С.Н. Савченко, М.Г. Жилин, Т. Тербергер, К.-У. Хойсснер

БОЛЬШОЙ ШИГИРСКИЙ ИДОЛ В КОНТЕКСТЕ РАННЕГО МЕЗОЛИТА ЗАУРАЛЬЯ

Большой Шигирский идол, найденный в 1890 г. при золотодобыче на Шигирском торфянике, является на сегодня древнейшей монументальной деревянной скульптурой. В 2014 г. коллективом археологов и специалистов естественных наук из России и Германии проведено его комплексное исследование. Первоначально скульптура была высотой 5,3 м, сохранившаяся часть достигает 3,4 м высоты. На Большом Шигирском идоле насчитывается восемь персонажей (вместе с изображениями утраченной части) — верхняя фигура с объемной головой, три плоских изображения на лицевой стороне и четыре плоских изображения на оборотной стороне тулова. Установлено, что идол сделан из свежесрубленного дерева при помощи шлифованных каменных тесел и стамесок. Удалось измерить 137 годичных колец. Среднегодовой прирост значительно ниже современного, что указывает на суровые условия произрастания дерева. Скульптура стояла вертикально, вероятно, на каменном постаменте, затем упала в озеро и затонула на мелководье во время отложения торфа, сохранившегося в древних трещинах. По результатам АМС датирования с учетом остальных имеющихся данных возраст идола определен около 9 600 – 9 000 кал. л.н., что соответствует началу мезолита. Уникальный артефакт синхронен подобным выдающимся находкам с памятников Юго-Восточной Анатолии. Предметы из этих регионов показывают, что духовный мир и искусство охотников-собирателей начала голоцена были гораздо богаче и сложнее, чем считалось ранее.

В конце XIX — начале XX вв. при добыче золота на Шигирском торфянике, расположенном около 70 км к северо-западу от Екатеринбурга, была собрана коллекция древних предметов, включающая изделия из кости, рога и дерева. 24 января 1890 г. на Втором Курьинском прииске в торфе на глубине около 4 м было найдено десять обломков деревянной скульптуры. Сегодня бывшие прииски затоплены и место находки недоступно.

В XIX в. Большой Шигирский идол был составлен из фрагментов хранителем музея УОЛЕ (ныне — СОКМ) Д.И. Лобановым как скульптура около 2,8 м высотой. Для реконструкции была использована лишь часть фрагментов, а оставшиеся демонстрировались у подножия идола. В 1914 г. археолог В.Я. Толмачев, используя все найденные части, реконструировал более крупную скульптуру высотой около 5,3 м. К настоящему моменту фрагменты, составлявшие нижнюю половину тулова идола, длиной 195 см утрачены, и скульптура в экспозиции СОКМ имеет высоту около 3,4 м.

Необычный характер скульптуры сделал затруднительной ее типологическую датировку. Высказывались предположения о возможной датировке идола эпохой неолита, энеолита, бронзовым веком и ранним железным. В 1997 г. была предпринята первая попытка радиоуглеродного датирования скульптуры в лабораториях Геологического института РАН (Москва) и Института истории материальной культуры РАН (Санкт-Петербург). Полученные в 1997 г. три радиоуглеродные даты соответствовали середине бореального периода и позволили отнести идола к среднему мезолиту. С тех пор Большой Шигирский идол был объявлен древнейшей монументальной скульптурой в мире.

В 2014 г. авторами была предпринята новая попытка исследования объекта с целью более детальной документации идола при помощи фотографий и рисунков; изучения анатомии древесины и следов обработки; получения серии АМС дат для более надежной датировки скульптуры и повторного изучения древесных годичных колец. Исследование и отбор образцов были выполнены в Екатеринбурге в июне 2014 г.

Описание объекта

По реконструкции В.Я. Толмачева идол представлял собой фигуру высотой 5,3 м с объемной скульптурной головой, туловом в виде доски и объемным основанием, затесанным на конус. Сегодня в наличии имеется верхняя половина тулова с объемной головой и основание идола. Об утерянной части мы можем судить по рисунку В.Я. Толмачева.

