Юрий Носков

ВВЕДЕНИЕ В КОСМИЧЕСКУЮ ЭРУ

Концепция геостационарной политики

2. ЦИВИЛИЗАЦИИ. ВЗГЛЯД ИЗ БЕЛОВОДЬЯ

2.1. АФРИКАНСКОЕ СОЛО

Сегодня на Африканском континенте живёт 1,2 млрд человек, эта численность продолжает расти. На территории Африки сосредоточены 30% природных ресурсов планеты. В целом глобализация не принесла Африке ничего, кроме иностранного господства, эксплуатации и маргинализации. Наличие относительно легко извлекаемых природных богатств и обеспеченность дешёвой рабочей силой привлекает сюда сильных внешних игроков.

Колониальную политику под псевдодемократическими лозунгами продолжают на континенте США. Кроме захвата наиболее ценных ресурсов экономическими методами, они создали здесь сеть военных баз, в 2018 году их было 34. С 2008 года действует Африканское командование (AFRICOM). Китай в начале 21 века начал сильно теснить США в Африке, делая ставку на экономику без увязки с политикой. С 2000 года действует Форум китайско-африканского сотрудничества (ФСКА). В 2017 году в Джибути появилась первая китайская военная база за рубежом. Кроме того на западе Африки сохраняются атавизмы колониального присутствия Франции, хотя и активно сокращающегося.

Тем не менее в начале 21 века Африка всё чаще начинает в мировых новостях упоминаться как единый субъект. Общие интересы здесь отражает региональная международная межправительственная организация - Африканский союз, созданный в 2001 году и объединяющий все 55 стран континента. Имеется в Африке (в Эфиопии) и структурное подразделение ООН. ЮАР, как наиболее мощное государство региона, входит в БРИКС, проводящий в жизнь концепцию равноправного сосуществования регионов планеты. Присоединение к БРИКС Эфиопии ещё больше усилило этот процесс. Идут в Африке и локальные процессы единения.

Наиболее крупная и влиятельная организация здесь - САДК - Сообщество развития Юга Африки, объединяющее 16 стран юга Африки (Ангола, Ботсвана, Коморы, ДР Конго, Эсватини, Лесото, Мадагаскар, Малави, Маврикий, Мозамбик, Намибия, Сейшельские Острова, ЮАР, Танзания, Замбия, Зимбабве). Цель организации - развитие сотрудничества в области экономики, финансов, политики и безопасности.

С САДК соседствует Экономическое сообщество стран Центральной Африки (ЭКОЦАС), объединяющее 11 стран. Это Ангола, Бурунди, Габон, Демократическая Республика Конго, Камерун, Республика Конго, Руанда, Сан-Томе и Принсипи Центральноафриканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея.

Восточноафриканское сообщество (ВАС), объединяет 8 стран на востоке Африки: Кения, Танзания, Уганда, Бурунди, Руанда, Южный Судан, ДРК, Сомали.

Интеграция на западе Африки шла в основном в рамках Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС). В него входят сейчас Бенин, Гамбия, Гана, Гвинея-Бисау, Кот-д’Ивуар, Кабо-Верде, Либерия, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того. ЭКОВАС имеет собственные коллективные вооруженные силы (ECOMOG), призванные бороться с общими террористическими вызовами в регионе.

Покинувшие в 2024 году ЭКОВАС Буркина-Фасо, Мали и Нигер создали своё объединение - Конфедерацию государств Сахеля. Выделение связано было с освобождением этих стран от колониальной зависимости от Франции. Нельзя исключать, что к ним присоединится и ещё ряд стран.

Всё говорит о том, что рано или поздно эти структуры начнут постепенно сливаться в одну организацию, вероятнее всего методом присоединения к САДК. В первую очередь это касается ЭКОЦАС, ряд стран которой входят и в САДК. Эфиопия, ставшая членом БРИКС, пока не входит ни в одно из объединений. Так что ей прямой путь присоединяться к САДК, что сразу же выведет организацию на общеафриканский уровень, став основой для цивилизационного оформления на политическом и экономическом уровнях. Подобный путь может выбрать и Мавритания.

Главным фактором объединительных процессов в Африке выступает экономика, а она не сможет реализоваться полноценно без своей развитой финансовой сферы. Так что не исключено появление в регионе общей валюты "афро", причем именно как механизма слаживания. На первом этапе это может быть что-то типа экю, что предшествовал евро в Евросоюзе. Экономическому слаживанию может способствовать и региональные отраслевые организации с размещением их штаб-квартир в наиболее сильных странах региона.

Цивилизационное пробуждение Африки может привести к тому, что афроамериканцы из США потянутся на историческую родину. Именно они могут провести работу по нейтрализации остатков колониальной зависимости от США и Франции.

Однако, необходимо отметить, что при всех огромных потенциальных возможностях региона, здесь пока отсутствует идейная основа единства. Пожалуй главная причина этого в том, что Африканский союз (АС) объединяет все страны континента, но цивилизационно Африка южнее Сахары кардинально отличается от Северной Африки. Это особый мир со своей особой траекторией развития. Так что Африканский союз как организация станет более-менее дееспособным лишь при выходе из него стран севернее Сахары с созданием там своей организации. Разделение Судана на Северный и Южный это как раз пример того, где проходит цивилизационная граница. Мавритания явно ближе Африке. Западная Сахара, как территория с подвешенным статусом, может войти либо в состав Марокко, либо также стать частью цивилизации Африки.

На роль объединяющей идеи пока может претендовать лишь перспектива Африки выйти на один уровень с основными мировыми игроками, самим и в своих интересах определять своё будущее, на равных участвовать в общемировых делах.

Но Африка не сможет стать самодостаточной не имея единого языка, как основного носителя цивилизационного кода. Наиболее распространенный африканский язык суахили может дать основу для него, постепенно впитав ритмы и смыслы многих других языков Африки, стать государственным во всех странах региона. Он и сейчас уже является государственным в Танзании, Кении и Уганде.

Единению может способствовать создание Африканского космического агентства. Причём не сколько с точки зрения практических результатов в освоении космоса, сколько в выстраивании своего мировоззренческого поля смыслов, способности видеть глобальные процессы сверху.

СССР во многом поспособствовал деколонизации Африки, поэтому имел заслуженно устойчивые позиции на континенте. Его усилиями было построено большое число промышленных предприятий, подготовлены научные и технические кадры, что позволило многим африканским странам экономически, научно-технически и социально развиваться. С распадом СССР Москва на многие годы ушла из региона, но её здесь помнят и ждут возвращения, что очень наглядно показал прошедший в 2019 году саммит Россия - Африка.

Только при этом не нужно повторять старых ошибок с формированием зависимых от Москвы групп влияния. Стоит выстраивать стратегические отношения с теми региональными элитными группами, что ориентированы на самостоятельную политику. Это не потребует больших затрат и однозначно оправдает себя на дальнюю перспективу. Организацию же взаимовыгодного сотрудничества может взять на себя сеть Русских домов фонда "Русский мир" при активном участии Института Африки Академии наук.