Олег Никифоров

СТАВКА НА ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ СИБИРИ

Инвестиции в расширение возможности железнодорожных перевозок в азиатской части страны

Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) было завершено около 35 лет назад. В крупнейшей стройке века в СССР было задействовано более 2 млн человек. В результате страна решила проблему недостаточной развитости сети железных дорог в восточных регионах, а также значительно увеличила потенциал добычи и экспорта огромного перечня ресурсов. Но к началу XXI века БАМ и Транссибирская магистраль (Транссиб), история которой начинается еще в позапрошлом столетии, перестали соответствовать требованиям времени: им не хватало пропускной способности, одноколейная дорога не везде была снабжена электричеством. В целом можно сказать, что транспортные нагрузки стали значительно превышать возможности магистралей.

Президентом России в в 2018 году была поставлена новая задача: повысить пропускную способность БАМа и Транссиба до 2025 года в полтора раза – до 180 млн т в год. До этого расчетный объем перевозок должен был составить 120 млн т в год. Это необходимо как для внутренних потребностей России, так и для решения стратегической задачи: надежного транзита ресурсов на территории Евразии, а также развития торговли с Китаем, Кореей, Индией, Японией и другими странами Южно-Азиатского региона. Контекст этой обширной программы включает комплексные решения и модернизацию железной дороги на протяжении почти 4 тыс. км. Реализация планов развития БАМа и Транссиба в наши дни идет впечатляющими темпами. Кроме строительства новых разъездов и мостов, позволяющих увеличить максимальную скорость поездов, огромное значение для магистралей имеет снабжение электроэнергией. Реализация крупных энергопроектов дает возможность не только вывести на новый уровень работу железнодорожных артерий, но и решить многие насущные проблемы для всех регионов Сибири и Дальнего Востока.

Программа перемен

Объем инвестиций в развитие БАМа и Транссиба до 2025 года составит 696 млрд руб., сообщило агентство ТАСС со ссылкой на заявление генерального директора ОАО «Российские железные дороги» Олега Белозерова на заседании комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности, прошедшем в Кемерове. Глава ОАО «РЖД» также напомнил, что в соответствии с майским указом президента РФ провозная способность Восточного полигона (БАМа и Транссиба) должна вырасти к 2025 году до 180 млн т угля в год. Позднее был согласован объем экспорта в 195 млн т. «При этом мы еще увеличим и контейнерный объем перевозок грузов», – добавил он.

На том же заседании министр энергетики РФ Александр Новак сообщил, что провозная способность Восточного полигона может быть увеличена к 2025 году до 201 млн т. Следует иметь в виду, что реализация намеченных целей включает возможность увеличения объема финансирования объектов электроснабжения БАМа и Транссиба.

Сейчас объем утвержденной Минэнерго инвестпрограммы Федеральной сетевой компании («Россети ФСК ЕЭС») на 2020–2025 годы составляет 555 млрд руб. Из них более 84 млрд запланировано на реконструкцию и строительство электросетевых объектов, участвующих в электроснабжении БАМа и Транссиба. Эти средства позволят увеличить грузопоток по магистралям более чем до 120 млн т в год, но не до 180 млн т. Поэтому достижение этого показателя является новой задачей, поставленной в майском указе президента РФ.

Федеральная сетевая компания (ФСК) может увеличить свою инвестпрограмму до 2024 года на 70 млрд руб. для финансирования объектов электроснабжения БАМа и Транссиба. Сейчас в инвестпрограмме объемом 559 млрд руб., которую госкомпания отправила на утверждение в Минэнерго, на БАМ и Транссиб заложено только 85,8 млрд руб. Дополнительные мероприятия РЖД сейчас прорабатываются, и на их основе будет определяться объем работ по элекстроснабжению сверх утвержденных показателей.

На данный момент строительство энергообъектов ведется по плану, согласованному с РЖД и «Системным оператором». Так, в этом году появился цифровой центр питания Транссиба – подстанция 220 кВ «Петровск-Забайкальская» в Восточной Сибири. Общая стоимость реконструкции составила 1,3 млрд руб. Была изменена схема энергообъекта, реконструированы распределительные устройства, внедрена новейшая система управления и защит. Для предотвращения скачков напряжения, возникающих в результате частых колебаний железнодорожной нагрузки, установлены два шунтирующих реактора. Применение данного оборудования позволило снизить потери в сетях и повысить пропускную способность линий электропередачи. Максимально допустимый переток мощности между Забайкальем и Бурятией увеличен сразу на 74% – до 478 МВт.