Тулово скульптуры покрыто резным геометрическим орнаментом. Помимо этого, на плоскостях вырезаны личины (лица), каждая личина венчает отдельную фигуру. На рисунке В.Я. Толмачева таких личин пять: три — на лицевой стороне, и две — на оборотной. В 2003 г. С.Н. Савченко на оборотной плоскости тулова идола на середине сохранившегося фрагмента нашла не отмеченную В.Я. Толмачевым личину, которая вместе с примыкающей к ней орнаментальной фигурой составляет персонаж № 6. В отличие от остальных личин, имеющих носы прямоугольной формы, для моделировки носа этой личины использован сучок дерева, в результате чего нос оказался короче, чем у других личин, конической формы и более выступающим, что придает личине зооморфность. В 2014 г. при проведении технико-трасологического анализа С.Н. Савченко и М.Г. Жилиным была открыта в верхней части тулова на оборотной плоскости еще одна личина, венчающая ныне персонаж № 5. Эта личина имела нос прямоугольной формы, но сегодня он сколот (от него сохранился только контур, видимый под микроскопом). Однако на фотографии реконструкции Д.И. Лобанова на фрагменте, стоящем в перевернутом виде слева от скульптуры, эта личина видна достаточно четко.

В настоящее время на Большом Шигирском идоле насчитывается восемь персонажей (вместе с изображениями на утраченной части). Верхняя фигура с объемной головой и три плоских изображения на лицевой стороне, плюс четыре плоских изображения — на оборотной стороне тулова. Однако можно предположить, что персонажей было больше. Фигуры на тулове скульптуры следуют одна за другой. Остается непонятным, с чем связано изображение в виде двух параллельных зигзагов, пересекающихся в нижней части, на лицевой уплощенной стороне основания. Судя по рисунку В.Я. Толмачева, это изображение не имеет отношения к предшествующей ему фигуре № 4 на утраченной части. Исследователь отмечал, что основание и нижняя (ныне потерянная) половина тулова не соединялись напрямую между собой. Следовательно, на стыке этих частей имеется утрата и есть вероятность, что здесь могла быть еще одна личина. На оборотной стороне скульптуры между фигурами № 6 и № 7 имеется значительное расстояние, заполненное геометрическим орнаментом, где также мог располагаться еще один персонаж. Тем более, что и здесь фиксируется утрата на стыке верхней и нижней частей тулова. Следовательно, на идоле могло быть изображено девять или десять персонажей.

Большой Шигирский идол — свидетельство сложного духовного мира древних уральцев. Изображения на нем, очевидно, представляют собой зашифрованные мифологемы. Все фигуры сугубо индивидуальны. Часть из них выполнена в «скелетном», или в так называемом рентгеновском стиле. Исследователи неоднократно уделяли внимание изображениям на идоле, но это были в основном описания и трактовки отдельных фигур. Открытие в 2003 г. новой личины, позволившее выделить семь персонажей, привело к появлению работ, где даны варианты интерпретации зашифрованных в изображениях мифологем. Основываясь на мифологии угров, Н.М. Чаиркина видит в изображениях на Большом Шигирском идоле отражение вертикальной модели мироздания, которое подразделяется на Верхний, Средний и Нижний миры, содержащие в себе семь сфер пространства. На наш взгляд, модель мироздания, включающая несколько миров и сфер, является отражением сложного социального устройства общества, возникающего на позднем этапе его развития. На ранних этапах развития общества окружающий человека мир, очевидно, воспринимался единым. В свое время С. Н. Савченко среди изображений на Большом Шигирском идоле выделила персонажи, олицетворяющие водную (№2) и небесную (№3) стихии, фигуры, воплощающие женское (№7) и мужское (№8) начало, мир растений (№4) и мир животных (№6) и предположила, что здесь передана картина сотворения мира. Часть персонажей идола имеет аналогии в более ранних и более поздних археологических материалах. Женский персонаж №7 находит параллель в позднепалеолитических изображениях «Красного панно» на потолке Дальнего зала Игнатиевской пещеры, где также есть женское изображение с вертикальными рядами точек между ногами. Фигура женщины является одной из основных фигур пещерного панно наряду с фигурой зверя-самца. В.Т. Петрин полагал, что эта композиция отражает миф о начале сотворения мира, когда из хаоса рождается миропорядок. Одновременно с этим, возможно, в изображениях панно выражены представления, связанные с культом первопредка, зародившиеся еще в палеолите. Первопредком могло быть животное, птица, растение, гора, солнце и т.д. Некоторые персонажи идола (№ 3, № 4, № 6) находят аналогии среди гравированных и литых тотемных изображений раннего железного века. Это позволяет предположить, что в системе мифологических представлений, запечатленной на Большом Шигирском идоле, могли быть зафиксированы и представления о духах-первопредках. Если здесь представлены мифы о происхождении мира и людей, тогда вертикальное расположение фигур может отражать последовательность событий. Если это изображения духов, населявших окружающий человека мир, то вертикальная постановка фигур может говорить об определенной иерархии представленных образов.

