в 10-и округах штата.

Видимо, в ожидании нечто похожего лидер (ныне оппозиционной) партии ИНК Соня Ганди заявила после принятия CAB: “Сегодня чёрный день в конституционной истории Индии. […] CAB является фундаментальным вызовом индийской государственности”.

Прямо противоположного мнения по тому же поводу придерживается премьер-министр (и лидер БДП) Нарендра Моди: “Сегодня знаменательный день сострадания и братства для Индии и её народа. Этот закон облегчит страдания многих…”.

За рубежом же под упомянутым выше впечатлением оказался Конгресс США, добровольно взваливший на себя тяжкое бремя наблюдения за различного рода “правонарушениями” в любом уголке земного шара. Накануне голосования в индийском парламенте в одной из комиссий Конгресса произнесли немало слов осуждения и пригрозили санкциями министру внутренних дел Индии Амиту Шаху, формальному инициатору CAB.

Остаётся только надеяться, что страхи (как внутренние, так и внешние) относительно последствий обсуждаемого здесь законотворчества руководства Индии последних месяцев сильно преувеличены и всё как-нибудь (а также само собой) “утрясётся”. За чем и будем внимательно наблюдать.

Ибо речь идёт об одной из ведущих мировых держав с весьма разношёрстным населением численностью свыше 1,3 млрд человек. Любое обострение внутренних проблем в такой стране с неизбежностью отражается и на окружающей её обстановке.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник - Новое восточное обозрение

21.12.2019