Этот проект лишь один пункт масштабного плана развития схемы внешнего электроснабжения БАМа и Транссиба. Изначально он включал в себя 21 мероприятие. Сегодня часть работ уже выполнена – актуальная версия инвестпрограммы ФСК предусматривает строительство и модернизацию 16 энергообъектов. Все крупнейшие по стоимости проекты входят в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, который в 2018 году был принят правительством в развитие майского указа президента.

Важным событием не только для самой компании, но и для всей отрасли стал пуск в конце 2019 года двух новых подстанций в Иркутской области – 500 кВ «Усть-Кут» и 220 кВ «Сухой Лог». Это позволило замкнуть Пеледуйское энергокольцо – инфраструктурную систему, аналогов которой нет во всей истории электрификации Восточной Сибири. Общая протяженность энергокольца составила 3,3 тыс. км (для сравнения: это расстояние автомобильного пути от Москвы до Новосибирска). Оно оказало влияние на устойчивость энергосистем четырех регионов России: Иркутской области, Забайкалья, Бурятии и Якутии. В реализации проекта принимали участие энергетические, промышленные и инфраструктурные компании, включая РЖД.

«ФСК ЕЭС» в рамках создания энергокольца ввела в работу в общей сложности 918 МВА трансформаторной мощности и 791 км линий электропередачи. Это уже упомянутые подстанции «Усть-Кут» и «Сухой Лог», а также новый энерготранзит 220 кВ Тира–Надеждинская, построенный вблизи трассы экспортного нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан. Общая стоимость работ – 28,6 млрд руб.

Оба новых центра питания оснащены современными коммутационными аппаратами, автоматизированными системами управления и коммерческого учета, релейной защитой на базе микропроцессорных терминалов. На подстанции 500 кВ «Усть-Кут» также применена собственная разработка научно-технического центра ФСК ЕЭС – оборудование, позволяющее оптимизировать режимы работы сети, обеспечивая устойчивость электропередачи и снижая потери. В 2021 году эта подстанция станет одним из первых энергообъектов Сибири, которые перейдут на удаленное управление. Плюс уже в начале этого года было завершено строительство воздушной линии протяженностью 295 км, которая обеспечила передачу электроэнергии от Усть-Илимской ГЭС (входит в пятерку крупнейших гидроэлектростанций России) до подстанции «Усть-Кут», а далее от нее к Пеледуйскому энергокольцу.

В плане развития схемы внешнего электроснабжения БАМа и Транссиба значатся еще несколько крупных проектов – это, например, возведение линий 220 кВ Минусинская опорная – Камала-1 (430 км) в Красноярском крае, Междуреченская–Степная (215 км) в Кемеровской области и Хакасии, Лесозаводск–Спасск–Дальневосточная (245 км) и Широкая–Лозовая (48 км) в Приморье.

Также в рамках программы развития схемы внешнего электроснабжения БАМа и Транссиба реконструируется еще целый ряд региональных центров питания – подстанций 220 кВ «Междуреченская» в Кузбассе, «Магдагачи» и «Завитая» в Амурской области, «Биробиджан» в Еврейской автономной области.

Строительство новых энерготранзитов уже активно идет. Так, в феврале 2020 года была поставлена под напряжение ЛЭП между подстанциями 220 кВ «Лесозаводск» и «Спасск». Возведено почти 168 км линии электропередачи, включая спецпереход через реку Уссури протяженностью более 1,5 км с высотой опор 67 м. На действующих подстанциях «Спасск» и «Лесозаводск» расширены открытые распределительные устройства 220 кВ. Полностью завершение работ по данному объекту планируется в конце текущего года, а по остальным трем энерготранзитам – в 2021–2022 годах.

Одновременно выполняются работы по смежным проектам. Например, в прошлом году началась модернизация подстанции 220 кВ «Тея» в Хакасии. Она питает Аскизский район республики, где проживает около 40 тыс. человек и расположен центр спортивной подготовки «Тея» – тренировочная база сборных России по лыжным гонкам. В результате проекта будет полностью обновлено оборудование подстанции. Повысится надежность ее работы и будет обеспечена возможность подключения строящейся линии 220 кВ Междуреченская–Степная.

Многие проекты, реализуемые в рамках развития схемы внешнего электроснабжения БАМа и Транссиба, решают комплекс задач и вне контекста развития железнодорожного хозяйства. Яркий пример – объекты Пеледуйского энергокольца. Как заявил на церемонии пуска в работу подстанций «Усть-Кут» и «Сухой Лог» глава ФСК Андрей Муров, они позволяют устранить дефицит мощности на северо-востоке Иркутской области, создают дополнительные связи западного энергорайона Якутии с Единой энергосистемой России, обеспечивают надежность электроснабжения крупных промышленных потребителей – нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан, новых нефтехимических, золото- и газодобывающих предприятий. В том числе это крупнейшее на востоке России Ковыктинское газоконденсатное месторождение – один из ресурсных центров газопровода «Сила Сибири».

