Ирина Ушакова

ЧТО ЗА СЕМЕНА СЕЕТ ШКОЛА?

Разговор о насущном в преддверии нового учебного года

Именно благодаря традиционности советская школа “заработала”, перестала быть партийной, схематичной, школой безжизненной, какой она была в 1920-е годы. Советская школа начала давать сбои после войны, когда злоба дня перестала быть актуальной, русский компонент постарались уравновесить большой долей внедрения партийных норм, которые постепенно вытесняли русское. К концу советской эпохи мы уже почти не видели живой русской основы. И, потеряв эту основу, мы воспринимали трагедию 90-х годов – как будто уходит глыба, но уходила школа, из которой были изъяты здоровые начала, она была оскоплена. Эта школа стала уже служителем при дворе у падишаха, выполняя определённые функции».

Только в таком философском осмыслении отечественного образования становится возможным любой разговор о задачах современной школы, о корнях её проблем и пути выхода из нелёгкого положения.

Разговор о школе по глубинной своей сути это – разговор о национальном самосознании, дающем иммунитет для выживания и самосохранения. Не может быть школы интернациональной, как не может быть интернациональной музыки, поэзии…

Гоголь писал, что «образование черпается из самого же народа, что просвещение наносное должно быть в такой степени заимствовано, сколько может оно помогать собственному развитию, но что развиваться народ должен из своих же национальных стихий».

История, особенно предвоенный период 1930-х годов, показывает, что школа наша достигала успеха, когда опиралась на предшествующие плодотворные, оправдавшие себя культурные традиции.

Ирина Владимировна Ушакова – журналист, публицист. Лауреат премии «Имперская культура» имени Эдуарда Володина, Член Союза писателей России и Союза журналистов России. Член Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры. Организатор Общества по сохранению наследия Рачинских (2013).

Специально для «Столетия»

Источник: https://www.stoletie.ru/

31.08.2023