Елена Боброва, Мария Агранович

КАК И КАКИМ ВОЗРОДИТСЯ ПУШКИНСКИЙ ЛИЦЕЙ

Образование, которое получили в Царскосельском лицее Пушкин сотоварищи и многие последующие поколения выпускников, было по-своему уникальным. Здесь учились под лицейским девизом: "Для общей пользы!". 19 октября 1811 года, согласно указу императора Александра I, невиданный прежде Лицей открылся во флигеле Екатерининского дворца в Царском Селе (позже его разместили в Петербурге, на Каменноостровском проспекте). Как написал друзьям Александр Сергеевич: "Куда бы нас ни бросила судьбина, / И счастие куда б ни повело, / Всё те же мы: нам целый мир чужбина; / Отечество нам Царское Село".

Но в 1918 году Лицей был закрыт - сама идея учебного заведения "для избранных" противоречила идее новой власти. Как и почему теперь возникла идея возрождения Царскосельского лицея? И в самом деле - будет ли он открыт для всех или станет местом, куда смогут пристраивать своих детей элиты, сливки общества?

Вопрос не праздный. "РГ" обратилась с ним накануне 19 октября, Всероссийского дня лицеиста, к ректору Российской государственной академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС) Алексею Комиссарову и директору Всероссийского музея А.С. Пушкина Сергею Некрасову. Каким вернется к нам новый, возрожденный Лицей?

Компетентно

Алексей Комиссаров: В лицей будут принимать самых активных и одаренных школьников Идея возродить Царскосельский лицей, где, кстати, рождался гений не только Александра Пушкина, но и многих государственных деятелей - министров, губернаторов того времени, - прозвучала на встрече президента РФ Владимира Путина с ректором РАНХиГС Алексеем Комиссаровым. Президент идею поддержал. Так каким сегодня видится Лицей?

- У Президентской академии - огромный опыт обучения управленцев всех уровней: уже более века вуз успешно готовит специалистов, которые работают в органах государственной власти, становятся лидерами бизнеса. Прийти к нам учиться можно уже в 14 лет, а верхняя планка - не ограничена, - рассказал "РГ" Алексей Комиссаров. - Очень важна для нас работа со школами. Дни открытых дверей, экскурсии, лекции и мастер-классы для ребят мы проводим регулярно. А наш филиал в Санкт-Петербурге активно сотрудничает более чем с 70 школами и гимназиями, где проходят научные конкурсы и олимпиады.

По словам Комиссарова, именно такая работа позволила понять, что управленческие таланты, способность мыслить стратегически возникают уже к середине школьного обучения. А это как раз тот возраст, в котором раньше принимали в Императорский Царскосельский лицей.

Речь не идет, конечно, о школе "для избранных" по социальному статусу родителей и глубине их карманов. "Избранники" определятся по желанию учиться и ясности их жизненных целей.

- Идея воссоздания Царскосельского лицея предполагает формат общеобразовательного учреждения, куда будут принимать самых активных и особенно отличившихся школьников. Новый лицей будет сочетать в себе сильные стороны своего предшественника - одного из самых удачных образовательных проектов в российской истории и современные достижения в образовании.

Реализацией проекта будет заниматься специально созданная правительством рабочая группа. В нее войдут представители различных ведомств, а также специалисты Президентской академии.

- Сейчас формирование рабочей группы уже завершается, прорабатываем возможные варианты размещения Лицея, - добавил ректор РАНХиГС. - Можно сказать, что процесс создания Лицея уже начался. Он будет не быстрым, но точно, очень интересным.

Прямая речь

Сергей Некрасов: Что означает "лицейское пространство"?

Сергей Михайлович, многие тут же представили себе современных школьников, которые побегут по историческому зданию...

Сергей Некрасов: Нет, разумеется. Возможно, новое учебное заведение и разместится в каком-то историческом здании, неподалеку от мемориального Музея-лицея. Наш союз будет заключаться в другом. И в принципе, первый шаг к этому сближению был сделан еще 12 лет назад, когда мы с РАНХиГС подписали договор о сотрудничестве. Но теперь, надеюсь, наш союз обретет еще более глубокое качество.

Это очень интересная и важная идея. В Уставе Императорского царскосельского лицея записано, что "учреждение лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной". Конечно, важно, чтобы во главе страны, губерний, во главе крупных государственных структур были бы люди, обладающие энциклопедическим образованием, способные критически мыслить и анализировать происходящее вокруг, а не доверять информации, полученной из интернета.

Мне кажется, что с созданием этого лицея мы многое приобретем в развитии нашего государства. Вспомним, что из стен Царскосельского лицея вышло несколько премьер-министров, десятки министров, губернаторы. И, конечно, наш музей со своей стороны будет оказывать всяческое содействие в этом благородном деле.

Как вы думаете интегрировать Музей-лицей в эту концепцию?

Сергей Некрасов: Я недавно встречался в Москве с ректором РАНХиГС Алексеем Геннадиевичем Комиссаровым. И очень приятно, что у нас полное взаимопонимание. Вы знаете, я часто говорю о "лицейском пространстве". И оно больше, чем формальное пространство в Царском Селе - а прежде лицею принадлежал целый квартал вокруг сада, где сегодня стоит памятник Пушкину. Это еще и те учебные заведения, которые называют себя последователями Императорского царскосельского лицея. Я имею в виду лицей при Бауманском институте в Москве, ряд учебных заведений в Подмосковье, в других городах и даже странах. На протяжении полутора десятилетий у нас была очень мощная дружба с русским лицеем в Таллине. И нынешние лицеисты приезжали к нам каждый год - не только посмотреть музей, но и дать своим воспитанникам как-то прикоснуться к лицейской жизни.

