Носков Юрий

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КРУГ

ГЛАВА 3. РОД

СВАДЬБА

А эта свадьба, свадьба, свадьба пела и плясала,

И крылья эту свадьбу вдаль несли

Широкой этой свадьбе было места мало,

И неба было мало, и земли!

Широкой этой свадьбе было места мало,

И неба было мало, и земли!

/Роберт Рождественский/

Свадьба - одно из важнейших событий в жизни каждого человека. Это символический акт, обозначающий начало нового этапа в жизни. В свадебном обряде народ собрал положительный опыт многих поколений. Свадьба соединяет не только двух людей, но и два рода, а это в свою очередь основа формирования народа в целом.

Весь годовой круг праздников в русской народной традиции, уходящей корнями в глубь тысячелетий, наполнен любовной магией, а значит подготовкой к свадьбе. Гадания, зимние посиделки, игры молодёжи на Красную горку, Русалии. Наконец, вершина года - Купала, праздник этот в народном календаре непосредственно имеет смысл свадьбы.

Русская традиция в основе своей земледельческая, каждый период года расписан под свои заботы. Есть в календаре и периоды свадеб - это Красная горка и Покров, периоды свободные от сельскохозяйственных работ.

Свадьбе предшествовал ряд ритуальных мероприятий. Всё начиналось со сватовства. Проведение этого обряда было принято поручать уважаемым родственникам, обычно это были дядя и тётя жениха, ещё и крёстные. Когда-то в язычестве крёстную звали лёлей, сватовство как раз и было её главной обязанностью, церковь лишь переделала эту древнюю традицию под себя, полностью исказив смысл. Невеста либо не присутствовала на сватовстве, либо её усаживали возле печки (надёжного оберега), откуда она молча наблюдала за происходящим.

Известен и другой, хотя и менее распространённый вариант сватовства, когда сам жених просит у родителей невесты руки и сердца своей избранницы.

Есть место в традиции и профессиональным свахам (не путать со сватами). Свахи могли свести молодых, провести предварительное согласование, чтобы сватовство прошло удачно, знают они и много других тонкостей.

После того как было принято окончательное решение о свадьбе, назначалась помолвка. Семьи публично объявляли ("молвили") о том, что решили породниться, а их дети стали женихом и невестой. Помолвка обычно проходила в семье невесты, на ней обговаривалась дата свадьбы, приданное и все прочие вопросы как предстоящей свадьбы, так и проживания молодых.

Во время помолвки утверждались и свадебные чины, то есть основные действующие лица свадебного спектакля.

Конечно же центральное место будут занимать жених и невеста, а также их родители. В случае отсутствия по каким-то причинам родителей, их роль выполняли посаженные родители, чаще всего эту роль выполняли кто-то из близких родственников.

Сватья, то есть дядья и тетки, старшие браться и сестры жениха и невесты также играют наиважнейшую роль на свадьбе. Во время свадьбы происходит знакомство родственников молодожёнов. Сватья и ответственны за эту сторону свадебного обряда.

Особо почётное место на свадьбе занимал свадебный генерал (тысяцкий). Это был кто-то из родственников, занимавших какое-то значимое положение в обществе или кто-то из важных чиновников, если была возможность такого пригласить. Его присутствие повышало значимость действа, никакой другой роли у него не было, так что не случайно словосочетание «свадебный генерал» стало нарицательным.

Главным ведущим свадебного спектакля (не случайно существует выражение «свадебку сыграть») является дружко (дружка) – ведущий, бойкий, знающий весь обряд, затейник. Он ответственен за духовно-волшебную составляющую свадьбы. Дружко не нужно путать с холостым другом жениха, у него другая роль на свадьбе. Избираться дружка мог как из родни невесты, так и родни жениха, но чаще не был родственником, а являлся просто известным в округе уважаемым человеком. Отличительный атрибут дружки - рушник, перевязанный через плечо.

Друг жениха (старший боярин), помощник главного свадебного распорядителя, всегда находится рядом с женихом. Один из главных свидетелей при регистрации брака. Его атрибутами были венок из цветов на голове и цветок из лент на левой груди. В помощниках у него друзья жениха (бояре). Все они из неженатых приятелей жениха.

Подруга невесты (старшая боярка) - главная помощница невесты. Эта девушка всюду сопровождала новобрачную во время предсвадебной недели и на самом торжестве держалась рядом. Она расплетала косу невесте перед свадьбой, проводила торг при выкупе. Отличительным знаком старшей боярки был венок из цветов с красными лентами. Помогали ей во всём другие подружки новобрачной (боярки).