Аналогичная картина наблюдается и в отношении других сетевых проектов – практически ни у одного из них нет одного «эксклюзивного» потребителя. Так, строительство линии 220 кВ Широкая–Лозовая нацелено не только на развитие железных дорог, но и на повышение надежности электроснабжения Находки, где расположена крупнейшая на Дальнем Востоке портовая зона – порт Восточный с грузооборотом более 70 млн т в год, включая нефтеналивной терминал Козьмино (финальная точка трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан).

А строительство 390-километровой линии 220 кВ Комсомольская–Селихино–Ванино (она уже введена в работу) позволило не только развивать бамовский транзит, но и увеличить надежность электроснабжения портовой зоны Ванино и Советской Гавани (одной из крупнейших на Дальнем Востоке с грузооборотом более 30 млн т в год). Для этого была вдвое – до 250 МВА увеличена мощность подстанции 220 кВ «Ванино».

Угольная экспансия

Одна из задач, которые должен решать реконструированный БАМ, считает польская газета Gazeta Wyborcza, связана с… угольной экспансией. Газета напоминает, что стратегия развития угольной отрасли до 2035 года предусматривает увеличение объема добычи угля с 440 млн т в год до 550 или даже до 670 млн. Этот проект был представлен российским министром энергетики Александром Новаком еще в сентябре прошлого года на встрече Владимира Путина с губернаторами угледобывающих регионов, и российское правительство планирует утвердить новую стратегию. При этом министр энергетики подчеркнул, что угледобывающая отрасль строит еще более смелые планы. «Это меньше, чем заявляют наши угольные компании. Заявка на этот период с их стороны на 100 млн т больше», – отметил Новак, как сообщает агентство «Финмаркет».

Оптимизм связан с тем фактом, что в последние годы Россия увеличивала объем добычи угля примерно на 20 млн т в год. В опубликованной в апреле Министерством энергетики РФ Энергостратегии-2035 отмечается, что решение поставленных задач с учетом возможного увеличения доли России на мировом угольном рынке потребует повышения объемов добычи угля в период до 2024 года в диапазоне 448–530 млн т, а в период до 2035 года – в диапазоне 485–668 млн т. Это связано с такими факторами, как развитие основ энергетики в развивающихся странах, где именно уголь остается одним из самых дешевых и доступных источников энергии, в первую очередь в государствах АТР и Африки.

Неизбежное снижение потребления угля в странах Организации экономического сотрудничества и развития и прохождение пика или стабилизация спроса в развивающихся странах при непредсказуемости скорости этих изменений создают крайне высокую неопределенность относительно перспектив международного угольного рынка. Поэтому, говорится в стратегии, объемы торговли и цены на рынке будут зависеть прежде всего от политических решений, которые будут приняты в отношении потребления угля Китаем и Индией. Снижение спроса на уголь на европейском направлении будет компенсироваться ростом объема импорта в странах Южной и Юго-Восточной Азии (где будет увеличиваться потребность в высококачественных углях), а также в странах Ближнего Востока и Африки. В Китае и развитых странах Азии (Япония, Южная Корея) возможна стабилизация объемов импорта угля. Однако ввиду того что ряд производителей по разным причинам в дальнейшем планируют сокращать свои объемы экспорта (Колумбия на горизонте до 2030 года исчерпает основные месторождения, а Индонезия будет вынуждена перенаправить часть экспортного угля на удовлетворение внутреннего спроса), основными поставщиками угля на мировой рынок останутся Австралия и Россия.

На годы вперед

Как сообщил Путин, в прошлом году потребление угля в России выросло до 180 млн т, а на экспорт было направлено 210 млн т. Той же стратегии Москва собирается придерживаться в ближайшие годы. Благодаря программе экспансии, которую она готовит, к 2035 году РФ может стать крупнейшим экспортером на угольном рынке. На собственных теплоэлектростанциях россияне также используют уголь, что позволяет увеличить экспорт газа, который за границей стоит, дороже чем на внутреннем рынке. Одновременно Москва воспользуется ростом спроса на уголь, который наблюдается в первую очередь в Азии.

