Носков Юрий

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

ГЛАВА 5. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА

5.18 988 ГОД - КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Искусственно созданная Владимиром политеистическая религия не могла в принципе выполнить функции идейного и социального управления. Она, с её идолами и новоявленными жрецами, доминированием воинственного культа Перуна, была совершенно инородной укоренённому в народе светскому по своей сути язычеству, с его обожествлением природы, с культовыми природными объектами (священными рощами) и курганами предков с капом на вершине.

С другой стороны христиане давно жили в Киеве, были их представители и среди дружины князя. Основная торговля в те времена шла с Византией, где торговые люди видели великолепие храмов и дворцов. Помнили в Киеве и княгиню Ольгу, принявшую христианство. Окружающая реальность и потребности управления побуждали к принятию развитой религии, византийский обряд был наиболее приемлемым.

К тому же возник повод киевскому князю породниться с византийским императором, который обратился к нему за помощью в подавлении мятежа. Владимир согласился помочь при условии женитьбы на представительнице императорской семьи. Для Византии это было большим унижением, но пришлось согласиться. Частью состоявшегося договора стало условие принятия Киевом христианства из Византии.

Мятежники захватили Корсунь - греческую колонию в Крыму. Владимир освобождает город. Сюда привозят сестру императора Анну, приезжает митрополит Михаил, назначенный окормлять Русь, он и проводит крещение князя Владимира. Ориентировочно это происходило в мае 988 года. В самой Византии этому не придавалось большого значения не только из-за унижения, миссионерская работа на Руси Константинополем велась давно и планомерно.

Владимир, взяв церковную атрибутику и корсунских священников, возвратился в Киев, где они порубили идолов. Однако идол Перуна рубить не решились, пустили его вниз по Днепру. На их месте открыли церковь в честь Святого Василия, имя которого Владимир получил при крещении. Эта церковь по всей видимости просуществовала лишь несколько лет, так как в дальнейшем её судьба неизвестна, она явно использовалась лишь для хранения привезённой утвари.

Следующим шагом стало крещение киевлян в Днепре, это не могло вызвать какого-то сопротивления, так как водные купальские процедуры были основой традиции. Дату крещения летописи не сообщают.

В 989 — 996 годах в детинце на Старокиевской горе Владимир возводит первый на Руси каменный храм – Десятинную церковь, посвященную Богородице. Он и стал главным храмом в период княжения Владимира. Сюда согласно легендам были перезахоронены останки княгини Ольги, здесь были захоронены после кончины как жена Владимира Анна, так и он сам. Название Десятинной церкви происходит от слова «десятина». Князь Владимир выделил на содержание церкви десятую долю всех своих доходов, при этом передав ей чрезвычайно хлопотную часть своих обязанностей – вершение суда по бытовым вопросам, что было закреплено в Уставе о церковных судах. Первым настоятелем этой церкви стал Анастас Корсунянин, который помог ранее Владимиру овладеть Корсунью, подсказав как лишить город воды.

Период после крещения отмечен началом чеканки на Руси собственных денег – златников и середреников по образу и подобию византийских солидов.

В дальнейшем начинается планомерное продвижение христианства, основой для этого опять становятся погосты. Далеко не всем это нравилось, в том числе и среди Рюриковичей. Кроме того с принятием христианства киевским князем резко ухудшаются отношения как с прибалтийским славянством, так и с язычниками печенегами. Новгород отказывается платить Киеву как полюдье, так и десятину церкви. Владимир пытается организовать поход на Новгород, но умирает и не исключено, что ему в этом помогли. Дату его смерти (28 июля) пытаются приспособить в качестве дня крещения Руси, начиная с конца 19 века.

Переход от политеизма на основе языческой символики к христианству на Руси означал по своей сути лишь замену многих богов во главе с Перуном двумя - Хорсом (богом Солнца) и Макошью (старшей Рожаницей). Другие языческие боги стали подменяться их суррогатными копиями - святыми и архангелами. Церковь стала олицетворять женское начало, а князь мужское небесное начало – поэтому Владимир и прославлен в народе как Красное Солнышко.

* * *

Исторический аккорд описываемого события можно представить в следующем виде:

3. Формула государственности

Начало планомерной христианизации Руси окончательно разрушило племенную структуру общества. Территория стала делиться на земли городов под контролем Рюриковичей и их представителей.

4. Традиционно-мировоззренческая основа.

Произошло окончательное становление двоеверия, когда религиозная составляющая осталась за церковью, а светское народное язычество освободилось от религиозных претензий. При этом церковь многие элементы язычества включила в свою обрядность. Всё это и стало основой всего того, что получило в дальнейшем в народе название православия.

5. Государственно-смысловая идея.

С принятием христианства киевским князем и его дружиной идея государственности на Руси получает прививку монотеизма с его отождествлением правителя и государства, как всего того, что контролирует правитель.

6. Политэкономическая модель.

Впервые на Руси начинается чеканка своих денег, то есть заложены основы собственной финансовой системы.

7. Международное положение.

Произошедшие события улучшили связи с Византией, но сразу же осложнили отношения как с прибалтийским славянством, сопротивлявшимся христианизации, так и язычниками печенегами.

8. Система управления и статус первого лица.

Церковь на Руси изначально была создана Владимиром как инструмент управления. Князь передал ей самую мелкую и хлопотную работу – судебные разбирательства по бытовым тяжбам, при этом обеспечив её финансирование.