Пульс

ИЛ-96: ПОЧЕМУ ОН НЕ ЛЕТАЕТ В АВИАКОМПАНИЯХ, ЕСЛИ НА НЕМ ВОЗЯТ ПРЕЗИДЕНТА

Самолет Ил-96 когда-то считался самой перспективной отечественной разработкой. Но сегодня в России на нем летают только власти страны, включая президента Владимира Путина. Простым пассажирам в России этот самолет, увы, не доступен. Хотя есть такие мировые маршруты, где Ил-96 еще встречается.

Пришелся не ко времени

Ил-96 стал своего рода вершиной отечественного самолетостроения. Большой, мощный, широкофюзеляжный самолет, который мог стать достойным конкурентом Boeing-777.

Разработка Ил-96 началась еще в Советском Союзе, а годы испытаний и эксплуатации выпали на конец 80-х – начало 90-х. Тогда стране было точно не до нового дальнемагистрального самолета.

В ходе испытаний Ил-96 выполнил беспосадочный перелет Москва – Петропавловск-Камчатский – Москва, пролетев 14800 км за 18 часов 9 минут, а также перелет Москва – Портленд через Северный полюс (за 15 часов). Самолет испытывали при -50 градусах в Якутске и +40 градусах в Ташкенте. Ил-96 отлично показал себя и в 1992 году получил сертификат летной годности. В том же году началось серийное производство.

С начала производства до 2019 года было выпущено 25 самолетов Ил-96-300. Шесть из них было произведено для «Аэрофлота» и еще три для авиакомпании «Домодедовские авиалинии». Остальные – для нужд КБ «Илюшина» и специального летного отряда «Россия», обслуживающего президента.

Почему президенту можно, а пассажирам нельзя

Производство Ил-96 стоило дорого. И хотя самолет показывал себя, как надежный и безопасный борт, превосходно выполняя рейсы за рубеж, в начале 2000-х на рынке появились более экономичные и дешевые борта. Правительство РФ сняла пошли с ввозимых в Россию самолетов, вместимость которых превышает 300 человек. И «Аэрофлот» принялся покупать Boeing и Airbus. Производство самолета для нужд гражданской авиации встало, а в 2014 году «Аэрофлот» завершил полеты на Ил-96.

При этом Ил-96 оказался любимым бортом президента РФ Владимира Путина. Большой, надежный и вместительный – на сегодняшний день в специальном летном отряде «Россия» уже десять таких самолетов. Их производство худо-бедно продолжается по сей день. Однако заказов от авиакомпаний у ВАСО нет (самолеты производит Воронежское акционерное самолетостроительное Общество).

Тем не менее, сегодня в мире еще есть одна авиакомпания, которая продолжает эксплуатацию Ил-96. Это кубинская Cubana, она выкупила несколько бортов «Аэрофлота» и летает на них в том числе на межконтинентальных маршрутах.

Например, из Гаваны в Мадрид.

Есть ли у самолета будущее?

Несмотря на нелегкую судьбу, производство самолета, как я уже писал, не прекращается все эти годы. Мощностей и заказов мало, но в Воронеже надеются предложить рынку принципиально новый современный борт на базе Ил-96. Это будет Ил-96-400М.

В сентябре 2019 года воронежский завод отчитался о завершении одного из этапов сборки первого опытного образца такого самолета. Его строительство планируется завершить к концу 2020 года, после чего он будет передан для испытаний.

Сроки презентации уже неоднократно сдвигали, но в Воронеже все же надеются, что государство поддержит их проект. Если все будет хорошо и самолет при поддержке государства получится, слово будет за авиакомпаниями.

Очевидно, что сделать Ил-96-400М массовым не выйдет: слишком прочны на рынке позиции Boeing и Airbus. Однако даже если «Аэрофлот» вынудят купить несколько таких бортов, то потребуется массовая работа по приспособлению к обслуживанию «Илов»: нужно будет обучать летный состав, персонал аэропортов, создавать тренажеры, базы запчастей и т.д. Эту работу пока не удалось сделать даже за 10 лет эксплуатации «Суперджетов».

Ил-96 – по-настоящему надежный самолет. За все годы эксплуатации ни один из бортов не был потерян в результате авиакатастроф.

Источник: https://pulse.mail.ru

30.10.2019