Носков Юрий

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КРУГ

ГЛАВА 8. РУССКИЙ МИР

ОБЩЕЕ ДЕЛО

Один и камень не сдвинешь,

А артелью и гору поднимешь.

/пословица/

Человек явление социальное, да и человеком-то стал благодаря своей социальности, то есть некоторых свойств, проявляющихся не на уровне индивида, а на уровне общего.

Величайшим изобретением, способствовавшим возвышению человека в природе стало разделение труда. Именно оно позволило, с одной стороны, высвободить время для других занятий, а, с другой, содействовало объединению людей. С этим процессом теснейшим образом связан другой - накопление и передача знаний и опыта. Всё это привело к появлению того, что мы сейчас называем культурой, и сделало человека разумным. А на более общем уровне, как подметил автор теории общего дела Н.Ф. Фёдоров, "через нас, через разумные существа, природа достигает самосознания и самоуправления..."

То или иное человеческое общество и его культура формировались в течение тысячелетий в рамках естественной природной среды различных регионов со своими природно-климатическими особенностями, что наложило неизгладимые следы не только на внешний вид людей, их образ жизни, но и на мировоззрение и духовность, сформировав адекватные этой среде проявления внутренней, на уровне подсознания, системы верований и традиций.

И то, что сейчас мы называем русским миром, бесспорно один из таких региональных ареалов со своей уникальной системой координат и со своим общим взаимовлиянием и взаимопереплетением - общим делом осознанной и осмысленной жизни на земле. Хроники, как правило, отражают лишь историю правителей и их окружения. Но здесь же, как бы в другой плоскости, всегда существует и другая реальность, другая организация общества - параллельная и сетевая. Вот собственно на неё и следует обратить внимание, говоря об общем деле. Стоит также отметить, что эта параллельная реальность по своей сути и структуре абсолютно языческая (не религиозная) и гораздо более основополагающая чем государство.

В русском языке слово "мир" многозначно и очень точно отражает суть рассматриваемых социальных явлений. С одной стороны "мир" - это окружающая нас среда как единое природное целое, с другой стороны, "мир" - это некоторая уникальная общность со своими характерными чертами, с третьей стороны "мир" - это некоторое состояние гармонии (лада), которое и позволяет людям жить и развиваться.

Каждый участник общего дела вносит в него свой вклад, а взамен получает защиту и подпитку общей духовно-энергетической среды, которую мы и творим общими усилиями. И очень важно, чтобы люди осознавали это. В памяти поколений остаются лишь имена тех, кто внёс вклад в это общее поле. Об этом слова А.В. Суворова: "Истинная слава не может быть отыскана: она проистекает из самопожертвования на пользу блага общего".

Русский мир - это вовсе не только и даже не столько совокупность людей русской национальности. Это нечто, что собственно и сформировало эту национальность из отдельных племён и народов. И это нечто есть система взглядов, ценностей и принципов, которые накапливались и передавались как в культуре в целом так и в языке в частности. Общее дело объединяло людей в единый субъект, со своим неповторимым взглядом на действительность и будущее. Этот процесс продолжается и сейчас. А для малых коренных народов нашей земли духовно-смысловая энергетика русского мира была всегда надёжным убежищем в трудное время. И всегда, когда народ следовал этим незримым нормам, были победы и успехи. И наоборот, когда отступал от них, увлекаясь чужими теориями, возникали проблемы.

Можно привести множество примеров проявления общего дела на уровне небольших групп единомышленников. Но гораздо более значимы явления общерусского масштаба. Очень характерным примером здесь может служить уникальный исторический факт освоения Сибири сначала Ермаком, а затем группами переселенцев. Запорожская Сечь, которая, не входя в Государство Российское, тем не менее, живя своей вольной жизнью, никогда себя от Руси не отделяла и надёжно прикрывала самую опасную границу России. Их эстафету в дальнейшем приняло казачество, предпочитавшее трудную, но вольную самоуправляемую жизнь пограничья рабской жизни внутренних районов. И в смутное время русский мир нашёл в себе силы самоорганизоваться и изгнать врагов из Кремля, восстановить русское государство. А во время Великой Отечественной войны, лишь после того как был разбужен русский дух и народ поднялся на общее дело защиты родной земли, удалось победить самого опасного врага.

Отличительной особенностью русского мира является сформировавшаяся веками система взглядов и ценностей на основе кругового принципа, корни которого берут начало в языческой (то есть народной) систематике концентрической организации общества. Именно поэтому настоящая книга и называется "Русский народный круг".

Узлами народного мира служат общины и проекты. Опорными же точками всегда были священные места на русской земле, они дают ему основу, а звездная картина неба и духовные стихии оформляют её сверху. Мир живёт и дышит полной грудью на родной земле, хотя и имеет свои небольшие группы, живущие среди других стран и народов.

В российское общественное сознание активно пытаются вбить мысль, что крепкое и устойчивое государство можно создать лишь на основе монотеистических доктрин. Но это совершенно не так. В истории можно привести примеры процветающих стран, построенных и на основе политеизмов, обладающих гораздо более широкими возможностями. И в русской истории также можно найти примеры использования такой систематики. Особенно много их в конструкции СССР, народного по своей идее государства, хотя они и сглажены однопартийностью и идеологическими рамками.

Государство это очень важный субъект, это как бы тот корабль, на котором народ плывёт по волнам истории. А народное государство в свою очередь таково, что народ в нём и не пассажиры, и не наёмные матросы, а полноправные его хозяева. И пожалуй лишь концептуалистика ответственного народничества и позволяет по большому счёту этого достичь. При этом государством будет не только территория и властная группа, но и все граждане.

Современная Конституция России, определяющая государственное устройство страны, задаёт демократический характер государства. Это полностью соответствует языческой (народнической) систематике. Здесь лишь нужно найти адекватную форму её реализации в рамках своего культурно-мировоззренческого кода, который определяет соотношение государства и мира как Отечества и Родины.

Общее дело не замыкается рамками государства, оно имеет своё продолжение и на общепланетном уровне. Каждый человек, каждая культура, каждый цивилизационный мир вносят свой вклад в строительство ноосферы и мы все в ответе не только за сохранение жизни на земле, но и за то, какой она будет.