Виктор Михин

США - ПРЕСТУПНЫЕ АВТОРЫ АФГАНСКОЙ КРОВАВОЙ ТРАГЕДИИ

Более 18 лет продолжается афганская кровавая трагедия, причем конца и края мирному урегулированию не видно. В 2001 году президент США Джордж Буш-младший под надуманным предлогом отдал приказ об оккупации суверенного государства, куда были введены 150 тыс. человек.

Основные боевые силы США и НАТО были выведены из Афганистана только в 2014 году, а сейчас в этой стране остается примерно 14-тысячная «миссия» инструкторов и советников Североатлантического альянса. Оправдывая перед своими налогоплательщиками и мировой общественностью факт продолжающейся уже почти два десятилетия вооруженной оккупации Афганистана, они заявляют, что готовят афганскую правительственную армию, которая, однако, постоянно терпит поражение от боевиков, а также якобы проводят контртеррористические операции, в основном окопавшись на своих базах.

Но, как говорится, войну легче начать, чем ее закончить. Сейчас, вот уже какой год перед Вашингтоном стает весьма сложный вопрос: как осуществить безопасный вывод американских войск из Афганистана и какова дальнейшая американская политика в отношении этой важной на Среднем Востоке страны. И самое главное, как договориться с руководителями запрещенного в России формирования «Талибан», с тем чтобы прекратить их враждебную активность не только на афганской территории, но и чтобы они дали заверение не проводить террористических действий против американских войск в целом в регионе.

Неоднократно в Вашингтоне, особенно нынешний президент Д.Трамп, заявляли, что они хотят закончить затянувшуюся войну, каждый месяц которой сейчас обходится, по оценке американских СМИ, примерно в $4 млрд. Не говоря уже о том, что роль миротворца может существенно повысить шансы Дональда Трампа остаться в Белом доме на второй срок. И кроме того, окончание войны в Афганистане покажет американскому обществу, что немалые жертвы (около 2,5 тысячи только убитых американских солдат) были, по крайней мере, не напрасны. Никто в Соединенных Штатах, особенно сейчас, конечно, не хочет и повторения вьетнамского позора.

Именно поэтому Вашингтон предпринимает активные действия по урегулированию и безопасному выводу американских войск из афганской ловушки. Спецпредставитель США по вопросам афганского примирения З. Халилзад неоднократно посещал Катар, где провел девять раундов переговоров с движением «Талибан». Согласно поступившей информации, американского дипломата в последнее время сопровождает генерал Остин Скотт Миллер, командующий ВС США и НАТО в Афганистане. Ранее военачальник не принимал прямого участия в мирном диалоге с руководством «Талибан», и его подключение к переговорам свидетельствует о страстном желании Вашингтона вырваться из афганской ловушки и любыми путями подписать мирное соглашение.

Кроме того, З. Халилзад имел многочисленные встречи с афганским правительством и неправительственными лидерами, а также с региональными и международными субъектами, но не с Ираном, с которым США оказались в круге углубляющейся враждебности. Он сосредоточился на четырех взаимосвязанных целях: график вывода всех иностранных войск, находящихся в настоящее время в Афганистане; обязательство талибов не допускать враждебных действий против США с афганской земли; прямые переговоры между талибами и афганским правительством, которое талибы считают «нелегитимными» и «марионетками»; и прекращение огня через Афганистан.

Но, с другой стороны, на фоне переговоров ситуация с безопасностью в Афганистане серьёзно усугубилась – за последние время движение «Талибан» осуществило ряд крупных атак и диверсий на территории страны, рассчитывая на получение привилегий в переговорах за прекращение огня. Недавний взрыв террористов-смертников, организованный хорасанским отделением запрещенного в РФ террористического формирования ДАИШ на свадьбе в Кабуле, в результате которого погибло более 60 человек и около 200 получили ранения, является ярким напоминанием о неутешительной ситуации с безопасностью в Афганистане. Это также показывает, что талибы — не единственная вооруженная оппозиция, участвующая в борьбе за власть.

