Носков Юрий

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КРУГ

ГЛАВА 5. ВЕЩЕЕ СЛОВО

ДАР РЕЧИ

Скажи заветное он слово -

И миром новым естество

Всегда откликнуться готово

На голос родственный его.

/Ф.И. Тютчев/

Людям дан великий дар - речь, способность передавать свои чувства, мысли, мечты близким и дальним как в пространстве, так и во времени. Обычные на первый взгляд слова, соединенные определённым образом, оказываются иногда долговечнее и крепче самых прочных материальных объектов. Словом можно приласкать, а можно и ранить. Словом можно человека лишить сил и даже жизни, а можно поднять на подвиг. И намерения людей, сформулированные словами, иногда овеществляются, становясь реальными делами и творениями, если слова такие были вещими.

Творящую силу слова каждый из нас использует ежедневно. Но особенно сильное влияние оказывают те, кто отмечен высшим мастерством, получив такой дар от природы или достигнув его своим умом и трудолюбием. Когда-то в былые времена это были баяны и сказители, потом на смену им пришли поэты, певцы, философы и писатели. Самой же большой силой наделены слова людей, овладевших целостным видением процессов окружающего мира, именно они способны сегодня выполнять роль штурманов информационного моря.

В русской народной культуре и традиции вещие слова, несущие миротворящие смыслы, могут существовать как в устной форме, так и в письменном виде. Письменная форма годится для хранения и передачи, но живёт слово лишь в устном воспроизведении, когда каждый может стать и соучастником, и сотворцом, пропуская через себя, что-то изменяя и добавляя, адаптируя к конкретным реалиям.

Самой сильной формой вещей словесности являются молитвы, так как обращаются они к богам, то есть к основам, к высшим категориям бытия. Молитва, как правило, индивидуальна, но известны примеры и коллективных молитв. В них люди обращаются к богам за помощью или советом. И представьте себе, помощь и совет может последовать. Молитва позволяет сосредоточить внимание на самом главном, сформулировать жизненную ситуацию, а это уже не мало. Это позволяет зачастую на уровне подсознания самому найти правильное решение, а также использовать те явления, что во всех культурах связывают с проявлением божественного. Сюжеты сказок доносят и древние пласты фрагментов молитв, когда к богам обращались через подвластные им стихии, например, "ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч..."

Другим примером вещей словесности являются заговоры ("вещба" - тайное, крепкое слово), они существуют почти на все случаи жизни: на удачную охоту, как оберег от болезней, порчи и всякого зла, заклинания удачи и так далее. А заговаривание зубов так вообще на протяжении веков было основным методом их лечения, так что даже в поговорку превратилось. Русский народ, будучи в делах веры привержен обряду, сохранял твёрдое убеждение, что заговор действует лишь тогда, если в нём не опущено и не изменено ни единое слово. Оттого в них и дошли до нас из седой древности слова, обращённые к родным богам. Перед заговором, как правило, следует молитва, в которой призываются на помощь боги или испрашивается их совет, чтобы они направили дело в правильное русло. В тексте заговоров обращаются к Небу высокому, к Грому гремучему, Солнцу ходячему, к Матери Сырой Земле. При заговорах используется собственная психическая энергия человека (животный магнетизм или по современному биополе), так что требуется особая осторожность.

Формой словесности обратной заговорам служат гадания (ворожба) с использованием устного творчества. При этом произносятся определенные присловья и определяется к кому из присутствующих они относятся. От слова гадать берёт начало и слово загадка. Широко известны простые загадки, которым соответствует слово-отгадка.

Самым же распространённым и доступным народным источником вещих смыслов являются песни. Душевный посыл передается в них зачастую минуя рациональное осмысление. Именно в песне наиболее явно душа с душою говорит, именно в ней наиболее явно проявляется и сотворчество, и соучастие. Русская культура накопила огромный песенный репертуар на все случаи жизни. В них слышны и отголоски глубокой древности, и ритмы современности, и личные переживания, и призывы общего дела. Песня как ничто другое соединяет людей и направляет их индивидуальные помыслы в заданном направлении.

Из глубины веков доходят до нас не только старинные песни, но и былины. Само слово говорит, что это "быль", но приукрашенная, а иногда и мифологическими персонажами населённая. Сейчас былины перекочевали в книжки, ранее же веками передавались из уст в уста, храня седую старину.

Другой широко известный жанр - сказки. В отличие от былин сказки это фантастический вымысел, где звери человеческим голосом говорят и ковры сами летают. Главное же в сказке то, что "сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок". Сказки без нравственного посыла, без определения мировоззренческих норм не бывает.

Отдельно стоит отметить сказы, соединяющие быль и сказку. Наиболее известные из них конечно же сказы Бажова, запечатлевшие народные предания Урала.

Известен и ещё один вид волшебного словотворчества - кощуны. Это некий аналог европейских мифов. Персонажами кощун выступают боги. В этом жанре каких-то значимых произведений не известно, а само вольное обращение с богами привело к тому, что к кощунам выработалось весьма негативное отношение, даже слово особое появилось "кощунствовать", то есть надругаться над святыней.

Глубинная индо-арийская традиция опирается на особый вид произведений - веды. Слово это означает "дающие знания", причём высшего смыслового значения. Русская устная словесность вед как специального типа произведений не знает. Хотя попытки создать их в письменном виде делались неоднократно, но как-то они не приживаются. Роль вед в русской языческой культуре взяли на себя особый вид произведений с названием "слово", например, "Слово о полку Игореве".

Совершенно уникальную роль в информационном поле выполняют произведения, определяющие возможные варианты развития будущего. Это относится как к конкретным профессиональным направлениям, так и жизни страны в целом или даже всего человечества. Вещие слова, преобразующие действительность на этом уровне, имеют наивысший смысл. В русской народной традиции примером такого стратегирования на бытовом уровне служили ранее святочные обряды заклинания года на удачу, когда весь год как бы проживался в положительном ключе в несколько дней.

Говоря о вещей словесности, то есть способной овеществляться, творящей реальность, стоит напомнить и об особой ответственности. Слово "ответственность" несёт как бы два смысла. Во-первых, оно говорит об осторожности и не причинении вреда, а, во-вторых, о наличии обратной связи, ответа (отклика) от окружающих.