Никакое веселье на Руси не обходилось без гармошки, так что гармонисты были в большом почёте и обязательно участвовали в свадебном спектакле. А богатые семьи могли себе позволить и более широкий круг музыкантов.

Перед тем как перейти непосредственно к описанию свадьбы, обратим внимание также на свадебную атрибутику.

Начиная с раннего детства в крестьянских семьях начинали копить для дочери приданое, куда обычно входили одежда будущей невесты, постель (перина, подушка, одеяло), а также дары жениху и родне: рубахи, платки, пояса, полотенца. Большую часть приданого девушка делала своими руками. Стремились, чтобы дочь, покинув отчий дом, ни в чём не нуждалась, поэтому в богатых семьях в приданое могли входить земельные участки и значительные денежные суммы. Сундук с приданым во время свадьбы перевозили в дом жениха.

Важнейшим свадебным атрибутом являются обручальные кольца. Они появились на Руси в глубокой древности, так, например, на Сбручском идоле покровительница семьи Лада изображена с кольцом. Изначально обручение проходило во время помолвки. Затем церковь навязала традицию окольцовывания супружеской пары во время венчания, откуда эта традиция переместилась в ЗАГСы. Кольца на свадьбу приобретает жених.

Огромное значение в свадебной обрядности придавалось оберегам. Защите с их помощью подлежали не только жених и невеста, но и свадебный поезд, места проведения пира и первой брачной ночи молодых. Широко использовались колокольчики, свечи, рушники со специальной обережной вышивкой, а также куклы. Специальные куклы-неразлучники кроме того использовались также и в свадебном обряде соединения, изготавливала их крёстная (лёля) невесты.

Как и во всех жизненно важных обрядах на свадьбе уделяется внимание и Древу жизни, как главному символу бессмертия, источнику жизненной силы, преемственности поколений. Распространённым видом деревца при этом как правило была верхушка сосны, наряженная лентами и гирляндами. В свадебных песнях поётся, что суженые встречаются у Мирового древа, поэтому сосенку на пиру размещают рядом с новобрачными. Символика Мирового древа в обязательном виде присутствовала и в вышивке свадебного полотенца.

Приближается день свадьбы. Семьи приглашают родных и близких, готовятся. А жениху с невестой есть какое-то время проститься со своей вольной жизнью – невеста собирает девичник, а жених мальчишник.

Непосредственно перед свадьбой жениху и невесте было принято париться в бане, особенно это касалось невесты. Зачастую баня и девичник совмещались, подружки сами топили баню и парили невесту.

Традиционная русская свадьба длится три дня, каждый из которых наполнен своей атрибутикой, ритуалом и значением. Остановимся кратко на каждом из них.

Первый день свадьбы основной.

Начинается он с умывания как жениха, так и невесты, при этом в воду кладут серебряную монету. Затем молодых снабжают оберегами. Это были в первую очередь наузы, то есть нитки с узлами, иногда жениха даже подпоясывали куском рыболовной сети. В обувь жениху и невесте кладут листья рябины, пшено либо льняное семя (выбирали обычно что-то одно). В правом ботинке полагается иметь монету. Затем одевают новобрачных. Именно в этот момент невесту покрывают фатой (покровом).

Перед выездом за невестой родители благословляют жениха. Благословение отдельно делается сначала отцом, а затем матерью. Благословляют всегда под покровительством родного очага, пока не переступлен порог.

Дружка должен участвовать в сборах жениха, а при возможности успеть посетить и дом невесты, убедиться в правильности сборов. Он же возглавляет и свадебный поезд жениха с друзьями, выезжающий в дом невесты.

Там уже ждут гостей. Подруги невесты во главе со старшей боярыней выставили оборону. Подъезжает свадебный поезд. Жених с командой друзей пытается попасть в дом, но не тут-то было, охрана требует выкуп – обряд, дошедший до наших дней с глубокой древности, как напоминание о вено (плате за невесту). Дружине жениха приходится разгадывать загадки и проходить испытания, а уж как подружки любят получать деньги при этом (зарабатывают на своё приданое). Жених как правило в этом участвует молча, весь торг ведёт за него старший боярин. Торг может длиться часами. Когда наконец удаётся пройти в дом и жених садится за стол рядом с невестой, считается, что «посад» совершён. Хозяева угощают участников состязания.

Далее родители невесты благословляют дочь на брак, после чего вручают руку дочери жениху. При выходе из дома родственники невесты осыпают молодожёнов хмелем и зерном, а иногда и монетами. Таким образом они желали жениху и невесте благополучную жизнь в достатке.

Свадебный поезд когда-то на тройках, наряженных лентами, звеня колокольчиками, а затем на украшенных автомобилях направляется для официальной регистрации брака. Ранее это была церковь, которую затем сменил ЗАГС.