В историческом зале лицея, где Александр I объявил о создании нового учебного учреждения, проходили торжественные церемонии посвящения в лицеисты, здесь вручались медали, дипломы. И в том числе тем, кто получил образование в Академии народного хозяйства с государственной службы. Конечно, эту прекрасную традицию мы хотели бы сохранить. Мне кажется, союз такого учебного заведения - с одной стороны живущего по заветам Царскосельского лицея, и музея, который может рассказать о первоисточнике, - очень перспективен.

Но все-таки прошло больше двух веков с того дня, когда император Александр I учредил лицей с "целью образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной". Каким же образом, на ваш взгляд, опыт лицея применим к сегодняшним реалиям?

Сергей Некрасов: Понятно, что повторить один к одному невозможно, да и не нужно. Но речь идет о тех лицейских традициях, которые могут быть актуальны и сегодня. Еще хотелось бы возродить традицию "лицейского братства", того, о котором писал Пушкин "друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен".

Одним из важных лицейских посылов было внимание к ученику, к выявлению его индивидуальных способностей. И это продолжалось у лицеистов, когда они, завершив образование, стали служить. Они старались увидеть в тех людях, которых встречали на своем пути, увидеть вот это - интерес к делу, готовность ему служить. Поэтому, я думаю, если такое воспитание начнется со школьного возраста - это будет очень перспективно для нашего государства.

Сегодня для большинства лицей - это пушкинский выпуск. Но это учебное учреждение существовало больше века, найдя новый дом уже в Петербурге, на Каменноостровском проспекте.

Сергей Некрасов: Да, например, мало кто знает, что лицей закончил Салтыков-Щедрин, который, кстати, тоже писал стихи, правда, довольно скромные по сравнению с его прозой. Из лицея вышли выдающиеся экономисты. Такие как, например, граф Коковцов, товарищ министра финансов Витте, который в правительстве Столыпина и сам стал министром финансов. Уникальных людей из стен лицея вышло и в самом деле много. Например, полярный исследователь Федор Матюшкин, чьим именем назван мыс на побережье Северного Ледовитого океана. Кстати, удивительная история - тогда будущий адмирал в Иркутске встретился с генерал-губернатором, а в то время это был Михаил Сперанский. Тот самый Сперанский, который как раз и поднес Александру I проект нового учебного заведения, который должен был воспитывать чиновничью элиту.

И этот реформатор, правая рука императора Александра был сослан в далекий край.

Сергей Некрасов: Да, в самом начале существования лицея, в марте 1812 года. Так уж случилось - дворцовые интриги. И поэтому он не понимал: идея его состоялась или провалилась. И вдруг перед ним молодой офицер, выпускник лицея. Матюшкин просто покорил Сперанского - Михаил Михайлович все всматривался в него, расспрашивал, для него Матюшкин был живым ответом на свой вопрос, реализацией его мечты - вот таких государственных деятелей он себе представлял. Таких как Александр Горчаков, вошедший в историю как один из самых влиятельных дипломатов в отечественной истории. Таких как тот чиновник, о котором писали как о человеке, обладающем удивительными качествами, в частности, он не участвует в коррупции. Я видел это письмо, и знаете каков был ответ? "Ну, это понятно, он же лицеист". Мне кажется, этим все сказано.

Так в чем же уникальность, инновационность лицейского образования?

Сергей Некрасов: Выпускник Императорского лицея всегда отличался энциклопедичностью знаний. Лцеисты всегда отличались более широким кругозором, могли анализировать вещи, связанные с мировым развитием, и понимали Россию в контексте всего мира. И, кстати, пожалуй, именно в лицее впервые стали подробно изучать страны Дальнего и Ближнего Востока, которые всегда были на периферии европоцентричного образования.

Другая уникальность образования лицея в том, что каждый преподаватель пытался определить склонности того или иного студента, избегая всяческого давления на лицеиста, если у него не было к какому-то предмету призвания. Известен эпизод, когда профессор математики Карцов вызвал Пушкина к доске решить какое-то уравнение: "Пушкин, чему равен "икс"?" Юный Саша ответил: "Нулю!" На что профессор сказал: "У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Идите и пишите стихи".

Но более того, в зависимости от склонности студента, шло дополнительное образование. Для тех, кто, например, был склонен к военному делу, как тот же Матюшкин или будущий генерал Вольховский, из Петербурга приглашали военных, которые вели занятия по профильным дисциплинам. Когда замечали, что кто-то интересуется дипломатией, из Коллегии иностранных дел присылали документы из действующей политики.

То, что на своем курсе не один Пушкин увлекался стихами - факт общеизвестный. Но ведь и дальше эта традиция развивалась?

Сергей Некрасов: А как же, она продолжалась целых 150 лет. Надо сказать, что в лицее вообще была особая культура письма, даже дипломатические бумаги, написанные бывшими лицеистами, отличались особым изяществом стиля.

Вы сказали про 150 лет. Но лицей просуществовал 117 лет...

Сергей Некрасов: Да, но даже в эмиграции лицеисты собирались 19 октября и обязательно писали стихи, посвященные этому дню. Все это закончилось в 1970 году, когда ушел из жизни последний лицейский поэт Владимир Ильяшенко. Кстати, в одном его стихотворении есть строка, определяющая роль Императорского лицея в истории России: "Лицей - это в капле былая Россия". И хочется надеяться, что теперь - в этой капле Россия не только "былая".

Источник: Российская газета

19.10.2023