Результаты анализа древесины скульптуры

Идол сделан из ствола лиственницы. В начальный период развития лиственницы ее ветви направлены вверх в соответствии с ростом дерева, но впоследствии ветки растут горизонтально или по направлению к земле. В случае с Шигирским идолом ветки дерева росли вверх, и их положение позволяет установить, что голова скульптуры размещена на верхнем конце ствола дерева и на макушке головы отчетливо видны узкие годичные кольца. Эти кольца соответствуют узким годичным кольцам, прослеженным в нижней части скульптуры, из которой были отобраны образцы. Это наблюдение является убедительным аргументом в пользу целостности скульптуры и принадлежности всех ее фрагментов к одному древесному стволу. Годичные кольца видны также на различных фрагментах туловища скульптуры, и они подтверждают, что все эти часи происходят от одного ствола. Орнамент в виде зигзага на боковых поверхностях был, вероятно, сделан на последнем кольце. Годичные кольца прослеживаются на поверхности и в различных срезах орнамента.

Всего было насчитано 159 годовых колец, 137 из них удалось измерить. Первые 18 колец значительно уже других. Это указывает на тяжелые условия на ранней стадии роста дерева, возможно, вызванные соседними деревьями. В возрасте около 20 лет дерево стабилизировалось, и фаза устойчивого роста продолжалась до 60 лет. В последующий период наблюдается нестабильная скорость роста. В пределах 30-летнего периода ее значительное снижение говорит о повторяющихся трудных климатических условиях, которые были, вероятно, также тяжелыми и для охотников-собирателей того времени. Среднегодовой прирост в 2,49 мм значительно ниже современного (так, среднегодовой прирост в субальпийской зоне Южного Урала составляет 9,89 мм). Современные значения показывают и более высокую вариабельность и стандартные отклонения, а также более низкую автокорреляцию (AC (1) от 0,5 до 0,76). Однако более детальная интерпретация этой последовательности будет возможна при наличии большей информации о местных условиях и при сравнении с последовательностями годичных колец других деревьев этого времени. На интерпретацию одного образца могут оказывать влияние случайные местные условия и события.

Следы обработки скульптуры и орудия

Идол изготовлен из продольно расщепленного ствола. Для скульптуры использовали бльшую часть ствола, о чем говорит наличие сердцевины дерева. Концы бревна — макушка головы и основание скульптуры — затесаны наискось шлифованным теслом с широким слабо выпуклым лезвием, следы которого хорошо видны на основании идола. На голове следы тесла сглажены последующей шлифовкой, на отдельных местах они частично сохранились.

