Юрий Носков

ВВЕДЕНИЕ В КОСМИЧЕСКУЮ ЭРУ

Концепция геостационарной политики

ВВЕДЕНИЕ

Так связан, съединен от века

Союзом кровного родства

Разумный гений человека

С творящей силой естества...

Скажи заветное он слово -

И миром новым естество

Всегда откликнуться готово

На голос родственный его.

/Ф.И. Тютчев/

Отказ от концепции двуполярного мира в конце двадцатого века привёл к поистине тектоническим изменениям как на политической карте мира, так и в умах людей, активизировал обсуждение вариантов будущего мироустройства.

При этом на передний план в обсуждениях вышли стратегии, наиболее рельефно отражённые в двух широко известных работах.

С одной стороны выделяется книга Френсиса Фукуямы "Конец истории". С распадом СССР и лагеря социализма, завершения глобального противостояния все ждали начала всеобщего благоденствия в рамках общих правил, отсюда и название работы. Но США, одержавшие победу в холодной войне, вовсе и не планировали равноправных условий, хотя бы потому, что ресурсов на всех не хватает. При этом стоит отчасти согласиться с Фукуямой, человеческая история как история войн и глобальных конфликтов подходит к концу в любом случае, или человечество уничтожит себя, или найдёт способ жить, ведя жизненное противоборство в другой, менее разрушительной, хотя возможно и не менее острой плоскости. Заканчивается одна история, начинается другая история.

С другой стороны стоит обратить внимание на книгу Сэмюэла Хантингтона "Столкновение цивилизаций". В ней автор, осознавая многообразие мира, вполне определённо выделяет цивилизации как основные субъекты истории и отмечает невозможность их приведения к единому пространству. Совершенно очевидно, что любые попытки движения в этом направлении будут приводить к конфликтам. И то, что одна из цивилизаций, к которой и принадлежит Хантингтон, активно раздувает конфликты, сталкивая другие, не желающие становиться их протекторатами, тоже ни для кого не секрет. Поэтому согласимся с автором в том, что существует объективно несколько цивилизаций, но попробуем понять, что нужно сделать, чтобы исключить их столкновение.

Две обозначенные выше концепции отражают весьма безрадостное будущее для мирового сообщества в целом, поэтому попробуем подобно гомеровскому Одиссею, найти путь между этими Сциллой и Харибдой. Таким выходом могла бы стать самоидентификация цивилизаций как территорий со своей историей, культурой и образом жизни, а не выпячиванием идеологической или религиозной составляющих, автоматически приводящих к конфликтам. Необходимо перейти от фундаментализмов идей и доктрин (в том числе и религиозных) к основополагающей сути территорий и традиций народов их населяющих. То есть (по Гомеру), если не трогать быков Гелиоса, то не нужно будет и воевать с чудовищами.

Концептуальной основой настоящего трактата служит русский космизм и как мировоззрение, и как практика. Стоит напомнить, что синонимами греческого слова "космос" выступают в русском языке несколько взаимодополняющих понятий - "лад", "мир" (в смысле общества) и "свет" (тоже в общественном смысле). Они и задают общие принципы и подходы. Рассмотрение ведётся в рамках русского космизма, но так как книга посвящёна глобальным вопросам, то здесь будут отражены и космизмы, сформировавшиеся в других регионах мира.

Глобальные изменения в истории народов обычно закреплялись введением новой эры, задающей образы и смыслы нововведений, отсюда слово эра и появилось в названии настоящего трактата. Теоретическая основа в свою очередь позволяет использовать для наглядности масштабные космические мотивы.

Книга родилась из опубликованной в марте 2005 года статьи "Введение в эру Водолея", которая отсылала к циклическим образам Зодиака. Смена зодиакальных эр обусловлена астрономически прецессией земной оси с периодом приблизительно 26 тысяч лет, в результате чего полюс мира перемещается между звездами. В рамках этой концепции две тысячи лет назад произошёл переход от эры Тельца к эре Рыб (символом христианства служит именно рыба). Вроде как пришло время и для эры Водолея. Привязка к Зодиаку применительно к смене эр позволила вписаться в мировой разговор о глобальной политике на понятном большинству языке и набрать необходимую скорость.

Как только идеи реальной многополярности, изложенные в статье, стали достоянием общественности, появилась возможность сделать следующий шаг - перейти к принципу смены эр, принятому в философии русского космизма, где они определяются не астрономическими явлениями, а важными этапами в развитии человечества. 22 декабря 2011 года, то есть на зимний солнцеворот, трактат был переименован в "Введение в Космическую эру". При этом пришлось напомнить о том, что в 1961 году началась Космическая эра землян. Этот год и можно считать нулевым годом Новой эры, а 22 декабря 2011 года мы, соответственно, встретили 51 год Космической эры. Ещё во времена первого полёта Гагарина заговорили о заре Космической эры, так что всё только начинается. Реальное осознание землянами себя частью безбрежного космоса требует нового подхода к обустройству жизни на нашей замечательной планете.

Настоящая книга и формулирует этот новый подход. Здесь даётся обоснование реальной многополярности, перехода от вертикального (пирамидального) к сетевому (горизонтальному) мировому балансу сил и пространств. То есть к такому мироустройству, когда каждый регион (цивилизация) сбалансированы в рамках определенного географического ареала в культурно-мировоззренческом, экономическом, демографическом и других планах, в отличие от подхода унификации по единым эсперанто-культурным шаблонам доминирующего полюса. Так как этот подход к глобальной политике ранее не использовался, то пришлось ввести специальное понятие геостационарной политики (по аналогии с геостационарной орбитой спутников), чтобы отличать его от известных ранее подходов, в первую очередь геополитики. Возможно оно приживётся или будет найдено какое-то более точное обозначение, однозначно можно лишь утверждать, что оно абсолютно необходимо.

В первой главе излагаются основы геостационарной политики, вторая глава даёт представление о современном состоянии конкретных цивилизаций, третья и четвёртая главы посвящены межцивилизационному взаимодействию, пятая глава знакомит с проявлениями философии космизма в разных регионах мира. В библиографии собраны ссылки на труды, характеризующие цивилизации и подходы к глобализации их представителей.

Работа над трактатом будет продолжена. Требуется постоянно уточнять сведения о цивилизациях с учётом изменений. Будут совершенствоваться и дополняться другие разделы книги, в том числе с учётом замечаний читателей.