Наступает самый торжественный момент свадьбы. Работники ЗАГСа спрашивают молодожёнов о их согласии на брак, после чего жених и невеста надевают друг другу кольца и расписываются в книге учёта актов гражданского состояния, что служит основанием признания новой семьи на государственном уровне. В этом обряде участвуют свидетели – друзья жениха и невесты, а также родители.

Ах, этот миг неповторимый,

Когда стучат, стучат взволнованно сердца!

И не забыть, как мы дарили

Друг другу нежно, нежно, нежно два кольца.

Из ЗАГСа родители отправляются в дом жениха, чтобы подготовиться к встрече молодых. А свадебный поезд, оглашая округу гудками проносится по улицам, чтобы весь мир, то есть общество, знал о новой семье.

Наконец вереница машин подъезжает к дому жениха, где молодожёнов встречают родители жениха хлебом-солью, высшими символами уважения дорогим гостям. Хлеб в данном случае символизирует достаток и плодородие, а соль связь с небом, энергию и вкус жизни. На подходе к дому жениха и невесту так же осыпают хмелем, зерном и монетами, в данном случае уже родственники жениха.

Родители напутствуют молодожёнов на долгую жизнь, после чего они должны откусить от каравая, затем он поднимается над их головой, как под аркой они входят в дом. Обряд хлеб-соль есть ничто иное как древнейший обычай благословения молодой семьи, дошедший до нас с глубокой древности. Каравай на столе размещается рядом с новобрачными, в дальнейшем его разделяли между всеми основными участниками свадьбы (преломление каравая).

Центральным событием свадьбы с глубокой древности является пир. Именно он делает свадьбу легитимной, если не было пира, то не было и свадьбы. Ничто так не соединяет людей как общая трапеза, да ещё и за обильным столом. Не менее сильной объединяющей магией служит и совместное исполнение песен. И то и другое способствует единению не только молодожёнов, но и в первую очередь двух соединяющихся родов.

Общее руководство пиром целиком под контролем дружки. Он следит, чтобы соблюдалась принятая последовательность обрядов, не затухало веселье, застольные песни сменяются танцами, где тон задаёт молодёжь, при этом невеста на свадьбе может танцевать лишь с женихом. Для молодых блюда на столе общие, чтобы сразу привыкали к совместной жизни, им на пиру не полагается много есть, тем более категорически запрещено прикасаться к спиртному.

Приданое невесты привозят в дом жениха. Его не принято было скрывать. Все гости должны убедиться, что невеста настоящая, способная свить семейное гнездо, а не какая-то бесприданница. Затем наступает время одаривания молодожёнов участниками свадьбы. Наиболее ценные подарки при этом от родителей и близких родственников. Это могут быть какие-то семейные реликвии, дом, квартира, свадебное путешествие, автомобиль. Родственники дарят как правило что-то для обустройства жизни – мебель, бытовую технику и так далее. Наиболее простым и надёжным подарком могут быть деньги. Друзья и подруги могут подарить какое-то красивое постельное бельё, полезные в хозяйстве вещи, при этом важно лишь, чтобы подарки были не безделушки и они предназначались для обоих супругов. Дарение сопровождается тостами и пожеланиями молодожёнам.

Во время пира проводится известный с глубокой древности обряд соединения. Жених и невеста связывают свои жизни, становятся супругами. Этнографы фиксируют несколько взаимосвязанных обрядов. Во-первых, это связывание рук новобрачных рушником, при этом соединяют левую руку жениха и правую руку невесты, заматывают свадебным рушником и завязывают узел. В дальнейшем свадебное полотенце будет важной семейной реликвией, которая как правило украшает красный угол жилища. Проводить обряд призван почитаемый в обществе человек, обычно кто-то из старших в роду жениха. Второе действо это обвод три раза вокруг стола, на котором, как было отмечено выше, размещалось свадебное деревце. То есть пиршеский стол здесь символизировал в целом Древо жизни. Если пир проходил под открытым небом, что было ранее не редкость, то могли при этом осуществлять обвод молодой четы и вокруг реального дерева. Верили, что пройдя этот путь, молодожёны теперь всю жизнь будут идти вместе.

Застольные песни, шутки, тосты и пожелания молодым сопровождаются частыми возгласами «горько», обращёнными к молодожёнам. После этого жених и невеста обязаны слиться в долгом поцелуе, а гости тем временем ведут счёт времени, а по результатам делают вывод, сколько лет супруги проживут в любви. «Горько» происходит от глагола «гореть», то есть «горько» значит «горячо». «Горячих вам поцелуев, новобрачные!» - вот что испокон веков желали гости супругам. Поцелуи при этом призваны разжечь страсть в будущих супругах, так что являются важным элементом подготовки к первой брачной ночи.

