Юрий Носков

ВВЕДЕНИЕ В КОСМИЧЕСКУЮ ЭРУ

Концепция геостационарной политики

ГЛАВА 3. МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

3.2 СТРАНЫ, НЕ ВХОДЯЩИЕ В ОБОЗНАЧЕННЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Выделение девяти цивилизаций как самостоятельных геополитических игроков вовсе не означает, что не может быть стран, не входящих ни в одну из них. Вхождение той или иной страны в то или иное региональное объединение это как появление нового члена семьи, не всегда страна сможет прижиться там, если даже её руководство желает этого. Кроме того наличие стран вне региональных союзов обусловлено во многом недостаточно гибкими формами самих объединений. В целом такие страны, не являясь самостоятельными субъектами реальной мировой политики могут быть как полем противостояния, так и при взвешенной политике иметь существенные плюсы. Здесь стоит обратить внимание на несколько таких стран.

МОНГОЛИЯ. Страна не имеет выхода к морю, плотно зажата между Россией и Китаем, так что выбор у неё не велик. Пока статус страны как раз и можно считать внерегиональным, но как бы не гарантированным. Однако экономическое проникновение Китая нарастает, так что Монголии рано или поздно придётся определяться. И не исключено, что вхождение в Содружество Беловодья в качестве ассоциированного члена может стать гарантией сохранения суверенитета.

ИРАН. Конфликтная ситуация вокруг Тегерана во многом связана с неурегулированностью и неопределенностью положения страны в общемировом контексте. Стать самостоятельным мировым полюсом у Ирана нет никаких шансов, но он может присоединиться к любому из трёх соседних регионов - либо к цивилизации Аравии и Северной Африки, либо к странам Индостана, либо к Содружеству Беловодья. Претензии Ирана стать лидером исламского мира вызывают противодействие в арабском мире, а жёсткий конфликт с Израилем ещё больше усугубляет ситуацию. Так что шансы Ирана на союз со странами Аравии и Северной Африки близки к нулю, выстроить коридор к Средиземному морю тоже не дадут. Интеграция со странами Индостана ещё менее вероятна. Наибольшие шансы у Ирана постепенно войти в Содружество, образовавшееся на территории бывшего СССР, по мягкой ассоциированной схеме. К тому же уже сейчас на уровне глобальной безопасности Иран практически спрятался под ядерный зонтик России. Процесс интеграции здесь не может быть быстрым, но глубинные арийские корни иранцев и стратегические выгоды позволяют этого достичь. Рано или поздно Ирану нужно будет выходить из состояния теократического государства и именно в рамках Беловодья для этого можно будет найти концептуальные основы.

ТУРЦИЯ. Эта страна также оказалась на распутье трех цивилизаций. Анкара давно и безуспешно стучится в двери Евросоюза. Шанс попасть ей туда практически равен нулю. Наблюдаются и попытки вхождение Турции в регион Аравии и Северной Африки с активным разыгрыванием исламского фактора. Однако ислам в современных условиях не может стать основой регионального единства, а какие-то новые, адекватные вызовам времени принципы здесь ещё должны родиться. В любом случае этот регион пока на роль самостоятельного мирового игрока не тянет, так что и присоединяться пока не к кому. Турция может войти и в СНГ, чему способствуют и её чрезвычайно выгодное географическое положение, и тюркские этнические корни, да и на уровне высших смыслов слово "бог" в турецком языке берёт начало из тенгри, а вовсе не из ислама. Однако любой из сценариев потребует от страны существенной смысловой трансформации, а этот процесс не быстрый.

ЯПОНИЯ. С момента завершения Второй мировой войны страна находится под полным контролем США. При наличии свободного выбора, учитывая культурный и экономический потенциал, Япония вряд ли выбрала бы цивилизационное единство с США, где ей всегда будет уготована лишь подчинённая роль. С Китаем цивилизационное единство также невозможно, учитывая предысторию. Добровольное единение Японии с СНГ хотя теоретически возможно и даже весьма выгодно сторонам, но также маловероятно. Статус внерегиональной суверенной страны был бы для Японии на данном этапе наиболее предпочтительным. А затем страна могла бы сама выбрать какое из объединений ей ближе. Например, присоединившись к АСЕАН, она сразу подняла бы этот регион на мировой уровень значимости.

И ряд других государств.

Для стран, по каким-то причинам оказавшимся вне региональных объединений, необходимы также определённые правила игры. Таковыми, например, могут быть условия прозрачности их политической и иной деятельности, отказ от оружия массового поражения и подобные самоограничения. Хорошим выходом также может быть ассоциированное членство в одной из соседних цивилизаций, что обеспечит представление их интересов на глобальном уровне.