|
Носков Юрий
ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
ГЛАВА 5. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА
5.17 980 ГОД - ПОПЫТКА СОЗДАНИЯ ПОЛИТЕИСТИЧЕСКОЙ РЕЛИГИИ
Под контролем киевского князя оказалась огромная слабосвязанная территория, населённая хотя и близкими по традиции, но всё же разнородными племенами. Требовалось обеспечить единство народа и обосновать власть князя. Хранителями знаний и многовекового опыта в это время были язычники-волхвы, к которым обращались за советом. Но волхвы не были жрецами, они не занимались общественным управлением. А язычество никогда не было религией. В Европе же давно существовали политеистические религии. На смену им как ледник надвигался христианский монотеизм. Племена прибалтийских славян как могли сопротивлялись этому, опираясь на свой политеизм. Их помощью и воспользовался Владимир для захвата власти. В 980 году Владимир инициирует попытку создания политеистической религии, соединив языческую символику с западной жреческой технологией. На холме он поставил кумиры: Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Семаргла, Макоши. Перун, как покровитель дружины, занял центральное место, а вот идолу покровителя торговли Велесу, особо почитаемому в Новгороде, места не нашлось и он остался на Подоле у Днепра, где традиционно в Киеве проводился торг. Захоронения на Руси были в то время в курганах, на вершине которых ставился столб (кап), именно отсюда и берут начала капища и деревянные идолы. Языческие боги-стихии к этому явно были притянуты искусственно. Нововведения начали вводиться по всей подконтрольной Киеву территории. Основой для этого стали созданные ещё при княгине Ольге погосты, как места размещения дружин, сбора и хранения полюдья. Важным элементом культа стал обряд неугасимого огня, имеющего корни ещё в те времена, когда люди не умели самостоятельно добывать огонь. Осуществив религиозную реформу, Владимир организует серию походов. В 981 году присоединяются волыняне. В 981 - 982 годы вятичи окончательно интегрируются в состав Руси. В 984 году подавляются выступления радимичей. Тьмутаракань с этого времени из зависимой территории превращается в неотъемлемую часть Русского государства. Религиозный политеизм просуществовал на Руси с 980 по 988 год, но основательно укоренился внутри русской государственности, о чём говорят не только смыслы храмов Московского кремля, но и Вечный огонь у его стены. * * * Исторический аккорд описываемого события можно представить в следующем виде: 1. Территория и столица. Территория Русского государства значительно выросла и стала гораздо более связной. 2. Население и его состав. Также существенно выросло и население. Его племенная структура постепенно начинает разлагаться. 4. Традиционно-мировоззренческая основа. Начинается религиозная трансформация мировоззрения, в это время закладываются основы двоеверия на Руси. 8. Система управления и статус первого лица. В результате проведённой религиозной реформы власть князя усилилась, теперь он опирался не только на дружину, но и на волхвов-жрецов. Сохраняется какое-то влияние и народного веча, обеспечивая единство общества в целом.
| |||||||||