Игорь Валентинов

"ЗАПАЛЯРНЫЙ ТРАНССИБ" СОЕДИНИТ ОКЕАНЫ

Россия уверенно реализует свой самый грандиозный проект

Похоже, реализация трансазиатского железнодорожного проекта «Северный широтный ход» (СШХ, Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево) протяженностью более чем в 707 км будет завершена в установленные сроки — не позже 2025 года. ОАО «РЖД» в конце октября с.г. окончательно утвердило инвестиционную программу проекта объемом, притом что его поэтапная реализация ведётся с середины 2010-х. Это, подчеркнем, один из самых масштабных экономических проектов на территории бывшего СССР. (Напомним: стоимость строительства Крымского моста была утверждена в размере 227,92 млрд рублей.)

«Столетие» неоднократно сообщало о многих взаимосвязанных социально-экономических и геополитических выгодах для страны в контексте создания этой магистрали, которые с успехом перекрывают немалые расходы по ее сооружению. Если коротко, то это — 40-50-процентное увеличение объемов промышленного производства и экспорта в Сибири; освоение там крупных запасов энергетического, химического, металлургического сырья, деловой древесины, а также разнообразных прибрежных рыборесурсов; 20-30-процентный рост грузоперевозок по параллельному Севморпути. Вдобавок это и сокращение до минимума затрат из-за частых перегрузок с одного вида транспорта на другой во время осуществления комплекса ежегодных государственных мероприятий по обеспечению территорий Крайнего Севера Сибири, Дальнего Востока и Европейской части России основными жизненно важными товарами (прежде всего, продовольствием и нефтепродуктами) в преддверии зимнего сезона, получившего название Северного завоза.

Кроме того, после 2025 г. планируется состыковать СШХ с тихоокеанским портами Магаданской области и Камчатки, в том числе и с теми портами, пропускную способность которых намечено увеличить минимум в полтора раза (Аян и Охотск на побережье Охотского моря).

Значимость этих аспектов создания и развития «Заполярного Транссиба» подчеркнул президент России Владимир Путин на конференции Валдайского клуба 3 октября с.г.: «Важно соединить порты в Арктике с морскими воротами в Тихом и Индийском океанах. Для этого мы намерены ускорить реализацию всего комплекса проектов „Северный широтный ход“, включая строительство железнодорожных подходов и к порту Сабетта — это на полуострове Ямал».

К настоящему времени сооружено около трети протяженности СШХ, причем свыше 60% уже построенного — это участки, восстановленные с середины 2010-х после их «заброшенности», подчеркнем, с весны 1953 года. Эта стратегическая артерия, названная вначале «Заполярный Транссиб», строилась в 1948-1953 гг., но в марте 1953-го строительство было остановлено. Якобы ввиду его преждевременности. Это на многие десятилетия задержало комплексное социально-экономическое развитие обширных северных территорий Западной и Восточной Сибири, в том числе и портов параллельного Северного морского пути и железнодорожного сообщения Приарктического региона страны не только с остальными регионами России, но и со всеми другими регионами СССР.

Только более чем через полвека, в июне 2008 г., этот проект вошел в утвержденную тогда же правительством РФ государственную Стратегию развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 года. Но реально восстановительные и строительные работы на этом маршруте начались со второй половины 2010-х.

По данным РЖД, благодаря реализации столь значимого проекта будет обеспечен беспрепятственный пропуск дополнительных объемов перевозок минимум в 24 млн тонн в год (в обоих направлениях), включая международный транзит. Характерно, что не только экономическое, но и геополитическое значение столь масштабного проекта отмечают, причем с едва скрываемой тревогой, американские аналитики. Так, в «Уолл-Стрит джорнэл» (Нью-Йорк) от 29 ноября 2018 г. отмечено: «В течение следующих пяти лет правительство планирует потратить сумму, эквивалентную 100 млрд долл. на строительство десятков мостов, портов и транспортных коммуникаций, включая магистраль «Северный широтный ход» — возрожденную железную дорогу через замерзшую арктическую тундру, впервые проложенную несколько десятилетий тому назад».

Далее отмечена преемственность с индустриальной политикой сталинского периода: «Некоторые из мегапроектов, такие, как строительство железнодорожной магистрали «Северный широтный ход», были начаты еще при Иосифе Сталине в рамках политики форсированной индустриализации».

Но эта артерия, «вначале предназначенная для снабжения полярных военных баз, была заброшена через несколько недель после смерти Сталина. Сегодня её возрождают для обслуживания, в том числе огромных газовых месторождений, открытых в этих местах с тех пор. Расположенный на центральном отрезке этой магистрали Надым сегодня является процветающим городом газовиков». Таким образом, «Заполярный Транссиб» — это уже не архивный проект, а составное звено реиндустриализации России, что, конечно, не может не беспокоить правящие круги США с их претензиями на Арктику.

Специально для «Столетия»

Источник: http://www.stoletie.ru

15.11.2019