И кроме того, само афганское правительство не воспринимает переговоры «Талибана» и США как некую попытку найти выход из сложившейся тупиковой ситуации. Оно воспринимает это как очередную игру американцев, которая нацелена на решение не стратегических, а своих сиюминутных задач, отмечают в Кабуле. Таким образом, договор или любое другое соглашение между США и талибами вряд ли обеспечит мирную передышку.

Нынешняя напряженная ситуация, по мнению многих экспертов, может развиваться по такому сценарию. Это — путь мирных переговоров, сначала соглашения между США и талибами, далее — между талибами и политическими силами Афганистана, в том числе с правительством. Однако талибы в жёсткой форме дали понять, что не намерены вступать в переговоры с нынешним правительством. Соответственно, возможность развития по такому сценарию есть, но она весьма незначительная и трудная. И чтобы воплотить ее в жизнь, нужна филигранная техника переговоров и уважение к нынешней афганской реальности. Сумеет ли Д.Трамп и его окружение, которое кроме применения силы ничего не умеет и не имеет в своем арсенале, все это проделать, на Востоке вызывает большие сомнения.

В то же время полностью непонятна позиция Д.Трампа, который, вроде бы, выступает за ведение переговоров и безопасный вывод американских войск, а с другой стороны, высказывается за усиление позиций Вашингтона в этой весьма важной стране. Например, он отказался прогнозировать, заключат ли Соединенные Штаты договоренность о прекращении боевых действий в Афганистане с радикальным движением «Талибан». «Посмотрим. Мы будем вести с ними переговоры, мы продолжаем вести переговоры», — заявил американский лидер. — «Мы ведем переговоры с «Талибаном», с правительством [в Кабуле], посмотрим, сможем ли мы чего-то добиться». При этом он вновь демагогически выступил с утверждениями о том, что США могли бы при желании быстро добиться победы в вооруженном конфликте в Афганистане. Однако эта победа сопровождалась бы огромным числом жертв среди афганского мирного населения, признал глава администрации США. В связи с этим он заверил, что США не станут действовать таким образом. С его точки зрения, ход американской военной кампании в Афганистане осложнен тем, что контингент США по существу во многом вынужден играть роль полицейских, а не военных.

Как говорится: «Куда конь с копытом, туда же рак с клешней». И вот госсекретарь Майкл Помпео также выступает против подписания соглашения между Соединенными Штатами и движением «Талибан». По данным американских СМИ, в проекте мирного соглашения, который представил афганскому президенту Ашрафу Гани специальный представитель США по Афганистану З.Халилзад, не обговаривается ряд важных условий. В том числе в проекте сделки не гарантирована ни дальнейшая возможность участия американских войск в операциях по борьбе с запрещенной в РФ террористической группировкой «Аль-Каида», ни перспектива сохранения проамериканского правительства в Кабуле, ни обязательство прекращения боевых действий. При этом, по словам источников журнала «Time», «Талибан» со своей стороны выдвигает требование относительно того, чтобы М. Помпео лично подписал соглашение с Исламским эмиратом Афганистан (название государства талибов в Афганистане – ред.). Такой шаг, по их данным, де-факто будет означать признание движения полноценной политической единицей. Именно и по этой причине госсекретарь США отказывается ставить свою подпись под документом.

Кроме того, Вашингтон во что бы то ни стало хочет усадить талибов за стол переговоров с нынешним правительством А. Гани. Талибы со своей стороны с еще большим упорством отказываются вести переговоры с кабульскими властями, которых считают марионетками и которых они не признают. Они отказываются встречаться с представителями правительства как минимум до вывода американских и иных иностранных войск из Афганистана. Однако в июле, пусть и формальная и недолгая, встреча в Дохе между талибами и делегацией нынешнего правительства в Кабуле все же состоялась. З. Халилзад для того, чтобы помочь А.Гани хотя бы немного сохранить лицо, организовал чисто формальное и очень скоротечное участие правительственной делегации в переговорах.

В настоящее время перспектива соглашения между «Талибаном» и США, а также возможных последствий подписания документа для мирного урегулирования ситуации в Афганистане по-прежнему остаётся острым вопросом, и международное сообщество пристально следит за трудным развитием ситуации, все же надеясь на позитивный исход и оздоровление обстановки в этом турбулентном регионе.

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

05.11.2019