Плоскости тулова выровнены остро заточенным шлифованным теслом с прямым лезвием, его следы видны в основании идола на лицевой стороне. Работа велась по свежесрубленной древесине, о чем говорит четкость следов и отсутствие смятости, заломов и заусенцев, возникающих при обработке сухой древесины. После отески плоскости выровнены шлифовкой, снявшей следы тесла. Затем каменными шлифованными стамесками с острым лезвием с малым углом заточки вырезаны изображения на плоскостях и орнамент на краях скульптуры. Использовались, как минимум, две стамески: одна с лезвием шириной 2–3 см, другая — 4–5 см. Четкость следов говорит о работе по свежей древесине, вероятно, сразу после выравнивания плоскостей. Эти же или подобные стамески использовались и для моделировки личин на плоскостях скульптуры и лица головы идола. Стружка снималась горизонтальными срезами от низа личины к бровям и подрубалась вертикальными ударами, что видно по характерным следам и морфологии поверхности скульптуры.

Нос основной личины хорошо выделен, но несколько сжат, слева от него проходит глубокая трещина. Рот выбран изогнутым кремневым инструментом типа ложкаря. Надбровные дуги постепенно понижаются к носу, глаза врезаны в поверхность лица. Зрачок правого глаза подчеркнут дополнительным углублением, а зрачок левого глаза — сучком. Зрачки выбраны короткими срезами изогнутым инструментом типа штихеля с гладким лезвием. Скорее всего, для этой цели использовались резцы нижних челюстей бобра.

Орудия из нижних челюстей бобра, применявшиеся для работ по дереву, встречены в нижнем раннемезолитическом V культурном слое стоянки Береговая II на Горбуновском торфянике. Это единственный исследованный в Зауралье культурный слой, сопоставимый по времени с Большим Шигирским идолом. В слое также обнаружены обломки и заготовки каменных рубящих шлифованных орудий. Здесь же найдено сосновое бревно (датировано ГИН-14135: 9 850±40 ВР — 9 317– 9 266 кал. л. до н.э.), выровненное шлифованным каменным теслом. Следовательно, уже в начале мезолита население Среднего Зауралья обладало полным набором орудий, при помощи которых был изготовлен Большой Шигирский идол.

После изготовления идол некоторое время стоял вертикально. Выступы в его основании плоско смяты от контакта с твердой поверхностью под воздействием значительного веса скульптуры. Следов гниения на основании идола не отмечено, т.е. он не только не вкапывался, но и не касался земли. Вероятнее всего, он стоял на камне. В это время образовалась первая генерация трещин. Наиболее глубокая из них начинается на голове и проходит практически через всю скульптуру, при этом в верхней части идола ее глубина и ширина максимальны. Это также подтверждает вертикальное положение идола, когда верхняя часть бревна рассыхалась сильнее и быстрее, чем нижняя. Вероятно, скульптура стояла на берегу, поскольку быстро попала в воду, что подтверждается отсутствием следов гниения на ее поверхности. Хорошо сохранившаяся поверхность с очень легкими следами окатанности указывает на короткий период плавания предмета (по мнению К.-У. Хойсснера, не более 1 года), после чего он затонул. Сохранившаяся древняя поверхность скульптуры, не нарушенная позднейшими утратами, покрыта темной торфяной патиной. Такая же патина есть на поверхности трещин первой генерации: эти трещины были заполнены темно-коричневым торфом, который хорошо сохранился на их дне. Следов сапропеля, ила или минеральных донных отложений на поверхности скульптуры и в древних трещинах не обнаружено. Это говорит о том, что идол затонул в прибрежной зоне на глубине менее метра, где откладывается торф.