Дружка, который руководит общим ходом свадебного спектакля, внимательно следит, чтобы соблюдалась верная последовательность обрядов. Ближе к завершающей части свадебного пира проводится обряд повивания молодых. Он связан с магическими действиями с волосами, именно это символизирует свадебную инициацию, изменение социального статуса для обоих будущих супругов. Так что не случайна народная поговорка: «Жениться – заново родиться». Обычно при этом жениха и невесту отгораживали каким-то пологом, за ним и проводится обряд. Для жениха он был простым – снятие шапки и расчёсывание волос. Для невесты сложнее - начинался он со снятия фаты, после чего волосы расчёсывали и начинали плести две косы (символ замужней женщины), которые затем свивали в два пучка, откуда и название обряда – повивание. А девичью косу ей расплели ранее подружки на девичнике. Обряд завершался для невесты надеванием закрытого головного убора замужней женщины, её могли переодеть в другую одежду. Этот обряд соответствует ещё и факту принятия невесты в семью жениха. Она непременно после этого должна была называть свёкра и свекровь батюшкой и матушкой.

Незаметно бежит время веселья и свадебных забав, вот уже и солнышко покатилось к закату. Пришло время провожать молодожёнов «спать». Впереди у них главное для чего играется свадьба – продолжение рода. Молодые сами не имели права приходить в брачную опочивальню, их туда провожала толпа гостей, давая напутствия и советы. После пышных проводов молодожёны оставались наедине, однако за дверью находился охранник, который должен был защищать их от происков нечистой силы. В качестве оружия ему вручали свечу, отсюда происходит выражение «со свечкой не стоял», когда кто-то хочет сказать, что не был очевидцем события. Отправив новобрачных на благое дело, на пиру во всю веселили друг друга непристойными песнями.

Брачное ложе для молодых готовили заранее. Его обустраивали обычно в подклете избы, на сеновале, амбаре или в бане. Ложе готовила «постельница», обычно это была крёстная или кто-то из близких родственниц, имеющая детей. Помещение украшалось ветками рябины, рядом ставили кадки с житом. Широко использовались обереги. Под постель полагалось поместить кочергу и поленья. Ложе застилалось постельным бельём из приданого невесты.

Перед, тем как лечь, молодые ели хлеб и курицу. Хлеб означал богатство новой семьи, а курица рождение детей. Так как жена должна подчиняться мужу, невеста снимала с жениха сапоги и просила разрешения лечь с ним, таким образом показывалось повиновение. У этого обряда в народе была и другая трактовка – чтобы муж не бегал по чужим дворам и всегда соблюдал верность жене.

В народной традиции продолжение рода первостепенная ценность брака. Зачастую именно в первую брачную ночь и происходило зачатие первого ребёнка. Брачная ночь это пугающий жениха экзамен и физическая боль для девушки. Но все идёт по заложенному природой порядку и веками заведённому обычаю. Как только соитие свершается, брак считается фактически состоявшимся.

Утро следующего дня начиналось с демонстрации гостям простыни или рубахи невесты со следами крови. Молодую жену облачали в новые вещи, которые могла носить лишь замужняя женщина. Невинность невесты перед браком считалась нормой. Если девушка «не уберегла себя, её родителям одевали хомут на шею, отцу подавали пиво в дырявой кружке и позорили всю родню. Первой доставалось свахе, за то, что не доглядела и подсунула такую невесту.

По утру также начинались «поиски ярочки», то есть молодицы. В этом участвовали ряженые, как правило кто-то из молодых родственников невесты. Ряженые здесь в чём-то походили на святочных ряженых. Они заявляли: «у нас пропала ярка», объявляли дружку виновником пропажи, одевали его в одежду из рогожи, опутывали верёвками, пели ему корилки, водили за собой как пленника. Пока шёл поиск, исполнялись частушки эротического характера. Найдя спрятавшуюся невесту, изучали её облик, удивлялись переменам и констатировали, что теперь «она не наша».

После окончания пародийных обрядов с ряжением застолье продолжалось. Молодёжь в нём уже не участвовала, только замужняя родня с обоих сторон. Холостых или вообще не было или им накрывали стол в другом помещении. В отличие от первого дня молодожёны должны были вести себя уже активно, как хлебосольные хозяева.

