Носков Юрий

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

ГЛАВА 5. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА

5.17 980 ГОД - ПОПЫТКА СОЗДАНИЯ ПОЛИТЕИСТИЧЕСКОЙ РЕЛИГИИ

Под контролем киевского князя оказалась огромная слабосвязанная территория, населённая хотя и близкими по традиции, но всё же разнородными племенами. Требовалось обеспечить единство народа и обосновать власть князя.

Хранителями знаний и многовекового опыта в это время были язычники-волхвы, к которым обращались за советом. Но волхвы не были жрецами, они не занимались общественным управлением. А язычество никогда не было религией.

В Европе же давно существовали политеистические религии. На смену им как ледник надвигался христианский монотеизм. Племена прибалтийских славян как могли сопротивлялись этому, опираясь на свой политеизм. Их помощью и воспользовался Владимир для захвата власти.

В 980 году Владимир инициирует попытку создания политеистической религии, соединив языческую символику с западной жреческой технологией. На холме он поставил кумиры: Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Семаргла, Макоши.

Перун, как покровитель дружины, занял центральное место, а вот идолу покровителя торговли Велесу, особо почитаемому в Новгороде, места не нашлось и он остался на Подоле у Днепра, где традиционно в Киеве проводился торг.

Захоронения на Руси были в то время в курганах, на вершине которых ставился столб (кап), именно отсюда и берут начала капища и деревянные идолы. Языческие боги-стихии к этому явно были притянуты искусственно.

Нововведения начали вводиться по всей подконтрольной Киеву территории. Основой для этого стали созданные ещё при княгине Ольге погосты, как места размещения дружин, сбора и хранения полюдья. Важным элементом культа стал обряд неугасимого огня, имеющего корни ещё в те времена, когда люди не умели самостоятельно добывать огонь.

Осуществив религиозную реформу, Владимир организует серию походов. В 981 году присоединяются волыняне. В 981 - 982 годы вятичи окончательно интегрируются в состав Руси. В 984 году подавляются выступления радимичей. Тьмутаракань с этого времени из зависимой территории превращается в неотъемлемую часть Русского государства.

Религиозный политеизм просуществовал на Руси с 980 по 988 год, но основательно укоренился внутри русской государственности, о чём говорят не только смыслы храмов Московского кремля, но и Вечный огонь у его стены.

* * *

Исторический аккорд описываемого события можно представить в следующем виде:

1. Территория и столица.

Территория Русского государства значительно выросла и стала гораздо более связной.

2. Население и его состав.

Также существенно выросло и население. Его племенная структура постепенно начинает разлагаться.

4. Традиционно-мировоззренческая основа.

Начинается религиозная трансформация мировоззрения, в это время закладываются основы двоеверия на Руси.

8. Система управления и статус первого лица.

В результате проведённой религиозной реформы власть князя усилилась, теперь он опирался не только на дружину, но и на волхвов-жрецов. Сохраняется какое-то влияние и народного веча, обеспечивая единство общества в целом.