Датировка объекта

Материалы и методы. С 1990-х гг. радиоуглеродное датирование существенно развилось, и применение технологии ускорительной масс-спектрометрии (АМС) значительно сократило необходимую массу образца для датирования. В последние годы также достигнут прогресс в подготовке образцов. C учетом этого 22 июня 2014 г. была предпринята новая попытка датирования Большого Шигирского идола. В нескольких сантиметрах выше предыдущего разреза были отобраны образцы древесины с минимально возможным ущербом. Узкая полоса, пересекающая годичные кольца, была тщательно зачищена бритвой. С целью усиления контраста эта полоса была помечена мелом. Кольца были подсчитаны с помощью стереомикроскопа МБС-10. Отбор образцов для АМС датирования осуществлялся по подсчитанным древесным кольцам. Образцы 1–4 были отобраны с шагом в 50 лет. Каждый образец состоял из 4 годичных колец. Поскольку скульптура была сделана из расщепленной доски образец 1 находился в центре дерева, а образец 4 располагался вблизи крайних годичных колец. Последующие образцы 5–7 были взяты между образцами 1 и 2, 2 и 3. Поскольку идол был найден около 120 лет назад, следовало ожидать, что скульптура неоднократно подвергалась консервации при помощи различных материалов и химикатов. Из участков, которые явно были подвержены этой обработке, образцы не отбирались. Все образцы были помещены в стеклянные контейнеры и переданы в лабораторию Клауса Чира (Мангейм). Обработка образцов проводилась в соответствии с современными требованиями. Сначала образцы были обработаны кислым раствором и хлороформом для удаления консервантов. Затем был применен метод обработки попеременно кислотой — щелочью — кислотой с применением HCl, NaOH и HCl с последующей промывкой NaCl2O для получения целлюлозы. Последняя была сожжена в анализаторе элементов, и углекислый газ был при помощи катализатора превращен в графит. Измерение образцов проводилось при помощи MICADAS ускорителя.

Результаты АМС датирования. Все образцы были успешно измерены. Однако результаты показали существенное различие. Образцы 1 и 4 хорошо соответствуют друг другу и дают наиболее поздние даты — примерно от 7 000 до 6 000 кал. лет до н.э. (MAN-21895: 7 930±36 BP; MAN-21898: 7 864±36 BP). Эти результаты указывают на начало атлантического периода. Результаты образца 5 (MAN-22436: 8 957±28 BP), как и образцов 3 и 7 из внутренней части скульптуры, значительно древнее (MAN-22438: 9 262±29 BP; MAN-21897: 9 450±40 BP) и относят скульптуру к пребореальному периоду и началу бореального периода (от 9 000 до 8 000 кал. лет до н.э.). Результаты образцов 2 и 6 (MAN-21896: 10 238±43 BP; MAN-22437: 10 518±32 BP) еще древнее и указывают на конец плейстоцена (от 10 500 до 10 000 кал. лет до н.э.).

Обсуждение дат. Результаты семи новых АМС дат подтверждают датировку скульптуры каменным веком, но разница почти в 3 000 лет требует объяснения. С момента обнаружения скульптура неоднократно консервировалась. Изучение ее поверхности подтвердило применение воска для консервации и реставрации повреждений. В 1997 г. деревянная скульптура была обработана реставратором О.А. Туберозовой. Пустоты от отбора образцов 1997 г. заполнены измельченной древесиной, смешанной с 10 %-м раствором бутилакрилата (БМК), растворенном в ацетоне и уайт-спирите. Поверхность скульптуры была закреплена бутилакрилатом (БМК), растворенном в ацетоне и уайт-спирите с увеличением концентрации от 3 % до 10 %. Эффекты от такой обработки должны в наибольшей степени проявляться на поверхности объекта. Несмотря на тщательную подготовку образцов, вероятно, консерванты не были полностью удалены. Очевидно, что образцы 1 и 4, взятые наиболее близко к поверхности, подверглись обработке консервантами в наибольшей степени. Это подтверждается корреляцией между расстоянием образца от поверхности скульптуры и результатами АМС датирования: более древние даты получены у образцов, взятых из внутренней части скульптуры. Поэтому мы считаем, что даты образцов 2 и 6 наиболее надежны.