По данным российского Министерства энергетики, сейчас доля страны в международной торговле углем составляет 14%, в этом отношении она уступает только Австралии и Индонезии. Польша в прошлом году закупила у россиян почти 13,5 млн т этого сырья. Как отмечает польская газета, российские эксперты предсказывают, что спрос на уголь в Азии будет продолжать расти по мере экономического развития стран этого региона. Даже если через 15 лет доля угля в структуре их энергетического баланса снизится, в абсолютных цифрах они будут использовать его больше, чем сейчас, поскольку нарастят объем производства электроэнергии. Путин указал, что наращивание экспорта угля сопряжено с дополнительными рисками для российской добывающей отрасли из-за значительных колебаний мировых цен. Он также обратил внимание на то, что основные конкуренты России – Австралия и Индонезия – располагают более комфортными логистическими условиями. «Мы должны иметь в виду и учитывать все это при формировании наших планов», – подчеркнул президент.

Министр энергетики Александр Новак объяснил, что его ведомство будет координировать планы по развитию инфраструктуры для экспорта угля с РЖД. В первую очередь речь идет об увеличении пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Планируется, что уже в 2025 году по ним можно будет поставлять в Азию 195 млн т российского угля в год.

Первое звено

Британская Daily Mail, касаясь перспективных российских инфраструктурных проектов, писала о новой Амуро-Якутской железнодорожной магистрали (АЯМ), которая начинается от Транссибирской магистрали, а заканчивается в пригороде Якутска – самого холодного города в мире. Эта железная дорога, как считает газета, является первым звеном нового российского мегапроекта – железнодорожной магистрали, которая в будущем может быть продлена до Аляски. Она привлечет к себе внимание любителей железнодорожного транспорта и туристов, готовых к поиску приключений в регионе, по своей площади почти не уступающем Индии. Как известно, она вступила в строй в прошлом году и в будущем может связать Чукотку – обширный регион на российском Дальнем Востоке – с Аляской, что позволит путешественникам – пока в теории – добираться на поезде из Британии до любого места в Северной Америке. Эта новая одноколейная железная дорога, длина которой составляет 1240 км (770 миль), включает в себя 900-километровый (560 миль) участок, построенный в зоне вечной мерзлоты, что считается значительным достижением российских инженеров. Кроме того, были возведены несколько мостов через крупные реки, а также другие конструкции, способные выдерживать и сильный холод, и сильную жару. Ежегодные температурные колебания в этом регионе составляют почти 100 градусов по Цельсию.

Эта магистраль является первым важным железнодорожным маршрутом в Сибири после завершения строительства Байкало-Амурской магистрали (4300 км, 2687 миль), которая была спроектирована Сталиным (так в тексте), но полностью открыта лишь в 1989 году.

Часть Амуро-Якутской магистрали располагается за Северным полярным кругом. Температура там опускается зимой ниже минус 60 градусов по Цельсию, а летом плюсовая температура достигает 35 градусов.

Туристические маршруты могут быть комбинированными и включать в себя поездку по Транссибирской магистрали (9290 км, или 5772 мили), а также по другим участкам российской железнодорожной сети.

Открытие АЯМ запланировано на ближайшее время, первые составы будут курсировать между Москвой и Нижним Бестяхом – станцией на берегу Лены, а с расположенным на другом ее берегу Якутском транспортная связь летом будет осуществляться с помощью парома, а зимой – по зимнику – пути, проложенному по льду.

Как известно, уже ведется строительство моста, который позволит довести железнодорожную ветку до пригорода Якутска, а уже оттуда – пока это только мечты – она может быть продолжена в город Магадан, расположенный на российском побережье Тихого океана. Важно отметить, что в отличие от других великих сибирских магистралей, идущих с запада на восток, эта новая линия идет с юга на север. Самой южной точкой АЯМ является станция Бамовская, расположенная на Транссибирской магистрали, которая также пересекается с БАМом.

Газета отмечает, что открытие новой железной дороги реализует мечту, существовавшую еще во время правления Николая II, последнего русского царя.

В 1904 году французский предприниматель Лоик де Лобель вместе со своими американскими коллегами предложил России план строительства железной дороги от Сибири до Аляски через Якутию – самый холодный регион мира – и Чукотку. Русско-японская война 1904–1905 годов остановила работу над этим проектом.

При Сталине началось строительство первого участка АЯМ, однако уложенные уже рельсы были демонтированы в 1942 году, а металл пошел на изготовление оружия.

Позднее были построены другие участки этого пути, в том числе при Михаиле Горбачеве, последнем советском лидере, однако ключевой отрезок в 390 км (240 миль) до последнего времени оставался незавершенным. По этому участку после его открытия в присутствии на тот момент премьер-министра Дмитрия Медведева в 2014 году курсировали исключительно грузовые составы, и только теперь Москва дала зеленый свет на перевозку пассажиров по этому маршруту.

Несомненно, реконструкция БАМа и другие инфраструктурные мегапроекты в Сибири и на Дальнем Востоке потребуют дальнейшего расширения инвестиций и мощностей электроснабжения.

Источник: Независимая газета

23.04.2020