Из свадебных забав второго дня распространены были обычаи испытания молодых. Во дворе жениху предстояло порубить на дрова пенёк с вбитыми в него монетами и забрать их. Иногда после этого молодым вручали пилу и предлагали распилить бревно. Возвратившись к столу, новобрачные обнаруживали, что гости забросали пол мусором и монетами. Молодой предстояло испытание – «выметание сора». Ей давали веник или только древко от него и она должна была вымести сор, при этом гости подсыпали новых монет. Добрые отношения с соседями имеют весьма важное значение в жизни, поэтому их и на свадьбу приглашали, и в забавах свадебных они тоже принимали участие. Молодку проверяли хождением по воду. Она должна была принести вёдра воды домой, а соседки ей всячески мешали, старались качнуть вёдра и расплескать воду или вовсе опрокинуть, и не унимались, пока не давали им выкуп. В этот день жених с друзьями должны были катать тёщу в повозке по ухабистым дорогам, причём тянули её сами. При встрече с соседями тёща вставала, здоровалась и угощала их. Конечный пункт назначения – река, как символ течения жизни. Туда и завозили телегу, после чего жених обливал тёщу. Совместное плескание водой зятя и тёщи означало их породнение. Иногда в повозку сажали и тестя, и свекровь со свёкром.

Третий день свадьбы заключительный. Он был посвящён «отгосткам», молодожёны ходили в гости, в первую очередь к тёще, то есть матери невесты, а также ко всем другим родственникам, кто их приглашал. Им молодые вручали «отдарки на подарки».

Послесвадебные посиделки у тёши называли «блинами», Это солнечное лакомство имело ритуальное значение. Отсюда до сих пор широко известно выражение «к тёще на блины». В гости к родителям невесты вместе с молодыми ехали и другие родственники жениха. То есть третий день свадьбы в основном проходил в доме у родителей невесты. Гостить у тёщи молодые могли после этого ещё несколько дней.

Месяц после свадьбы в народе получил название медовый. В этот период молодые всегда вместе, если есть возможность, отправляются в путешествие. Само название связано с изготовлением на свадьбу слабоалкогольного питьевого мёда. В день свадьбы бочонок такого мёда вручался жениху с невестой, они его должны были сообща осушить за месяц. Напиток давал бодрость, веселье и умиротворение без одурманивания.

Впереди у молодой семьи длинная жизнь с радостями и заботами. Тот, кто с честью выдержит испытание семейной жизнью по прошествии двадцати пяти лет, отмечает серебряную свадьбу, а кому-то посчастливится отметить и полувековой юбилей – свадьбу золотую.

* * *

Современная жизнь сильно изменилась, не могло это затронуть и свадьбу, как её неотъемлемую часть. Тем не менее значимость свадьбы в жизни каждого человека не уменьшилась. И нет никакого сомнения, что накопленная веками житейская мудрость, нашедшая отражение в свадебном обряде может быть востребована и сегодня, конечно же в осовремененном виде. Выше обозначена лишь общая схема свадебного обряда, по городам и весям было и есть много всяких местных тонкостей и деталей, которые так же полезно и вспомнить и использовать.

Чтобы свадьба прошла весело и запомнилась не только молодым, но и всем её участникам, стоит наполнить действо какими-то ритуалами и забавами, известными с глубокой древности.

В настоящее время официальную регистрацию брака осуществляют ЗАГСы. Они дают напутствие молодожёнам, вписывают новую семью в общую ткань страны. Работники этих учреждений и ответственны в первую очередь за сохранение традиций. Активно в этом могут поучаствовать и предприниматели, оказывающие услуги по проведению свадеб.

После регистрации брака в ЗАГСе свадебная вереница машин, сигналя, проносится по улицам, оповещая округу о молодой семье. При этом принято посещать какие-то знаковые места, возлагать цветы к памятникам. Было бы мудро при этом заглянуть и в местный краеведческий музей, где хранители могли бы провести обряды соединения вокруг Древа жизни и осыпания зерном на достаток.

Свадьба в наши дни как правило проходит в один день, да и проводится в ресторанах, а не в доме жениха. Но в целом главные её атрибуты сохраняются.

Это мальчишник и девичник как ритуал прощания с вольной жизнью. Пир, как и ранее на протяжении всей истории, является главной сакральной частью свадьбы. И ныне молодых на пиру принято встречать хлебом-солью, а свадебный стол должен быть обязательно общим для всех участников, только в этом случае он выполняет свою роль.

Стоило бы сохранить в наши дни в осовремененном виде и традицию родительских оберегов. Ранее эту функцию выполняли иконы, которыми благословляли молодых. Сейчас это могут быть какие-то сувениры - символы мужского и женского родительских начал. Они вместе со свадебным полотенцем и будут основой Красного угла в доме молодых.