В 1997 г. для датировки Большого Шигирского идола традиционным радиоуглеродным методом образцы были взяты из разрезов в нижней и средней частях скульптуры. Это было сделано до того, как идол был обработан бутилакрилатом. Были получены три даты (ГИН-9467/1: 8 680±140 BP; ГИН-9467/2: 8 750±60 BP; ЛЕ-5303: 8 620±70 BP), хорошо согласующиеся друг с другом в интервале от 7 900 дo 7 600 кал. лет до н.э. Как же можно объяснить разницу между этими датами и вновь полученными? Сходство трех первых дат может быть объяснено использованием крупных образцов, необходимых для традиционного радиоуглеродного метода. Древесина внешней и внутренней частей была перемешана, и даты получились усредненными. В соответствии с вышеизложенным новые даты более надежны и относят монументальную скульптуру из Шигирского торфяника к более раннему времени. АМС даты образцов 2 и 6 из внутренней части скульптуры, наиболее удаленной от поверхности, обработанной консервантами, указывают на то, что скульптура сделана около 11 000 кал. л. н., что близко переходу от позднего дриаса к пребореальному периоду (около 9 600 кал. лет до н. э.). Сильное колебание калибровочной кривой на переходе к голоцену делает попытки более аккуратного датирования для этого отрезка времени затруднительными.

Пыльцевые диаграммы Горбуновского и Шигирского торфяников показывают присутствие в спектрах позднего дриаса пыльцы лиственницы, которая составляет 12 % пыльцы древесных пород. Спектры начала пребореального периода с Шигирского торфяника отражают растительность редкостойных лиственничных лесов с примесью ели и березы. Климатические условия холодные, близкие к лесотундровым. В нижнем слое оторфованного сапропеля, перекрывающего раннемезолитический V культурный слой стоянки Береговая II на Горбуновском торфянике, господствует пыльца березы, значительно меньше пыльцы сосны, присутствует пыльца ели, лиственницы, ивы. Спектры этой палинозоны указывают на произрастание здесь лиственничноберезовых лесов с примесью ели в сочетании с мезофильными лугами и соответствуют елово-лиственничной стадии пребореального периода. Хотя пыльцы лиственницы в спектрах содержится немного, следует учесть, что в этом слое найдено большое количество шишек и веток лиственницы и только одна шишка ели, шишки же сосны отсутствуют. Последовательность годичных колец Шигирского идола отражает суровые условия произрастания дерева, что хорошо согласуется с результатами анализа пыльцы и растительных макроостатков из разрезов Шигирского и Горбуновского торфяников.

По сведениям В.Я. Толмачева, идол найден в торфе. Это подтверждается остатками торфа во впадинах и древних трещинах скульптуры. В самом начале голоцена в Среднем Зауралье имели место процессы торфообразования, что было связано с понижением уровня водоемов в начальную, более сухую и теплую, фазу пребореального периода. Подобная подсапропелевая прослойка торфа была зафиксирована Н.А. Хотинским на Горбуновском торфянике и отнесена по результатам палинологического анализа к началу пребореального периода. Вероятно, к этому времени и относится погребение Большого Шигирского идола, когда слой торфа уже частично отложился и продолжал откладываться на месте его обнаружения в восточной части Шигирского торфяника.

О заселенности в пребореальном периоде берегов Шигирского палеоозера, помимо дат Большого Шигирского идола, свидетельствуют даты рогового скульптурного навершия (AAR24229: 9 698±36 BP — 9 197±42 кал. лет до н. э.) и вкладышевого наконечника стрелы (OxA-22282: 9 470±45 BP — 9 120–8 630 кал. лет до н.э.) из Шигирской коллекции случайных находок.

Дискуссия

Два предмета, найденных в конце XIX в. на Шигирском торфянике, играют важную роль для понимания искусства раннего мезолита в Зауралье. Серия АМС дат позволяет отнести Большой Шигирский идол с наибольшей вероятностью к рубежу плейстоцена и голоцена — к началу пребореального периода в интервале от 9 600 до 9 000 кал. лет до н. э. Исследование древесины говорит о том, что скульптура была сделана из свежесрубленного ствола лиственницы. Фигура, первоначально достигавшая 5,3 м высоты, знаменита своим монументальным характером и необычными антропоморфными изображениями, включающими скульптурную голову на верхнем конце и не менее семи персонажей на плоскостях. Примерно к этому же времени относится зооморфное навершие в виде головы фантастического хищного зверя, мастерски выполненное из рога лося в технике объемного резания, гравировки, шлифовки и полировки.

