Юрий Носков

РУССКИЙ КОСМИЗМ

ЧАСТЬ 2. ПРИКЛАДНЫЕ АВТОРСКИЕ РАБОТЫ В РАМКАХ РУССКОГО КОСМИЗМА

ГЛАВА 2.1. КОСМИЗМ

2.1.1. КОСМИЧЕСКАЯ НАВИГАЦИЯ

2.1.1.1. ОНТОЛОГИЯ

Онтология русского космизма это полноценный монизм и материализм.

Окружающая человека действительность существует объективно вне зависимости от человека, который также является неотъемлемой частью этого материального мира. Она находит отражение в сознании людей через построение приближённой абстрактной модели реальности как применительно к человеческому сообществу в целом, так и в индивидуальном измерении.

Окружающая действительность имеет три важнейшие характеристики: пространственную протяжённость, материальную структуру, временную динамику. Материальная основа при этом имеет здесь первостепенное значение. Через её распределение проявляется пространственная протяжённость, а динамика материи определяет понятие времени.

Материализм возник как философское обобщение естественного здравого смысла и систематизации общих научных представлений об окружающем мире.

Начиная с первого философа-материалиста Демокрита, понятие материи развивалось и уточнялось. На определённом этапе значительное влияние на него оказало активное применение в физике метода бесконечно малых. Материя при этом представлялась в виде сплошной среды, делимой до бесконечности. Широкое использование понятий энергии и полей, рассмотрение энергии как формы существования материи также было развитием взглядов в том же направлении.

Пространственное представление объективной реальности как комбинации материи и пустоты оказалось задвинутым на задний план. Однако оно не было забыто совсем. А такой подход более естественно учитывает структуру материи, которая при определённых условиях может приобретать свойства, отсутствующие у её составляющих.

Введение понятия духа материи, как характеристики материальных структур, обладающих дополнительными свойствами, а также учёт её соотношения с понятиями пространства и времени, позволяет уточнить само определение материи.

Материя – это основополагающее понятие (категория), которая вместе с понятиями пространства и времени обозначает объективную реальность, воспринимаемую человеком через ощущения. Пространство заполнено материей и пустотой. Свойства материи зависят как от её содержания, так и от её пространственной структуры, определяющей дух материи.

Рассматривая пространство заполненным материей и пустотой, обратим внимание на то, что отдельные части материи могут взаимодействовать либо при непосредственном соприкосновении (близкодействие, кинетическое взаимодействие), либо удалённо (дальнодействие, потенциальное взаимодействие). Примером потенциального взаимодействия служит гравитация.

Материальные объекты при определённой форме и структурном расположении их элементов могут приобретать свойства, отсутствующие у составляющих их частей, то есть свойства эмерджентности. Обозначенные свойства присущи объективной реальности всех уровней, но наиболее интересны они в соизмеримом с человеком масштабе, то есть на уровне окружающей человека действительности, непосредственно воспринимаемой органами чувств. Определение структуризации материи, порождающей такие свойства, духом материи связано с потребностью отражения в рамках материализма объективной реальности, традиционно связываемой с понятием духа. Это в свою очередь открывает возможность для материалистического отражения культуры, традиции и всех тех сфер, которые принято называть духовностью. Эффекты эмерджентности давно известны и описаны в рамках используемых сейчас дифференциальных и интегральных моделей. Взгляд же на них под другим углом зрения, непосредственно через структурализм, позволяет увидеть то, что в настоящее время скрывается от глаз, получить более простые и точные модели реальности.

На практике онтология русского космизма это построение научной картины мира. При этом гносеология, то есть теория познания, предоставляет необходимый методологический инструментарий. Использование на верхнем смысловом уровне в гносеологии вместо диалектики более конструктивной систематики позволяет говорить о переходе от диалектического материализма к систематическому материализму.

Для наглядности научную картину мира можно представить в виде шара, состоящего из узлов и соединяющих их связей. Узлы при этом обозначают важнейшие смыслы описания реальности. Это и понятия, и физические законы, и монографии с учебниками, и сами выдающиеся учёные и профессионалы-практики, которые хранят знания о мире. Связи между узлами соединяют отдельные элементы научной картины мира в единое целое.

Современное осознание реальности это поверхностный слой этого шара. Но не стоит недооценивать и его внутренность, которая неравномерна, имеет характерные слои-сгустки, отражающие устойчивые картины мира прошедших исторических периодов. Они хранят всю историю естествознания. Без этих внутренних, предыдущих картин мироздания шар знаний разрушится, придётся заново повторять пройденные ранее пути проб и ошибок. Именно поэтому в актуальном сейчас верхнем слое знаний, который тоже когда-нибудь станет внутренним, важны люди, занимающиеся историей естествознания.

На поверхности шара знаний его актуальную структуру не так-то просто увидеть за большим объёмом второстепенной информации. Эта поверхность чем-то напоминает поверхность Земли. Имеются здесь и пики смыслов, и реки теорий, и леса учебных заведений, и океаны хозяйственной практики. Актуальная же структура кластера знаний согласно определения понятия духа материи, введённого выше, есть общий дух ноосферы, то есть сферы планеты, образуемой людьми и результатами их деятельности.

Человек является неотъемлемой частью материального мира, его вершиной, наделённой разумом, способным всё это обсуждать, анализировать, использовать. Как точно подметил Н.Ф. Фёдоров, через людей природа осознаёт себя и получает движущую силу дальнейшего своего преображения и структуризации. То есть зарождение жизни на планете, возникновение разума и самые высокие проявления духа есть такие же свойства материального мира, как и многие другие физические явления.

Человеческий разум в чём-то подобен кластеру знаний человечества, о котором шла речь выше. Здесь опыт всей эволюции спрессован в глубинных уровнях подсознания. От рождения человек получает мозг, имеющий как генетическую преемственность от родителей, так и доминирующую индивидуальную морфологическую изменчивость. Мозг ребёнка уже определённым образом структурирован, а значит имеет физическую основу знаний, которые инициируются (включаются) в процессе дальнейшего наполнения конкретной информацией и обучения. Здесь важно отличать знания от информации. Знания человека могут быть лишь сформированы в процессе личного опыта или через обучение, то есть они не передаются непосредственно. Передаётся же информация, которая должна быть распознана и соответствующим образом интерпретирована, для неё в кластере знаний ещё должно быть место, иначе она вообще не будет воспринята.

Для полноты раскрытия темы онтологии русского космизма стоит сказать несколько слов о том, что означает понятие идеи с точки зрения материализма. Идея это не знания, это особый вид информации, получаемой человеком через ощущения или порождаемой разумом, то есть это нематериальные образы. Информация эта (идеи) может передаваться между людьми непосредственно в общении или быть задокументирована в символьном виде на материальных носителях. Идея может быть в фокусе внимания одного человека, группы лиц, общества в целом. Идеи, как особый вид информации, могут отражать реально уже существующие материальные объекты или, будучи сформированы разумом, быть материализованы в будущем. Какие-то из идей, проверенные практикой и интегрированные в кластер знаний, могут стать новыми знаниями.