Носков Юрий

РУССКИЙ КОСМИЗМ

ЧАСТЬ 2. ПРИКЛАДНЫЕ АВТОРСКИЕ РАБОТЫ В РАМКАХ РУССКОГО КОСМИЗМА

ГЛАВА 2.5. ХОЗЯЙСТВОКОСМИЗМ

2.5.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАТУРАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

2.5.1.3. ПОЛИТЭКОНОМИЯ

2.5.1.3.3. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ

2.5.1.3.3.1. ФЕОДАЛИЗМ

2.5.1.3.3.1.1. МОНАРХИЗМ

Монархизм это группа политэкономических моделей монархического феодализма в рамках общей феодальной политэкономической формации. При монархизме реализуется в том или ином виде принцип государства-семьи, где монарх является как бы отцом всех своих подданных, а церковь матерью всей её паствы (пасомого стада).

При монархизме власть монарха однозначно доминирует над религиозной властью. А при имперской форме реализации монархизма монарх сам возглавляет церковь, выступая ещё и в роли патриарха (в России с 1721 года).

При монархизме монарх также однозначно доминирует и над аристократией (дворянством). В России, например, был период, когда дворяне были хотя и привилегированными, но такими же крепостными как и другие сословия.

При монархизме, как и в целом при феодализме, земля и сельское хозяйство, как основа экономики, определяющие. Особенность же монархизма в том, что при нём монарх либо абсолютно доминирует как собственник земли, либо вообще считается полным собственником всей страны. Примером может служить Николай II, который при переписи населения в 1897 году так и указал: "Хозяин земли русской".

Монархизм имел свои вариации в разных уголках мира. Есть его проявления в исламской суннитской традиции, где религия не имела доминирования над светской властью. В Китае монархизм имел не сколько религиозную, сколько бюрократическую основу. Наиболее же конкретно монархизм реализовался в России в виде идеи белого царя (царя для всех). Важную роль здесь сыграла поземельная община, интегрировавшаяся с православными приходами, а также удел как экономическая основа власти монарха.

Реальная жизнь редко соответствует благим намерениям и чаяниям. Не всем на Руси пришёлся по вкусу переход к феодализму, восстание Степана Разина стало попыткой противостоять естественному ходу истории. А после отмены крепостного рабства в 1762 году для дворян, вспыхнуло восстание Емельяна Пугачёва, участники которого требовали равенства для всех. Уваровская формула - православие, самодержавие, народность как-то сгладила на время острые углы российского монархизма. Тем не менее при феодализме монархизм, как идея, оказался наиболее приемлемой формой для большинства народа, хотя бы как вера в возможную социальную справедливость.