Стоянок позднего палеолита и раннего мезолита в Зауралье известно мало. Капова пещера, расположенная на Южном Урале примерно в 500 км к юго-западу от Екатеринбурга, хорошо известна благодаря рисункам, изображающим мамонтов, шерстистых носорогов и лошадей, относящимся к концу позднего палеолита. В Игнатиевской пещере, находящейся примерно в 150 км к северу от Каповой, также встречены рисунки, выполненные красной и черной краской, которые могут относиться к концу палеолита. Отмечается общее сходство изображений из этих пещер с пещерным искусством Франции и Испании. Открытие рисунков, изображающих животных, в пещере Колибоайя в Румынии подтвердило, что верхнепалеолитическое пещерное искусство присутствует на востоке Центральной Европы. Большое количество произведений мелкой пластики известно в позднем палеолите Восточной Европы, а также далее на восток.

Памятники финального палеолита — раннего мезолита в Зауралье пока не дали материалов, которые можно было бы сравнить с двумя выдающимися находками с Шигирского торфяника. Поэтому представляет интерес более широкий обзор. В Волго-Окском междуречье, около 1 700 км от Зауралья на запад орнаментированные изделия, прежде всего предметы вооружения, близкие пока не датированным орнаментированным артефактам Шигирской коллекции, известны на всем протяжении мезолита, а в позднемезолитических слоях стоянок Ивановское 7 и Замостье 2 встречены навершия в виде фантастических зверей, имеющие определенное сходство с навершием из Шигирского торфяника. В среднем мезолите орнаментированные изделия из кости, рога и дерева широко представлены в культуре Веретье в Восточном Прионежье, однако аналогий Большому Шигирскому идолу и шигирскому навершию здесь нет.

В Центральной и Западной Европе, примерно в 3 500 км к западу от Зауралья, имеется несколько находок конца палеолита (около 12 000 – 9 600 кал. лет до н.э.), которые говорят о существовании мелкой пластики в памятниках поздней верхнепалеолитической традиции. Небольшие фигурки лосей из янтаря, рога, гальки с геометрическим гравированным орнаментом или следами краски датируются аллередом. Несколько декорированных предметов, включая отдельные антропоморфные гравировки и объекты с геометрическим орнаментом, относятся к позднему дриасу. В раннем мезолите гравировки небольших схематических антропоморфных фигур и животных на изделиях из кости и рога изредка встречаются в культуре маглемозе в Западной Прибалтике. Эти изображения не имеют ничего общего с более ранним стилем антропоморфной скульптуры или фасовыми изображениями, также здесь не известны декорированные изделия из дерева или фигуры животных, подобные находкам из Шигирского торфяника.

В Леванте и соседних регионах, около 2 500 км к юго-западу от Зауралья, значительное количество разнообразных проявлений искусства конца плейстоцена — начала голоцена (около 12 000 – 9 600 кал. лет до н.э.) отмечено на ряде памятников. Юго-Восточная Анатолия является сегодня единственным регионом, кроме Урала, где имеется монументальная антропоморфная культовая скульптура, созданная в начале голоцена. На памятнике Гёбекды Тепе изучены круговые каменные конструкции с антропоморфными каменными стелами высотой до 4 м, на некоторых из них вырезаны изображения газелей, лис, птиц и змей. Здесь же встречены произведения мелкой пластики. Считается, что эти конструкции были ритуальными площадками. Нет сомнений, что стелы были воздвигнуты в ранний период существования памятника (около 9 600 – 8 800 кал. лет до н.э.).

Находки с Шигирского торфяника говорят о существовании в Зауралье на рубеже плейстоцена и голоцена высокоразвитого искусства, включающего как монументальную антропоморфную скульптуру, так и предметы мобильного искусства. Эти уникальные артефакты синхронны подобным выдающимся находкам с памятников Юго-Восточной Анатолии. Рассмотренные предметы из обоих регионов показывают, что духовный мир и искусство охотников-собирателей начала голоцена были гораздо богаче и сложнее, чем исследователи считали до недавнего времени.

Источник: Уральский исторический вестник, N”1 (58), 2018

09.12.2021